ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (М.Э. ВАЙНЕР)
тест

Королева Марина Александровна

В современном темпе жизни многие родители не успевают замечать особенности поведения и развития собственных детей. Некоторые же просто не всегда могут принять и понять, что делать с неконструктивным поведением детей, таким как: импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, недисциплинированное, конформное и симптоматическое поведение. Однако, если упустить момент в дошкольном детстве, в дальнейшем, это приведет к тяжелым последствиям в школе (девиантному поведению).

         Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно благодаря игровым технологиям можно успешно бороться с нежелательным поведением детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_statya.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Королева Марина Александровна

педагог-психолог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 62 «Снежинка» Корпус 2

E-mail: koroleva_marina@bk.ru 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (М.Э. ВАЙНЕР)

Аннотация. В современном темпе жизни многие родители не успевают замечать особенности поведения и развития собственных детей. Некоторые же просто не всегда могут принять и понять, что делать с неконструктивным поведением детей, таким как: импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, недисциплинированное, конформное и симптоматическое поведение. Однако, если упустить момент в дошкольном детстве, в дальнейшем, это приведет к тяжелым последствиям в школе (девиантному поведению).

        Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно благодаря игровым технологиям можно успешно бороться с нежелательным поведением детей.

Ключевые слова: игровые технологии, дошкольники, игра, неконструктивное  поведение.

Annotation. In the modern pace of life, many parents do not have time to notice the peculiarities of the behavior and development of their own children. Some simply cannot always accept and understand what to do with unconstructive behavior of children, such as: impulsive, demonstrative, protesting, aggressive, undisciplined, conformal and symptomatic behavior. However, if you miss the moment in preschool childhood, in the future, it will lead to serious consequences at school (deviant behavior).

        The main activity in preschool age is a game. And it is thanks to gaming technologies that it is possible to successfully combat undesirable behavior of children.

Keywords: game technologies, preschoolers, game, unconstructive behavior.

Первое движение ребенка к жизни - это игра, поэтому она имеет особое значение. В игре формируются жизненные познания, отношение к труду, психологические особенности маленького ребенка [1]. Проблемой изучения игры занимались не только психологи и педагоги, но и философы, историки, этнографы, деятели искусства и ученые, изучающие воспитание детей. Многие детские писатели описывают психологическую сущность детской мысли и известно также, что характерные особенности игры описываются через художественные образы.

В игре есть отражение реальности, ее образный луч. Общеизвестно, что характерной особенностью игры является подражание различным явлениям жизни и различным действиям старших. В игре заложен важнейший механизм умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания детей [4]. В процессе игры дети чувствуют себя свободно, проявляют любознательность, находчивость. Через чувства, восприятия, мышления, воображения, внимания, воли погружается в мир различных психических ощущений и чувств.

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. (Л.С. Выготский) [3].

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. (В.М. Шепель) [5].

Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К Селевко). [6]

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Иногда ребенок начинает создавать модели поведения, которые могут вызвать проблемы в его жизни и жизни окружающих. Родители и педагоги  могут распознавать признаки как чрезмерная злость, страх или беспокойство и эти чувства и поведение могут повлиять на развитие ребенка и его способность ладить с семьей и друзьями.

Когда взрослые сталкиваются с эмоциональными и поведенческими проблемами, они могут обратиться за помощью к педагогу-психологу. В помощь используется игровая терапия, с целью помочь детям общаться на своем уровне и в своем собственном темпе. Это позволяет им понять запутанные чувства и тревоги, которые они еще не смогли обработать.

Реализация технологии [2]:

Цель применения технологии: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Задачи применения технологии:

  • Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
  • Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
  • Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

Описание этапов применения технологии:

  • I этап – подготовительный. Цель: анализ проблем, неконструктивного поведения ребёнка – отсутствием у ребёнка самоконтроля, волевых качеств, непринятием социальных норм поведения.

Формы и методы работы:

  • анализ литературы (изучение особенностей девиантного поведения, программ и диагностик, которые можно применить),
  • беседы с воспитателями (для выявления детей группы риска),
  • беседы с родителями.
  • II этап – диагностический. Цель этого этапа: этап диагностики присущего ребенку типа неконструктивного поведения.
  • III этап – практический. Цель: индивидуально для каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической помощи, определяется направление, содержание и логика коррекционного воздействия: будет ли это коррекция неконструктивного поведения, или купирование отрицательных и развитие позитивных черт личности.
  • IV этап – заключительный. Цель этого этапа: анализ результативности реализации технологии.

Трансляция опыта:

https://nsportal.ru/koroleva-marina

Выводы по реализации технологии

В результате организованной психокоррекционной работы с применением игровых технологий коррекции поведения дошкольников (М.Э. Вайнер) у детей: снизился уровень эмоционального напряжения; сформировалось эмоциональное осознание своего поведения; дети овладели навыками самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний; развились коммуникативные стороны общения.

Список литературы:

  1. Букетова Е.А. Важность использования игровых элементов. // Сборник статей XXXVI Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. – 170 с
  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: [Учеб. пособие] / М. Э. Вайнер. - М.: Пед. о-во России, 2004. - 95 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991
  4. Исакова Е.Е. Использование игр и игровых упражнений в формировании связной речи у дошкольников с ОНР. Электронный ресурс. URL: http://doshkolnik.ru/logopedia/
  5. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.