мастер-класс для воспитателей " Дизайн росписи дымковской игрушки пластилином )
методическая разработка (средняя группа)

Строкова Галина Дмитриевна

Цель мастер-класса --изучить новые приемы и способы работы с пластилином

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад  № 38 "

 

 

Мастер-класс для воспитателей

Дизайн росписи дымковской игрушки пластилином

(пластилинография)

Средняя группа

 

 

Подготовила и провела

воспитатель Строкова Галина Дмитриевна

 

 

 

г.о. Солнечногорск

2019г.

 

                 Мастер-класс для воспитателей

«Дизайн росписи дымковской игрушки пластилином»

Цель: познакомить с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности.

Познакомить воспитателей с технологией «пластилинография».

Организовать практическую деятельность по росписи пластилином дымковской игрушки.

Дать понятие о необходимости развития мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук у ребенка.

Задачи:

Помочь  замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

 Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи («Булочка», «горошина», полоски, кольца).

 Совершенствовать способы рисования кистью, развивать цветовое восприятие.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать  декоративное творчество.

• Развивать интерес к изобразительной и художественной деятельности.

• Знакомить с новым способом изображения – пластилинография, создавать выразительные образы, посредством формы, цвета и элементов узора.

• Научить приемам и способам изображения пластилином.

• Предложить варианты «росписи» по мотивам дымковских мастеров.

• Познакомить с традициями росписи российских умельцев.

• Вызвать интерес к использованию игр-занятий с использованием пластических материалов, для развития мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.

Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.

Место проведения — изостудия детского сада

Материалы и инструменты:

1. Набор цветного пластилина.

2. Стеки, зубочистки.

3. Дощечки.

4. Силуэты дымковской лошадки, картонные.

5. Салфетки.

6. Емкости с водой

7. Бросовый и природный материал.

Предварительная работа:

• Организация пространства для проведения мастер-класса.

• Подготовка демонстрационного материала, образцов, силуэтов, пластического материала, инструментов, подготовка презентации.

• Подборка методического материала, составление конспекта.

• Подготовка памяток, рекомендаций для воспитателей

План проведения мастер-класса

1. Экскурсия по изостудии.

2.Просмотр презентации «Дымковская игрушка не простая- глиняная, расписная»

3. Практическое занятие «Роспись дымковской лошадки»

4. Обмен мнениями, впечатлениями.

5. Раздача буклетов-памяток.

Ход мастер-класса:

Вступительное слово воспитателя

Актуальность темы:

 Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Просмотр презентации « Дымковская игрушка не простая, глиняная, расписная.»

Знакомство с техникой «пластилинография»

 Развитие кисти и пальцев руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточна развита память, внимание, связная речь.

Изобразительная деятельность ребенка в нашем детском саду является одним из естественных специфических детских видов деятельности, здесь решаются многие задачи, в том числе и на развитие мелкой мускулатуры рук. Помимо традиционной техники рисования и лепки необходимо вводить занятия с использованием техники «пластилинография». Ведь в процессе лепки совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие, развитие глазомера, мышления, умение анализировать, сравнивать, формируется сенсорное восприятие.

Вашему вниманию предлагаю опыт работы по художественно-изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография.

Понятие пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать и пластилин – подразумеваемый материал, которым наносится изображение.

Осваивание детьми приемов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций с использованием других приемов: декоративные налепы, прищипывание, оттягивание деталей соединение частей путем примазывания.

Важное значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности предмета или образа, дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого или темного оттенков.

Предложенные мною творческие задания направлены не только на развитие мелкой мускулатуры пальцев и кисти руки ребенка, но и на ознакомление детей с промыслами народных мастеров-умельцев, что прививает любовь и уважение, чувство гордости за страну в которой мы живем.

Творческое задание

«Дымковская лошадка»

Есть в России уголок, где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда – не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.

Пестрыми фигурками, крошечными мурками.

Веселит, ласкает взор пестрый радостный узор.

Просто загляденье, всем на удивленье.

Вот на карусели все игрушки сели,

По кругу помчались, все цвета смешались.

