"Развитие монологической речи дошкольников"
методическая разработка по теме

Предложены речевые ситуации, методические рекомендации по развитию монологическо речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_monologicheskoy_rechi_doshkolnikov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие разговорной монологической речи в процессе разучивания стихотворений, пересказывания, составления рассказов»

Составитель:

воспитатель Синявская Н.А.

  Речь человека – показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И. Жинкин считает, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

  Развитие речи считается одним из важнейших направлений в работе воспитателя, так как обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка.

  Речь не возникает сама по себе. Она является составной частью общения, которое сочетается с какой – то другой деятельностью: практической, игровой, познавательной, творческой, поэтому необходимо позаботиться о создании определенной ситуации общения, о возникновении у детей потребности вступить в нее, о появлении у них мотива речи.

   В работе с детьми целесообразно использовать следующие типы речевых ситуаций:

1. Ситуации, рассчитанные на появление потребности поделиться с воспитателем своими наблюдениями, впечатлениями, словесными находками.

2. Педагогические ситуации, связанные с необходимостью донести до ребенка знания, научить чему – нибудь.

3. Ситуации, связанные с проведением элементарного поиска.

4. Ситуации, рождающие желание передать видение окружающего, свое восприятие мира.

    Развивать речь - значит формировать определенные речевые умения:

  1. Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чем буду говорить;
  2. Умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности излагать мысли;
  3. Умение воплощать свой замысел в жизнь, т.е. говорить строго на тему, развивая мысль, используя различные средства выразительности;
  4. Умение осуществлять контроль за речью.

  Всеми названными умениями дети начинают овладевать в старшем дошкольном возрасте. Для эффективности этой деятельности необходимо пройти несколько этапов.

  1. Накопление речевого опыта;
  2. Создание устных высказываний по образцу;
  3. Самостоятельное выполнение творческих заданий.

Придумывание дает толчок творческому воображению и самостоятельной мысли. Ребенок становится автором, он выбирает содержание рассказа и его форму.

    Формулировка темы или задания эмоционально настраивает детей на сочинение рассказа.

    Рассказы детей можно оформить в виде книги. Использование ситуаций записывания речи (ребенок диктует рассказ, взрослый записывает) создает условия для активизации сложных синтаксических конструкций, развивает память. Использование полученных знаний об окружающем мире и передача их с помощью речи подтверждает, что у детей сформировалась готовность к овладению различными видами связной речи в школе, создается основа для успешного овладения в дальнейшем и письменной монологической речью.          У многих детей дошкольного возраста нарушено эмоционально-чувственное постижение мира. Чем больше красоты и добра взрослые привнесут в жизнь детей, тем активнее они будут в своих творческих и познавательных порывах. Нам, педагогам, необходимо вызвать у детей потребность в высказывании, поддержать идею высказывания ребенка, обогатить внутреннюю речь, помочь грамматически правильно оформить значение слов и преподнести внешнюю речь в более выгодном свете.
Для создания комфортной обстановки мы, в своей работе с детьми, применяем метод воздействия посредством художественного творчества. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей и взрослых положительные эмоции, мобилизует творческий потенциал. Особенно успешна эта работа с детьми, имеющими нарушения речи. Терапевтические куклы, которые мы применяем на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за «чужую жизнь», помогают снимать психическое напряжение. Дети с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.
   Для развития познавательных процессов и мыслительных операций применяем сказкотерапию. Успешно используем картины с проблемным сюжетом Т.А. Ткаченко. Ребенок мыслит, высказывает свое мнение. Это способствует развитию монологической речи. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по сюжетным картинам, по прослушанному тексту и картине, по одной сюжетной картине, по памяти, по символам, схемам, по натуральным предметам, по предметным картинам, по заданным словам.
Таблицы-коллажи удобны тем, что их можно использовать в работе с детьми различных уровней развития памяти, мышления. Применение коллажей способствует стремлению детей называть признаки объектов, рассказать о них, запомнить тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому необходимо использовать методы, облегчающие этот процесс. Одним из таких методов является наглядное моделирование. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Таким образом, они привыкают к самоконтролю, а это необходимо для подготовки к обучению в школе.
Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала. Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования мы применяем мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть. Примерные ответы: Мне бы хотелось быть светловолосой, голубоглазой, розовощекой, чернобровой, длинноногой… Дети отгадывают. Считаю эффективным в работе над развитием монологической речи рекламные сообщения. По мнемотаблицам ребенок рекламирует свой товар, например, мебель из карельской березы, из экологически чистого района, особо прочную. Указывается о скидках, бесплатной доставке… Эта работа активизирует словарь детей по лексическим темам. Для совершенствования связной монологической речи используем методический материал с занимательным сюжетом Т.А. Ткаченко. Оригинальная система упражнений является наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5-7 лет. Связная монологическая речь совершенствуется у детей на логоритмических занятиях.
Известно, что для письменной монологической речи необходимы сложнейшие мелкие движения пальцев. Мы давно применяем в работе с дошкольниками приемы Монтессори-педагогики. Это пальчиковый театр, штриховки, обведение плоских фигур, определение на ощупь шершавых букв. Доступна и полезна работа с бусами. Предлагаю различные варианты работы с бусами. Эти игры мы называем «Раз словечко, два словечко…», «Волшебная цепочка», «Звуки в кругу», «Волшебный круг». При составлении рассказов, пересказов дети применяют бусы для перебирания пальчиками. Это успокаивает их, повышает инициативу в высказываниях. Дети любят играть с камешками из цикла «Вспомни игры своего детства».
Такой подход к развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста дает положительный результат и свидетельствует об эффективности применяемых нами методик, методов и приемов. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, повышается качество связной речи, которое определяет готовность ребенка к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...

«Педагогические условия развития монологической речи дошкольников»

Педагогическое кредо- Главная задача воспитателя:"научить ребенка быть счатливыми"...

Выступление «Развитие монологической речи дошкольников путем внедрения технологий ОТСМ–ТРИЗ–РТВ»

Выступление «Развитие монологической речи дошкольников путем внедрения технологий ОТСМ–ТРИЗ–РТВ»...

Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...

консультация «Инновационные формы работы по развитию монологической речи дошкольников»

Консультация познакомит воспитатетлей ДОУ с инновационными формами по развитию монологической речи дошкольников...

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушински...