Отчет по инновационной технологии "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" 2018-2019 уч.г.
материал

Юрина Раиса Алексеевна

В отчете "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" представлена работа творческой группы на промежуточном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_innovatsionnoy_deyatelnosti_2018-2019_g.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида № 35   «Аленушка-1» г.Ершова Саратовской области»

ОТЧЕТ

о втором этапе работы муниципальной инновационной

площадки  на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35   «Аленушка-1» г.Ершова Саратовской области»

Тема   инновационной деятельности: «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников».

Объект исследования : особенности проявления импульсивного поведения у детей дошкольного возраста

Предмет исследования: использование игровых технологий

Гипотеза: поведение ребёнка можно корректировать в процессе использования игровых технологий.

   

Сроки инновационной деятельности:  сентябрь 2017 г. - май 2020 г.

Статус инновационной деятельности: муниципальная инновационная площадка.

Руководитель инновационной площадки: заведующий Верескун Н.Н.

База экспериментальной деятельности:  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35   «Аленушка-1» г.Ершова Саратовской области».

 

Участники экспериментальной деятельности: 

- Верескун Н.Н. – заведуюший д.с.,

- Юрина Р.А. – заместитель заведующего,

- Васильева М.В. – воспитатель,

- Астафьева Е.В. – воспитатель,

- Разумова А.А. – инструктор по физической культуре,

- Рудник А.В. – педагог-психолог

Цель экспериментальной деятельности: 

         Выявить эффективность использования игровых технологий в процессе коррекции  поведения детей дошкольного возраста. Вооружить воспитателя средствами, «инструментарием» по коррекции поведения дошкольников посредством использования игровых технологий

Для выполнения поставленной цели были определены задачи:

1. Изучить игровую деятельность и её возможности в психолого - педагогической литературе.

2.Рассмотреть понятие игровые технологии и определить их место в педагогическом процессе;

3.Установить взаимосвязь результативности  работы  по коррекции поведения детей дошкольного возраста от использования игровых технологий;

4.Обобщить изученный теоретический материал;

С сентября 2019 года начался второй этап инновационной деятельности: Этап  запуска и становления инновации.

На данном этапе работа велась в следующих направлениях:

II.

Этап  запуска и становления инновации

3

Создание и апробация инновационных проектов

4

Разработка критериев оценки результатов внедрения инновационной деятельности.

5

Организация и проведение работы с родителей по теме инновации с целью оказания ими помощи в его реализации

6

Проведение методических мероприятий по инновационной работе

7

Определение задач и содержания инновационной работы на следующий этап с учетом полученных результатов

         Участниками инновационной деятельности утвержден диагностический инструментарий, в котором предлагаются таблицы с характеристиками поведения и ключ, с помощью которого определяется тип поведения ребенка. Так же в диагностическом инструментарии предлагается  тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:

- частота,

- длительность, степень тяжести,

     - ситуационная специфичность.

К диагностическому инструментарию  разработан методический материал по теме «Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей»,

 «Формы неконструктивного поведения» 

              Разработан  ряд правил, способствующих лучшей организации   коррекционного  процесса:

         1) игра используется как средство диагностики, терапии и обучения;

         2) выбор игровых тем отражает их значимость для педагога и интерес для   ребенка;

        3) руководство игрой строится так, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей;

         4) спонтанные и направляемые педагогом игры представляют две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации;

         5) соотношение спонтанных и направленных компонентов игры зависит не столько от возраста детей, сколько от личностных особенностей.

             Разработано перспективное планирование игр по коррекции неконструктивного поведения детей экспериментальной группы

Тип 
поведения

Виды игр

Тематика игр

Задачи 
коррекции поведения в играх

Время 
проведения

1

2

3

4

5

Конформное поведение

Игры-драматизации

«Король-Боровик», «Тишина», «Попугай»

1.  Повышение самооценки

2.  Обучение умению общаться

3.  Обучение самостоятельности

4.  Обучение умению отстаивать свое мнение

5.  Преодоление неуверенности, застенчивости, тревожности, трусости

2-3 раза в месяц

Раскрепощающие психотехнические игры

«Киска», «Летел лебедь», «Атомы-молекулы», «Посидим в тишине» «Загадочный стук»

1-2 раза в неделю

Образно-ролевые игры

«Интересная походка», «Разные лошадки», «Теремок»

2-3 раза в месяц

1

2

3

4

5

Протестное поведение

Коллективные дидактические игры

«Сто одежек», «Неожиданные картинки», «Цепочки слов»

1.  Воспитание чувства коллективизма

2.  Развитие способности идти на компромисс

3.  Обучение умению эффективно разрешать конфликтные ситуации

4.  Обучение умению прислушиваться к мнению других

5.  Развитие навыков сотрудничества

1 раз в 2 недели

Импульсивное поведение

Игры с правилами (Подвижные игры)

«Воробьиные драки», «Эстафета зверей», «Мяч по кругу»