Предлагаю рассмотреть дымковские игрушки, элементы росписи, определить цветовую гамму. Для примера росписи в технике пластилинография предлагаю выбрать дымковскую лошадку и поэтапно украсить ее.

1 этап. «Колечки»

Отделить от общего бруска пластилина красного цвета кусочек, раскатать на дощечке колбаску, разделить стекой на равные части, выложить в виде колечек на силуэте лошадки, плотно прижимая к картону. (Напоминание родителям, что пластилин липкий материал, поэтому пальцы нужно периодически смачивать в воде)

 

 

 

 

2 этап. «Кружочки»

 Отделить от общего бруска пластилина зеленого цвета кусочек, раскатать толстую колбаску, разделить стекой на равные части, скатать между пальцами шарик, сплющить и прижать в середине каждого колечка.

 

 

 

3 этап. «Горошины»

Отделить от большого бруска пластилина желтого цвета кусочек, отщипнуть небольшой кусочек, раскатать пальчиками горошину, наклеивание их по всей поверхности силуэта лошадки хаотично.

 

 

4 этап. Украшение мордочки.

Для дополнения можно предложить украсить мордочку лошадки, изобразить копытца, рожки, гриву.

 

Итог мастер-класса:

1.Рассматривание выполненных  работ.

2.Мнения воспитателей о проведенном мастер-классе.

3. Подведение итогов автором мастер-класса.

-Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

- народное творчество воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомит  детей с различными видами искусства, в  первую очередь с произведениями народного творчества.

-проблему развития гармоничной творческой личности сложно представит без участия искусства. При этом роль декоративно – прикладного народного творчества переоценить невозможно .Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

4. Фотографирование готовых  работ.тилином, провести практическую деятельность по росписи дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master1.docx671.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Колосок»

Мастер-класс для воспитателей

Дизайн росписи дымковской игрушки пластилином

(пластилинография)

Средняя группа

Подготовила и провела

воспитатель Строкова Галина Дмитриевна

г.о. Солнечногорск

2019г.

                 Мастер-класс для воспитателей

«Дизайн росписи дымковской игрушки пластилином»

Цель: познакомить с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности.

Познакомить воспитателей с технологией «пластилинография».

Организовать практическую деятельность по росписи пластилином дымковской игрушки.

Дать понятие о необходимости развития мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук у ребенка.

Задачи: 

Помочь  замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

 Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи («Булочка», «горошина», полоски, кольца).

 Совершенствовать способы рисования кистью, развивать цветовое восприятие.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать  декоративное творчество.

• Развивать интерес к изобразительной и художественной деятельности.

• Знакомить с новым способом изображения – пластилинография, создавать выразительные образы, посредством формы, цвета и элементов узора.

• Научить приемам и способам изображения пластилином.

• Предложить варианты «росписи» по мотивам дымковских мастеров.

• Познакомить с традициями росписи российских умельцев.

• Вызвать интерес к использованию игр-занятий с использованием пластических материалов, для развития мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.

Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.

Место проведения — изостудия детского сада

Материалы и инструменты:

1. Набор цветного пластилина.

2. Стеки, зубочистки.

3. Дощечки.

4. Силуэты дымковской лошадки, картонные.

5. Салфетки.

6. Емкости с водой

7. Бросовый и природный материал.

Предварительная работа:

• Организация пространства для проведения мастер-класса.

• Подготовка демонстрационного материала, образцов, силуэтов, пластического материала, инструментов, подготовка презентации.

• Подборка методического материала, составление конспекта.

• Подготовка памяток, рекомендаций для воспитателей

План проведения мастер-класса

1. Экскурсия по изостудии.

2.Просмотр презентации «Дымковская игрушка не простая- глиняная, расписная»

3. Практическое занятие «Роспись дымковской лошадки»

4. Обмен мнениями, впечатлениями.

5. Раздача буклетов-памяток.

Ход мастер-класса:

Вступительное слово воспитателя

Актуальность темы:

 Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Просмотр презентации « Дымковская игрушка не простая, глиняная, расписная.»

Знакомство с техникой «пластилинография»

 Развитие кисти и пальцев руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточна развита память, внимание, связная речь.

