КОНСУЛЬТАЦИЯ "Приобщение детей к театрализованной деятельности"
консультация (подготовительная группа)

Значение театрализованной игры для развития ребенка. Классификация игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской области «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Приобщение детей к театрализованной деятельности.

Классификация театрализованных игр»


Подготовила:

Социальный педагог

Потупикова Наталья Владимировна

   Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Маша и медведь", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком «махнула» и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям сказки  развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивает не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, развивать коммуникативные качества, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Классификация театрализованных игр


Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за «своего» героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: 

- сюжетно-ролевые (творческие)

 -  игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.



Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской области «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                       

Консультация

для родителей

«ИСТОЧНИКИ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ»

 

Подготовила

Социальный педагог

Потупикова Н.В.

г. Новомосковск

2020

Основанием для формирования агрессивного поведения могут быть самые разные факторы. Такими своими действиями ребенок дошкольного возраста пытается:

  • заставить своих сверстников и взрослых обратить на себя внимание;
  • получить что-нибудь;
  • показать, что он главный;
  • таким образом защищаться;
  • отомстить кому-то за что-то;
  • показать свое превосходство через унижение другого человека (ребенка).

Это все основные факторы. А еще агрессия может возникать благодаря психологической предрасположенности детей дошкольного возраста к ней. То есть, у них может быть склонность к враждебному поведению, если имеется хотя бы одна из ниже перечисленных проблем:

  • плохо развиты навыки эффективного общения;
  • неправильное воспитание в семье, гиперопека;
  • низкий уровень интеллекта;
  • отсутствует способность управлять своим психическим состоянием;
  • неразвита одна из главных форм деятельности ребенка дошкольного возраста — игровая;
  • очень низкая самооценка.
  • заболевания ЦНС.

В общем, агрессия — это такой способ адаптации. Кстати, учеными было установлено, что существует ген агрессивности, передающийся по наследству. Обычно он достается мальчикам, потому что связан именно с Y-хромосомами.

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Объекты — близкие родные люди.
  2. Многие из агрессивных детей воспитываются во вполне благополучных семьях.
  3. Часто появляется спонтанно.

Основная ошибка взрослых — родителей и педагогов — это подавление агрессивности, которое приводит к накоплению враждебных мыслей и эмоций внутри сознания ребенка. Последствием становится рано или поздно взрыв ярости и неумение соизмерять силу своей агрессии. Кроме того, совершенно неправильно считать, что если враждебность подавить, то сразу же вокруг настанет мир и покой. Нет, это не так. А еще родителям нужно разобраться в первую очередь в себе, потому что часто их требования вести себя спокойно не являются заботой о ребенке. Просто тревожность, нервозность и усталость становятся необъятными под детский шум и гам. И нужно объяснять детям истинные причины, а не просто говорить «нельзя».

Агрессия бывает направленной:

  • на самого себя;
  • окружающих: непосредственно на раздражитель или на более доступные объекты.

Проявление агрессии может быть словесным или выражаться жестами, интонацией, мимикой, а также может быть физическим.

Коррекция такого поведения обязательно нужна. Специалисты дают по этому поводу несколько рекомендаций.

  1. Родителям и другим взрослым, находящимся рядом с детьми, необходимо личным положительным примером показывать, как нужно справляться с различными жизненными ситуациями.
  2. Очень важно, чтобы ребенок понимал и был уверен в том, что он любим без условий, таким, каков он есть.
  3. Постоянно не только словами, но и на собственном примере, обучать детей самоконтролю.
  4. Неуемную энергию малыша следует направить в мирное русло. Лучшее, что здесь может помочь, — это спорт. Он учит контролировать свои эмоции и поведение. Это могут быть, например, плавание, восточные единоборства. А можно записать малыша на кружок рисования, это тоже научит его концентрироваться.
  5. Требовать от ребенка дошкольного возраста что-то нужно только согласно его возможностям это требование выполнить. Здесь нельзя руководствоваться своими желаниями.
  6. Легкие проявления враждебного поведения лучше оставлять без внимания. Тем более не нужно привлекать к этим инцидентам посторонних людей.
  7. Нельзя забывать о пользе совместной с ребенком деятельности! И о том, что важно всегда подчеркивать его значимость в этом занятии.
  8. Агрессию как развлечение, а не как реакцию на что-то, лучше пресекать сразу!
  9. Ребенок должен знать, что он добрый, для этого нужно всегда ему об этом говорить.
  10. Важным шагом со стороны родителей будет научить ребенка состраданию. Если он будет понимать, что каким-то своим малоприятным поступком может огорчить близкого и дорогого ему человека, то он уже будет задумываться, прежде чем что-то совершать.
  11. Агрессивные эмоции всегда есть и будут. Их обязательно нужно выплескивать. Это можно сделать так: петь, бегать, играть с мячом, рвать бумагу, бить подушку и т. д.

ИГРЫ И ДРУГИЕ ЗАНЯТИЯ, КАК КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Заметив за своим любимым чадом проблемы с поведением, можно с ним поиграть. Это тоже будет коррекция агрессивности. Только участвовать в игре обязательно нужно искренне. Ведь ребенок сразу почувствует фальшь.