1. Подчинение ребенка требованиям игры

2. Приобретение навыков выдержки и самообладания

3. Выработка внимания, сдержанности

4. Обучение обдумыванию и обосновыванию своих поступков

5. Формирование ответственности за свое поведение

Ежедневно

Длительные совместные игры со сверстниками - дидактические игры

«Бюро находок», «Кругосветное путешествие»

Ежедневно

Игры с элементами соревнований

Различные настольные игры (Например, «Лото»)

1-2 раза в неделю

Демонстративное поведение

Сюжетно-ролевые игры

«День рождения», «В поликлинике»

1.  Дать возможность для самовыражения

2.  Оценка собственного поведения

3.  Усвоение норм и правил поведения

Каждый день в свободное время

Агрессивное поведение

Психотехнические освобождающие

«Зеркало», «Зеркало наоборот», «Голова-мяч», «Ванька-Встанька», «Шалтай-Болтай»

1.  Ослабление внутренней агрессивной напряженности

2.  Осознание своих враждебных переживаний

3.  Приобретение эмоциональной поведенческой стабильности

1-2 раз в неделю

Недисциплинированное поведение, все типы неконструктивного поведения

Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры со сверстниками – дидактические игры, русские народные игры

«Горелки», «Цепи», «Разорви круг», «Поймай последнего»

1.  Самостоятельный контроль за собственным поведением

2.  Формирование выдержки, самообладания

3.  Формирование организованности, ответственности за свое поведение

2-3 раза в неделю

Составлена картотека игр по коррекции неконструктивного поведения детей.

          Было организовано наблюдение за детьми группы во время различных режимных моментов, коллективных игр, специально организованной деятельности, самостоятельной деятельности, при общении со взрослыми, родителями, сверстниками. Целью данного вида работы являлось выявление уровня развития, отклонений в поведении у детей дошкольного возраста.

Анализ проведённого наблюдения - эксперимента показал, что

1. у детей низкий уровень усидчивости и высокая моторная активность;

2. некоторым детям свойственна вспыльчивость;

3. дети выражают свои эмоции словами, редко - резким изменением поведения.

         Педагогом – психологом проведена первичная диагностика детей старшей группы с целью выявления типа поведения воспитанников. В результате было выявлено 13 детей с неконструктивным поведением:

          Протестное поведение – 2 ребенка;

          Комфорное поведение – 8 детей;

          Импульсивное поведение – 2 ребенка;

          Недисциплинированное – 1 ребенок.

                  Индивидуально, для каждого ребенка, нуждающегося в психолого-    педагогической помощи, определено направление, содержание и логика коррекционного воздействия. Составлены индивидуальные образовательные маршруты. При планировании предстоящей коррекционно-развивающей работы, намечено «построить» «лестницу проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее достижимая поведенческая проблема, а на каждой следующей – по одной другой, отличающихся между собой постепенно возрастающей сложностью.

Предусмотрен выбор формы коррекционно – развивающего воздействия: заниматься с ребенком индивидуально, включать его в группу, вовлечь во фронтальную работу и т. д.

Ведется конструирование игровой программы (системы игр), ее содержательное наполнение игровыми упражнениями и играми для различных типов поведения дошкольников.

   

Виды игр

Тип неконструктивного поведения

Игры с правилами

Импульсивное недисциплинированное

Игры - соревнования

Импульсивное недисциплинированное

Игры драматизации

Импульсивное недисциплинированное

Образно – ролевые игры

Конформное

Раскрепощающие психотехнические игры (аутотренинг)

Конформное

Коллективные дидактические игры

Конформное

Сюжетно – ролевые игры

Демонстративное

Режиссерские игры

Агрессивное

Психотехнические освобождающие

Агрессивное

Народные подвижные игры

Все типы поведения

Таким образом, принимая во внимание результаты констатирующего этапа эксперимента с группой, были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная.


Руководствуясь результатами диагностики, были поставлены последующие цели, задачи и методы коррекции поведения детей.

                С целью  создания условий педагогической и игровой поддержки взрослого и ребёнка для развития творчества и социализации был создан и апробирован развивающее - игровой проект «Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ: развитие компетенций взрослых и детей». Задачи проекта посвящены созданию условий понимания сущности игры всеми субъектами педагогического процесса, анализа и применения игровых организаторских умений, нахождения способов повышения родительской и педагогической компетентности, созданию предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие игровой культуры, уважение к личности ребёнка, развивающей его творчество и уверенность в себе, освоению и внедрение педагогами новых игровых технологий, развивающие творчество и социальные навыки дошкольников.

      Взяты во внимание и  те моменты, над которыми нужно работать совместно с родителями или со специалистами. Проводились тренинги, тематические собрания, семинары вместе с родителями, индивидуальные и групповые консультации для родителей. Выносились некоторые моменты на обсуждение в ходе педагогических семинаров, объединений  чтобы решить проблему совместно.

Помимо родительских собраний и семинаров в родительских уголках размещается наглядная информация и советы специалистов.

       Определены задачи и содержание инновационной работы на следующий этап с учетом полученных результатов.