Выступление «Развитие монологической речи дошкольников путем внедрения технологий ОТСМ–ТРИЗ–РТВ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Каримова Инна Вячеславовна

Выступление «Развитие монологической речи дошкольников путем внедрения технологий ОТСМ–ТРИЗ–РТВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_monologicheskoy_rechi.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

«Развитие монологической речи дошкольников путем внедрения

технологий ОТСМ–ТРИЗ–РТВ»

Подготовил

воспитатель высшей кв. категории

МДОУ ЦРР-д/с №15 Таирова И.В.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими.

Главной задачей развития связной речи ребенка, является совершенствование монологической речи. Которая, во-первых, помогает ребенку стать контактным, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах, способствует становлению черт характера.  Во-вторых, полноценное владение родной речью - это «необходимое условие для дальнейшего развития и образования, так как оно дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания».

И поэтому, одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение особенностей становления связной речи в современных условиях, поиск эффективных способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей. Традиционное обучение дошкольников строится на подражании, с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества

В связи с выше изложенным, и отдавая должное традиционным методам и приемам развития речи, педагоги ДОУ обратили внимание на методику развития речемыслительной деятельности в технологии ОТСМ–ТРИЗ–РТВ, где на первое место выходит продуктивная деятельность детей, самостоятельный и активный поиск с правом выбора, который предоставляет взрослый.

Данная технология помогает достигнуть более высоких результатов, вести целенаправленную систематическую работу по развитию связной речи дошкольников.

Особое место для развития связной монологической речи занимает рассказывание по картине.

Так основополагающим моментом в предлагаемой Т.А. Сидорчук и Н.Н.Хоменко технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой, у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. По окончанию каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок, совершенного мыслительного действия. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Рассмотрим поэтапно методику составления рассказа по картине, с помощью картины «Спасаем мяч». Методика предназначена для обучения детей усвоению способов создания связного текста и развитию монологической речи.

Этап 1. Определите объекты на картине.

Правило этого этапа «Смотрю на картину и называю объекты».

Данный этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий.

Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используется игровой прием «подзорная труба», «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. При наличии однородных объектов на картине их группируют по какому-либо признаку. Моделирование объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась.

Например, пришла в гости картина, посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим объекты, которые находятся на ней. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов (педагог, по мере называния объектов, обозначает их схемами).

Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между объектами

Правило этапа: «Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему» или «Один объект связан с другим, потому что…»

Целью данного этапа является установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания:

пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (педагог указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.

Например, «Мячик и вода в луже связаны между собой, мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым». Ребенок на листе бумаги с выделенными объектами рисует контрастным фломастером стрелку от мяча к воде.

 «Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, рука мальчика держит прутик, во-вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч, поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику».

«Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню». Проводится стрелка от Светы к Тане

Этап 3. Составьте сравнение, загадку или метафору по картине.

Эмблема этапа: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».

На данном этапе дети знакомятся с моделями составления загадок и метафор.

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку), к активному этапу (ребенок сам выбирает объект и модель загадки).

При этом ребенок может пользоваться смешенной моделью:

первая строчка загадки по модели «Какой? Что такое же?»,

вторая строчка по модели «Что делает? Что делает так же?»,

третья - по модели «На что похоже? Чем отличается?»

Дети выбирают объект на картине, сравнивая его с другими объектами, а затем составляют загадки, используя речевые обороты «как…», «но не…».

Пример загадки:

«Зеленая, но не лягушка;

растет, как грибок;

похожа на пирамидку, но с ней не играют». Ответ: елка.

Метафоры более сложная деятельность, поэтому вначале составляются педагогом, детям предлагается их отгадать: «Про кого, или про что я здесь говорю?». После отгадывания детьми объекта, взрослый повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.

Пример метафор

Выбран объект – «лужа».

1. Обозначается место: «лужа на траве».

Лужа по форме сравнивается с кляксой.

Т.е «клякса на траве».

Усиливается сравнение тем, что клякса не чернильная, а дождевая.

Вставляется в текст: «Утренний дождь оставил огромную прозрачную кляксу на траве».

2. Лужа сравнивается с зеркалом. Место – лужайка. Вставляется в текст: «Елочки заглядывали в маленькие зеркала лужайки».

Этап 4. Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств.

Эмблема «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь». Здесь для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений, и предлагает внимательно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.

Например, описание возможных ощущений, полученных с помощью слуха.

«Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»

«Я слышу, как прутик постукивает о мячик».

«Я слышу, как мама зовет Таню домой».

Пример описания возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора.

«Я чувствую на ощупь, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная».

«Я чувствую, что на ощупь, прутик твердый, немного шершавый и упругий».

 «Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая и веточки у нее, как маленькие ежики».

Далее описание возможных ощущений, полученных через органы обоняния.  Например

«Пахнет свежестью и травой, потому что прошел дождик».

«Елочка пахнет очень приятно, чувствую запах цветов и меда».

«Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь купили в магазине, он новый».  

Этап 5. Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины

 Правила этапа «Я называю объект и составляю про него рифмовку»

Этот этап предполагает работу с такой формой монологического текста, как стихотворение. При восприятии стихотворных текстов детьми, закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности

Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой.

Далее детям предлагается из пары слов составить двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.

