консультация «Инновационные формы работы по развитию монологической речи дошкольников»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация познакомит воспитатетлей ДОУ с инновационными формами по развитию монологической речи дошкольников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Консультация для воспитателей на тему:

 «Инновационные формы работы

по развитию монологической речи дошкольников»

Подготовили: воспитатель Полозова т.И.

15.12.2021г.

Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения.

В связной речи понятие - монологическая речь является центральной.

Исследователь Леонтьев считает, что монологическая речь имеет некоторые особенности:

1. Монологическая речь - это развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если слушатели не знали раньше о предмете высказывания.

2. Монологическая речь - произвольный вид речи. Говорящий, имеет намерение выразить содержание, должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.

Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.

Выделяются три основных вида монологической речи:

  • Описание — это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру. Можно выделить ряд особенностей описания, которые отличают его от других типов монолога.
  • Повествование — тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений. Повествование — это другой тип монолога — существует как самостоятельный тип речи и как интегрированный тип, который может включать в себя описания и рассуждения. Повествование определяется как тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений.
  • Рассуждение — это тип монологической речи в форме доказательства, это «особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику». Рассуждение отличается от описания и повествования тем, что в нем отражаются не факты и явления, а мысли, суждения о фактах и явлениях, объяснение причинно-следственных связей какого-либо факта или явления

    Развивать монологическую речь необходимо начинать с 2-х лет в процессе чтения и разучивания потешек, прибауток. С 4 лет детям доступны такие типы монолога как - описание и повествование. Формировать у детей монологическую речь необходимо со среднего возраста. В старшем дошкольном возрасте детям доступен тип монолога - рассуждения в одно - два предложения.

    Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

     Ряд современных исследователей ( Е.А. Бабаева, И.Н.Воеводина, М.В. Довидович) отмечают недостаточность использования традиционных методов обучения дошкольником монологической речи. Для того, чтобы заинтересовать детей, сделать процесс обучения максимально интересным и эмоционально насыщенным. Необходимо использовать нестандартные, инновационные технологии.

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

     Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

     Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

     На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

     К исследовательской деятельности можно отнести не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы»), «путешествия» по карте («Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню»), а также коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т.д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

     Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы.

Игровые технологии

Мнемотехника

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Моделирование

В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема)

  • Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память.
  • Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа.
  • Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия.
  • Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.

Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой)

Дети          Лопаты

Лопаты           Снег

Снег               Горка

Горка             Дети

Дети              Санки

Санки            Горка

Горка             Весна

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко

Пример: Схема описания и сравнения посуды

Сравнение предметов по общей схематической зарисовке.  (вместо вопросительного знака помещается две предметных картинки, которые сравниваются по  схематической зарисовке

                                                                         

Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания.В маленьком домике жили девочка Маша и мальчик Саша . у маши была кошка Сима, а у Саши пес Шарик. Кошка любила спать на диване.  А шарик спал в коридоре на коврике.

(картинки переставляют и получается другой рассказ, который1 предлагается детям рассказать.  Можно составить несколько различных комбинаций)

Составление линейного рассказа.

Однажды цветы  стали между собой хвастаться:

Кактус сказал:  - Я могу обходиться без воды очень долго.

Фикус:  -  А я могу за раз выпить целое ведро, как верблюд.

Фиалка: - А у меня самые нарядные цветочки, полюбуйтесь!

Кактус: - А у меня вместо листочков колючки.

Фикус: - А мои листья похожи на большие ладошки.

Фиалка: - А мои листья мягкие и пушистые.

Кактус: - Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать.

Фиалка: - А вот меня поливают под самый корешок.

Фикус: - А меня можно поливать редко, но по целому ведру.

Но вот пришла девочка Маша и помирила цветочки. 

(После пересказа, схему можно разбить и рассказать о каждом цветке отдельно

Технология ТРИЗ

Инструментарий ТРИЗ

Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

Темы мозгового штурма могут быть такие:

  • Как спрятаться от дождя;
  • Как Колобку убежать от Лисы;
  • Как потушить пожар, если дома нет воды;
  • Как оставить кусочек лета для зимы.

Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых

предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.

В предполагаемой  игре четыре серии карточек: «движение», «материал», «звук», «запах». На «рубашках» соответственно свой цвет, надпись или изображение-символ. А на лицевой стороне карточек — различные предметы, которые показывают, как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать.

Серия «Движение»

     


Серия «Материал»

    

Серия «Запах»

             
Серия «Звук»

    

Картинки, включенные в игру,  могут быть дополнены или заменены другими, на усмотрение участников игры.

Играем!

Берется произвольный объект,  можно начинать с рукотворного мира, а затем переносить необычные свойства на все подряд. Затем поочередно выбираются карточки со свойствами – запах, материал, способ передвижения, звук. Свойство, которое зашифровано на карточке переносится на объект. Ведущий вместе с игроками обсуждает, какой получается предмет, что в нем хорошего, что плохого, как это плохое можно изменить, превратив в хорошее.

