Методическая разработка«Организации взаимодействия семьи, детей с ОВЗ В МБДОУ №5 «Калинка».
методическая разработка

Методическая разработка«Организации взаимодействия  семьи, детей с ОВЗ В МБДОУ №5 «Калинка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_vzaimodeystvii_s_semyami_detey_s_ovz.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Организации взаимодействия

семьи, детей с ОВЗ

В МБДОУ №5 «Калинка».

Подготовила:  воспитатель МБДОУ №5 «Калинка»

Биштова Наталья Сергеевна

        Рождение ребенка — это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой огромные надежды.  

              Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи.

Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

         Но без специальных знаний это сделать невозможно, поэтому именно помощь в решении данных проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Чтобы отойти от понятия болезни и сформировать у родителей мотивацию на восприятие ребенка как человека с особенными потребностями в нашем МБДОУ мы стараемся решить ряд задач:

  • создаем психологические условия для адекватного восприятия родителями информации об особенностях развития их ребенка
  • стараемся освободить родителей от чувства вины и преодоления их стрессового состояния
  • повышаем грамотность в области коррекционной педагогики, пробуждаем интерес и желание заниматься со своими детьми
  • стараемся помочь родителям в создании комфортной для развития ребёнка семейной среды.

В рамках данного направления работы в МБДОУ №5 «Калинка» внедряются в практику традиционные формы взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества. Работа по реализации этих задач ведется в трех направлениях: работа с родителями воспитанников с ОВЗ посещающих МБДОУ, с семьями детей с ОВЗ не посещающих МБДОУ, с родителями воспитанников общеобразовательных групп.

В настоящее время разработано большое количество систем и моделей работы с семьями детей с особыми образовательными потребностями. Изучив опыт работы других учреждений, методическую литературу по данной проблематике, мы разработали систему взаимодействия с семьями.

Для этого мы планируем работу, которую можно разделить на следующие блоки:

  • познавательный,
  • информационно – аналитический,
  • досуговый,
  • наглядно – информационный.

Познавательный: семинары – практикумы, родительские собрания (общие и групповые), экскурсии по ДОУ, индивидуальные консультации и т.д.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей в нашем дошкольном учреждении остается родительское собрание с использованием ИКТ.

         Информационно – аналитический: анкетирование, социологические опросы, почтовый ящик «Вопрос-ответ», сайт ДОУ, электронная почта и т.д.

Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках и конкурсах, совместные субботники, совместные проекты и т.д.

Это самая популярная как педагогами, так и родителями форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Сюда можно отнести создание плакатов, выставки, конкурсы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся нашими самыми активными помощниками и верными союзниками в любом деле.

             Наглядно-информационный: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, открытые занятия, тематические дни и недели.

Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах, организации учебного процесса на сайте МБДОУ.

           Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье, поэтому большой популярностью пользуются практические и индивидуальные занятия с родителями (творческие домашние задания, участие в конкурсах, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательной деятельности).

 Во время индивидуальных занятий с родителями используем личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

        Очень продуктивно проходят мастер-классы   по изготовлению пособий для использования в семье.  Родители, выполняя задания совместно с ребенком, становятся помощниками, организаторами жизни детей; создают комфортную для развития ребенка семейную среду.

   

         В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.  

        В заключении необходимо отметить, что выбранные формы и методы работы в нашем дошкольном учреждении способствуют укреплению позиции семьи как партнёра и активного субъекта образовательной среды, качественно изменяются условия взаимодействия с родителями.

      Сочетание современных и традиционных форм работы позволяет раскрыть родительский потенциал, овладеть инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

      Проводимые мероприятия в МБДОУ №5 «Калинка» стали базой для создания благоприятного психологического климата, позитивных родительских чувств, необходимым в инклюзивной практике элементом по преодолению и профилактики нарушений психофизического развития воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Организация совместной деятельности детей и взрослых "Бабушки в гостях у внуков и внучек. Игры нашего детства"

Конспект "Организация совместной деятельности бабушек, детей и педагогов на тему  «Бабушки в гостях у внуков и внучек»...

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Методическая разработка «Организация двигательной деятельности детей дошкольного возраста совместно с родителями»

Цель: привлечь внимание родителей к значимости детской подвижной игры и спортивных упражнений...

Методическая разработка " Организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста на прогулке"

Введение: Воспитание человека – многогранный и сложный процесс. Но две грани в этом процессе являются определяющими: воспитание чувств, души ивоспитание разума. Об этом нельзя забывать в хо...

Конспект методической разработки организации НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Светофорию»

Основная общеобразовательная задача: закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать грамотного пешехода.Цели: Познакомить детей с основными правилами поведения на улице и...

методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»

Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...