После проведенной предварительной работы переходят к этапу создания рифмовки. Пятая строчка рифмовки содержит вывод и не рифмуется.

Двустрочник может начинаться со слов:

«Если эти кто-то…, то они чего-то…»,

«Кто-то был такой-то и свершал он то-то…»,

«Жил-был кто-то и был похож на что-то».

Например,

Жил-был прутик от березы,

И был он крепкий, без занозы.

Всегда и всем он помогал

И даже мячик он спасал.

Вот какой на картине прутик надежный.

Этап 6. Определите местонахождение объекта на картине.

Эмблема этапа «У каждого объекта есть свое место на картине».

Здесь дети учатся ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используется игра, «Ожившая картина».

В игре каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве, относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

После того как ребенок нашел себе место, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.

Примеры рассказов.

а). Я лужа на опушке леса. Вокруг меня – трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу.

б). Я белый бантик. Хорошо устроился на голове у светловолосой девочки. Мы вместе с ней присели и оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.

 

Этап 7. Составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения.

Эмблема «Я превращаюсь в объект на картине, и у меня какой-то характер».

Для обучения речевым зарисовкам от первого лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера Эмоциональное состояние героя подчеркивается мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.

Пример.

Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми – все это не радостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все шумные. Почему они все время бегают? Ох-ох-ох!». Вот опять меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть! Только бы не заплакать! О-хо-хо…

Или

Я – красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят.  Все хотят поближе ко мне быть. Вот и дети.  Даже этот выскочка мяч не утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться и искупаться. Эй, елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое видало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой! (и лужа высохла).

Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени.

Правило этого этапа «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше, и что будет с ним потом».

 Картина рассматривается детьми, как остановившийся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени.  Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков. Объекты растительного мира описываются по линии времен года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования.

Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое).

В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –  после того…).

Вот пример Речевой зарисовки, составленной с помощью Волшебника Прошлого Времени.

«Лужайка спит».

Когда была зима, лужайка спала, отдыхала под снегом. Матушка зима накрыла ее мягким белоснежным одеялом. В этом наряде лужайка искрилась, играла блестками на солнце. Тепло ей было под этим покровом. А сейчас на ней цветут цветы.

Речевая зарисовка с помощью Волшебника Будущего времени.

«Все сначала».

К вечеру лужайка совсем высохнет. Лужа исчезнет, потому что капельки воды превратятся в пар и полетят к небу. Образуется новая тучка, которая обязательно где-то прольется летним дождем. А на лужайке травинки после дождя выпрямятся, подрастут немного, да и отдохнут от детей и их мяча.

Этап 9.  Найдите смысловые характеристики картины

Эмблема «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Организация упражнении основана на приеме «Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги в форме лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки, как знакомые, так и не знакомые детям.

Вводится правило: выдерни «лепесток», объясни, по каким причинам так назвали картину? (текст пословицы читает воспитатель, рассуждения происходят вместе с детьми).

На начальном этапе используются не более пяти пословиц разной тематики.

 Например,

«Поспешишь людей насмешишь».

«Трудно найти легко потерять».

«Мир не без добрых людей» и т.д.

Дальше идет коллективное обсуждение каждой. Стратегия работы педагога с детьми такова, что происходит принятие одних пословиц и отвержение других. На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение с учетом правила: надо объяснить каждое название картины.

Третий этап включает в себя способность ребенка самостоятельно объяснить выбранное название картины, представленное в виде пословицы или поговорки.

Например, рассуждение на тему: «Мир не без добрых людей».

Пословица подходит к картине, потому что Таня сама одна не достала бы мяч. Она заплакала, а Сережа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик. А если бы не было Сережи, то могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».

 И далее идет итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине

Цель занятия: закрепить знание этапов составления рассказа по картине.

Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине.

Итоговое занятие по составлению творческого рассказа по картине организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине. На занятие приглашаются взрослые по количеству детей в группе. Это может быть обслуживающий персонал, родители, педагоги.

 В начале детям предлагается рассказать гостям в какие игры с картиной они играли и объяснить секреты эмблем. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.  Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ, и рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге. После детских рассказов воспитатель предлагает присутствующим свой собственный рассказ по картине. Педагог читает его выразительно и не анализирует текст рассказа.

По окончанию занятия картина «уходит» в другую группу. Детские рассказы собираются в отдельную папку.

Используя данную методику, педагоги качественно решают задачу обучения составлению детьми связного текста по картине.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Нарушения монологической речи дошкольников и пути педагогической работы"

В исследовании рассматривается современное состояние проблемы изучения нарушений связной речи детей с речевым недоразвитием. Выявлены особенности нарушений монологической речи старших дошкольников с О...

План по самообразованию : «Развитие связной речи дошкольников с помощью ОТСМ – Триз технологии»

 Повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольник...

Тема самообразования: «Развитие связной речи дошкольников с помощью ОТСМ – Триз технологии»

Повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников....

Родительское собрание "«Развитие речи и воображения средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»

родительское собрание для родителей при ознакомлении с технологией ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Содержит практическую часть с родителями....

Технологическая карта НОД "Однажды в лесу" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие».Раздел «Развитие речи»в группе раннего возрастаНазвание «Од...

Технологическая карта НОД "Волшебники - наши друзья" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Речевое развитие"Раздел «Развитие речи»младшая группаТема «Использование ТПФ в разви...