Футбол с подушкой. Здесь роль мяча играет обыкновенная подушка. Нужно разбиться на 2 команды, минимум играющих — двое. Судьей, конечно, должен быть взрослый. Играть можно не только ногами, но и руками, и головой. Цель — ворота соперника.

Один час тишины и покоя и один час «можно все». Завести в семье такую традицию: когда родители устали, в доме должен установиться час тишины. В это время ребенок обязан вести себя спокойно. А в час «можно все» разрешается пошуметь на славу.

Игр и занятий такого типа можно придумать очень много. Главное, чтобы все они привели к желаемой цели — к тому, чтобы агрессия ребенка исчезла естественным путем и коррекция прошла успешно.

И все же, не стоит воспринимать эту форму поведения только как отрицательное качество. На нее можно посмотреть и с другой стороны. Например, в животном мире она необходима для продолжения рода. Ученые утверждают, что многие виды ныне существующих животных попросту не выжили, если бы не агрессия. Вероятно, человеческий род тоже мог бы прерваться.

Общеизвестно, что уменьшить проявления агрессивности взрослого человека практически невозможно, ведь его уже не перевоспитать. Поэтому коррекция обязательно должна начинаться в раннем возрасте!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Использование театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Организуя театрализованные игры с детьми дошкольного возраста, мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если же детей спросишь, почему они не принимают участие в общей игре, они мотивируют свой отказ тем, что им это не интересно. Однако опыт работы показывает, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться принять участие в групповой деятельности. Таким образом, возникают вопросы?

- как привлечь детей к театрализованным играм?

- как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми?

   Важным является то, что - надо вовремя помочь ребенку справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - все это как снежная лавина обрушивается на маленького человека. Загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребенку могут придти куклы и театрализованные игры, так как они никого не могут оставить равнодушными.

      Психика человека предназначена для активности. И нам хотелось бы познакомить вас со специальным методом, который можно использовать в работе с неуверенными детьми. Это метод куклотерапии. Основан он на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультика или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему («в лицах»), как этот персонаж попадает в страшную историю, связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с ней. Если есть у ребенка любимая кукла, то она может быть использована для постановки небольшого спектакля, важно, только, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал любимую игрушку и страшилище.    

       Действительно ли подготовленные куклы ребенок сравнивает с выбранным персонажем? В этом надо убедиться в беседе «до спектакля». Этот метод основан на том, что ребенок идентифицируется в процессе прослушивания сказки или просмотра мультика с героем, которому симпатизирует.

     В процессе высказывания или демонстрации «страной истории» не надо все время успокаивать ребенка, прерывая тем, естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка, и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания   сюжета   эмоциональное   напряжение   ребенка   должно возрастать (для этого сюжет надо построить по «нарастающей», с разрешением проблемы в конце), а достигнув максимума, смениться бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом...) и снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, освободиться от страха и неуверенности в себе.    

       Таким образом, главная задача здесь стоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фразу - расслабление. Обычно напряжение у ребенка с эмоциональным нарушением личности, с одной стороны, дезорганизует его поведение, мешает появлению положительных эмоций и пр., с другой стороны - оно настолько сильно, чтобы произошел катарсис. Поэтому необходимы специальные, «вызывающие» аффект действия. Необходимость достижения катарсиса, однако, не предполагает доведение ребенка до истерики или припадков. Чтобы этого избежать необходимо, учитывать, что нельзя долго «тянуть» рассказ, и надо варьировать его в зависимости от состояния и возраста ребенка.

      Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация( когда главному герою что либо угрожает) и развязка (герой побеждает).

     Описанный метод входит в систему коррекционных приемов -куклотерапию -и является наиболее простым в использовании. Куклотерапия помогает при различных нарушениях. Но случаи с нарушением личности требуют более длительной и серьезной подготовки, чем при эмоциональных нарушениях, не связанных с глубинными деформациями личности.

       Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».

Чуткость, восприимчивость к красоте

в детском годы несравненно глубже,

чем в поздние периоды развития личности.

Потребность в красивом утверждает

                                                                                    моральную красоту, рождая            

                                                                  непримиримость ко всему пошлому,

                                                                                                      уродливому.

                                                                                    В.А. Сухомлинский

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы оттуда ушли, и назад пути нет…

Но почему – то хочется вернуться  в него. Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой ДЕТСТВО. Не заглянув в этот мир невозможно понять не только детей, но и самого себя.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни.

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра.  Игра связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить его это сделать, брать роль на себя и действовать? Этому поможет театр.

Издревле,  театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

     Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!            

       Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.  Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Игра «Узнай по голосу»

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли,

 А теперь в кружок мы встали.

 Ты загадку отгадай.

 Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

С помощью жестов, движений дети показывают  какое-либо действие.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

«Испорченный телефон»

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, (кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол    

                          ребром)

Щека к щеке,  (кулачки трутся друг о друга).

Щиплют щетку  (правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот) в уголке.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как :

 -вратарь ловит мяч;

 -зоолог ловит бабочку;

 -рыбак ловит большую рыбу;

 -ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить:

 Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности

Если Вы прогрессивные родители, то, конечно же, вам хочется дать своему малышу как можно больше информации, чтобы он рос думающим и всесторонне развитым. Модные методики и системы обучения, игровые за...