Когда игра будет освоена, советую добавить карточки с пустыми картинками, чтобы можно было придумывать самому, каким свойством наделить предмет.

Для начала придумаем необычное животное, воспользуемся методом объединение и соединим  зебру и черепаху.
Получается «
зеброчерепаха» (пример диалога взят из пособия Л.Е. Белоусовой).

Воспитатель. Этот зверь фантастический, в жизни таких зверей не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи».

Воспитатель. Как умеет двигаться наш зверь? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение».)

Ребенок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком). Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Ребенок. Когда зеброчерепаха подпрыгнет, она увидит и своих друзей, и своих врагов, сможет достать с высокого дерева любой фрукт.

Воспитатель. Из какого она материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», ребенок выбирает карточку «ложка».)

Ребенок. Она деревянная.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Ребенок. Ее никто не съест, она невкусная. Она не тонет в воде. Она красивая.

Воспитатель. Какие звуки она издает? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки».)

Ребенок (выбрал гудок). Умеет гудеть.

Воспитатель. Почему это хорошо?

Ребенок. У нее хороший слух. Может веселить Других, предупреждать друзей об опасности

Воспитатель. Чем своими гудками. Обманывать врагов. Они будут думать, Что паровоз едет. Она пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах».)

Ребенок (выбрал карточку с яблоком). Фруктами.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Дети. Она освежает воздух, пробуждает аппетит, усыпляет.

Воспитатель. А чем это плохо?

1-й ребенок. Плохо, что зеброчерепаха прыгает, как мячик, потому что если она что-нибудь потеряет, то ей трудно будет это найти. Ее может увидеть охотник, если она очень высоко подпрыгнет.

2-й ребенок. Плохо, что она деревянная, так как она может при столкновении с другим зверем ударить его или оцарапать. Деревянный стук мешает спать другим зверям. Ее может раздолбить дятел или кто-нибудь Другой.

3- й ребенок. Плохо, что гудит, как дудка,— мешает спокойствию. Скучно слушать одну и ту же мелодию.

4-й ребенок. Пахнет все время фруктами — ее друзьям может надоесть этот запах, голова заболит, перебивает все другие запахи (например, будет есть селедку, а она фруктами пахнет, это неприятно).

Воспитатель. Чем ей можно помочь?

1-й ребенок. Надо научить ее прыгать и высоко, и низко, а дерево обернуть железом, чтобы ее никто не смог съесть.

2-й ребенок. Сделать ей секретные кнопочки, чтобы можно было отключать звук и запах.

После обсуждения чудесной вещи для закрепления очень важно любым художественным способом зафиксировать: нарисовать, слепить, сделать коллаж.

Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный). Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

Системный оператор: дать характеристику любому предмету. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются:

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

• Система. Кошка.

• Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т. д.

• Надсистема. Домашние животные.

• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.

• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.

• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.

• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

Или другой пример:

• Система. Спелый помидор.

• Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.

• Надсистема. Растения. Овощи.

• Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на помидорном кусте.

• Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и сочный. Помидор очень полезен для здоровья.

• Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими порезанными овощами и приготовим салат, который потом скушаем.

• Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые пытаются их скушать еще на грядке.

Поэтажное конструирование (составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира). Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 1) Кто ты? 2) Где живѐшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?

Установление взаимосвязей между объектами

(на примере картины «Собака со щенками)

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.

 Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо — плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Примеры:

Собака — дом.
«Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».

Веревка — собака.
«Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака».

Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»

Цели:

— учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей;
— подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано;
— упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.

Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры «Кто в кружочке»), фломастеры контрастных цветов.
Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг друга.
При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.

Например:
Щенок — ель.
«Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю».

Другие примеры:
Собака — дом; щенок 1 — будка; щенок 2 — миска; щенок 3 — ель.

Игра «Живые картинки»

Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры

Распределение ролей:

дом — Оля,
будка — Лена,
собака — Вася,
ель — Оксана,
веревка — Федя.

Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.
Будка — Лена: Позади меня дом, а впереди — собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.
Ель — Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома — в лесу. На ковре я встану позади дома.
Собака — Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.
Веревка — Федя: Я — веревка и соединяю будку и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и собакой.

Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

(на примере картины «Собака со щенками»)

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:
— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».

2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.
Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки — жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле — жестко и больно».

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»

Цели:
— учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
— уточнить представления о способах и продуктах питания;
— побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.
Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

1. «Я — рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых — жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня — это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный».

2. «Я — ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно».

Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход занятия:
1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: санки;
2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: санки с красным сиденьем.
3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Пример рассказа.

 «Я – санки. У меня стальные полозья, красное сиденье, бордовая верёвка. Я дружу с девочкой. Мы с ней каждый день ходим кататься с горки. Часто я катаю друзей девочки и даже щенка. Самое хорошее, весёлое время года – зима, потому что всё остальное время стою в чулане и скучаю».

Технология синквейна

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное

отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

Необходимо отметить, что создание условий для формирования монологической речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в развитии  ребенка вне его. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать речь, для комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.