Изобразительная деятельность ребенка в нашем детском саду является одним из естественных специфических детских видов деятельности, здесь решаются многие задачи, в том числе и на развитие мелкой мускулатуры рук. Помимо традиционной техники рисования и лепки необходимо вводить занятия с использованием техники «пластилинография». Ведь в процессе лепки совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие, развитие глазомера, мышления, умение анализировать, сравнивать, формируется сенсорное восприятие.

Вашему вниманию предлагаю опыт работы по художественно-изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография.

Понятие пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать и пластилин – подразумеваемый материал, которым наносится изображение.

Осваивание детьми приемов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций с использованием других приемов: декоративные налепы, прищипывание, оттягивание деталей соединение частей путем примазывания.

Важное значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности предмета или образа, дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого или темного оттенков.

Предложенные мною творческие задания направлены не только на развитие мелкой мускулатуры пальцев и кисти руки ребенка, но и на ознакомление детей с промыслами народных мастеров-умельцев, что прививает любовь и уважение, чувство гордости за страну в которой мы живем.

Творческое задание

«Дымковская лошадка»

Есть в России уголок, где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда – не забудет никогда.

Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.

Пестрыми фигурками, крошечными мурками.

Веселит, ласкает взор пестрый радостный узор.

Просто загляденье, всем на удивленье.

Вот на карусели все игрушки сели,

По кругу помчались, все цвета смешались.

Предлагаю рассмотреть дымковские игрушки, элементы росписи, определить цветовую гамму. Для примера росписи в технике пластилинография предлагаю выбрать дымковскую лошадку и поэтапно украсить ее.

1 этап. «Колечки» 

Отделить от общего бруска пластилина красного цвета кусочек, раскатать на дощечке колбаску, разделить стекой на равные части, выложить в виде колечек на силуэте лошадки, плотно прижимая к картону. (Напоминание родителям, что пластилин липкий материал, поэтому пальцы нужно периодически смачивать в воде)

C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_140230.jpg
C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_140146.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_140335.jpg

2 этап. «Кружочки»

 Отделить от общего бруска пластилина зеленого цвета кусочек, раскатать толстую колбаску, разделить стекой на равные части, скатать между пальцами шарик, сплющить и прижать в середине каждого колечка.

C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_140851.jpg
C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_140631.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_141235.jpgC:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_140851.jpg

3 этап. «Горошины» 

Отделить от большого бруска пластилина желтого цвета кусочек, отщипнуть небольшой кусочек, раскатать пальчиками горошину, наклеивание их по всей поверхности силуэта лошадки хаотично.C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_141327.jpg

C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_141418.jpg
C:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_141508.jpgC:\Users\Дом\Desktop\ФОТО МАМИНА РАБОТА\IMG_20170310_141532.jpg

4 этап. Украшение мордочки.

Для дополнения можно предложить украсить мордочку лошадки, изобразить копытца, рожки, гриву.

Итог мастер-класса:

1.Рассматривание выполненных  работ.

2.Мнения воспитателей о проведенном мастер-классе.

3. Подведение итогов автором мастер-класса.

-Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

- народное творчество воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомит  детей с различными видами искусства, в  первую очередь с произведениями народного творчества.

-проблему развития гармоничной творческой личности сложно представит без участия искусства. При этом роль декоративно – прикладного народного творчества переоценить невозможно .Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

4. Фотографирование готовых  работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс:Букет цветов, выполненный в технике "торцевание на пластилине"

Научить работать в технике торцевания на пластилине, развивать воображение, моторику, творческое мышление....

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект ООД по рисованию "Знакомство с росписью дымковской игрушки - лошадка"

Знакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки, познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи, закрепить умение детей создавать прост...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дымковской игрушки

Данный  материал  будет  полезен  педагогам , которые  уделяют  внимание художественно-эстетическому  развитию  детей,  знакомят  с  народными...

Мастер-класс «Карандашница по мотивам хохломской росписи»

Мастер-класс «Карандашница по мотивам хохломской росписи»ссылка:https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-karandashnica-po-motivam-hohlomskoi-rospisi.html...