«Педагогические условия развития монологической речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи на тему

Ахметова Лилия Рифкатовна

Педагогическое кредо- Главная задача воспитателя:"научить ребенка быть счатливыми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_prezentatsiya.docx1015.51 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

Методическая тема:

«Педагогические условия развития монологической речи дошкольников»


C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

  Ахметова   Лилия  Рифкатовна

  • Место работы: МБДОУ №32 «Гнёздышко»,  Воспитатель.C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg
  • Образование -высшее, первая категория.

Педагогическое   кредо:

  «Главная задача воспитателя -                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                     научить ребенка быть  счастливым»


C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.                     На мой взгляд очень важно с самого раннего детства развивать речь ребенка, обогащать его лексический запас, учить использовать  в речи вводные слова, сравнения, метафоры, фразеологизмы и другие выразительные средства языка. Уже давно доказано, что именно речь характеризует личность человека. По высказыванию известного психолога Л.Г. Выготского: «Есть все фактические и теоретические основания утвердить, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Чем свободнее ребенок может пользоваться многообразием, неисчерпаемым богатством русского языка, тем увереннее, раскрепощеннее он будет чувствовать  себя в обществе других людей. И наоборот, дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких людей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится.                                                                                                       Я определила для себя методическую тему: «Педагогические условия развития монологической речи дошкольников». Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому и развитие правильной монологической речи необходимо осуществлять в процессе игровой деятельности. Нельзя не отметить огромную роль устного народного творчества в развитии образного мышления детей,  в обогащении речи самобытными «изюминками» русского языка.                                                                                                          Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:                                                                 Умения пересказывать различные тексты, создавать доклады и сообщения на любую тему, составлять рассказ или описаниеC:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

Умение раскрыть заданную тему логически и последовательно;

Умение убедить в правильности собственных суждений, включив в свою речь необходимые аргументы.C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

Все названные выше умения можно выработать, выполняя специальные речевые и иные упражнения.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи (особенно у старших дошкольников).                                                                                               дидактические игры и упражнения;                                                                В своей работе я использую основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Веракса.                                                                         Для решения проблемы я определила основные педагогические действия:                                                                                                1. Создать серию конспектов по обучению дошкольников составлению рассказов по сюжетной картине;                                                                2. Подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников; обогащению словаря и формированию грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной.                                        Для реализации этих педагогических действий я руководствуюсь следующими правилами:                                                                                - Использовать на НОД по составлению рассказов по картине методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;                                                - Включать в НОД по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;                                                - После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;                                - Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;                                                                        - Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;                                - Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;                        - Для составления рассказов по сюжетным картинкам предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;                                                                                                - Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

- Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

- По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

К числу важных задач педагогической работы с дошкольниками, относится развитие у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основами или началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые - родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, монолог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятие, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений. В таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но при этом, на мой взгляд, сужаются возможности полноценной подготовки ребенка по развитию связной речи. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведения текстовых материалов, умение давать развернутые ответы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной как диалогической, так и монологической речи.

Совершенствование речи происходит на основе общения ребенка с окружающими через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а так же составление рассказа по сюжетной картине.C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

Проблемой развития связной монологической речи занимались Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева и др., она глубоко изучена и широко представлена ими. Исследование многих учёных в этой области позволяют утверждать, что для становления речи ребёнка необходимо нормальное созревание и функционирования центральной нервной системы. Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.

В настоящие время установлено, что нарушения письма и чтения детей возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, но чаще всего оно возникает вследствие нарушения восприятия в целом.

Большое значение для развития речи имеет нормальное состояние высших психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также физического состояния ребенка. Однако, даже имея все необходимые предпосылки, без нормального речевого окружения ребенок никогда не заговорит. 

Обучение детей связной монологической речи - одна из глобальных проблем дошкольного воспитания. Под связной речью понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Создание условий для их развития, умственных способностей, является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.                                                                                        Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие  речевых способностей дошкольников.

Работу по созданию конспектов я начала с того, что изучила план-программу воспитательно-образовательной работы в детском саду, рекомендованной программой "От рождения до школы".

В своей работе я активно использую интернет – это дополнительная информация, это разнообразный иллюстративный материал при подборе наглядных пособий, это способ распространения новых методических идей. 

При проведении мониторинга  достижения детьми планируемых результатов освоения программы использую дидактические игры как диагностический материал, например: « Что бывает  высокое(длинное, широкое, жидкое, узкое)?», «Какое, что бывает?», «Что умеет делать ветер, вьюга, солнце?», рассматривание сюжетных картинок, предлагая показать и назвать предметы, животных, названия которых близки по звучанию(мышки-мишки), проговаривание чистоговорок и т.д..        В своей работе использую дневники индивидуального развития детей, где фиксирую индивидуальные особенности развития детей своей группы. В дальнейшем планирую продолжать работать над формированием речи детей, словарного запаса детей. Искать новые подходы для реализации поставленных задач.C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg


C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

   


C:\Users\Dokument\Desktop\документы для аттестации\документы к аттестации\Изображение.jpg  C:\Users\Dokument\Desktop\документы для аттестации\документы к аттестации\IMG3_0013.jpgC:\Users\Dokument\Desktop\документы для аттестации\документы к аттестации\IMG3_0015.jpgC:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg

G:\сертификаты к аттестации\IMG_0011.jpg        C:\Users\Dokument\Desktop\Новая папка\001 (3)2.jpg

  Участие на семинарах

C:\Users\Dokument\Desktop\документы для аттестации\документы к аттестации\IMG_0011.jpg  C:\Users\Dokument\Desktop\Новая папка\001.jpg


      C:\Users\Dokument\Desktop\2595166.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие монологической речи дошкольников"

Предложены речевые ситуации, методические рекомендации по развитию монологическо речи дошкольников....

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...

Методическая разработка семинара- практикума по оптимизации педагогического процесса развития монологической речи детей 5-7 лет.

Настоящая методическая разработка посвящена повышению уровня теоретической готовности педагогов к организации работы по развитию монологической речи детей. Цель: уточнить, систематизировать и углубить...

Выступление «Развитие монологической речи дошкольников путем внедрения технологий ОТСМ–ТРИЗ–РТВ»

Выступление «Развитие монологической речи дошкольников путем внедрения технологий ОТСМ–ТРИЗ–РТВ»...

Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушински...