Статья " Развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"
статья (старшая группа)

Кузьмина Татьяна Валерьевна
В настоящее время перед обществом остро стоит проблема нравственного воспитания детей. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации,что способствует размыванию нравственных норм.Дети старшего дошкольного возраста способны познавать культурные ценности,проявлять интерес к истории и традициям Родины.Особенностью проектной деятельности в формировании представлений о родном городе дошкольников является то,что в ходе ее реализации педагогом создаются ситуации, стимулирующие инициативность и активность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания дошкольника [3].

В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю.

По словам Н.Г. Пантелеевой [8, с. 64], задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.

В процессе работы, по мнению Е. Ю. Александровой [1], важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

Выявляя проблемы развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста было замечено, что в педагогических исследованиях большое внимание уделяется патриотизму как средству развития представлений о родном городе.

В настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.

Глубоко изучив актуальность проблемы, Н.В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендует учитывать следующие принципы [2]:

  1. Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
  2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
  4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Важнейшим направлением модернизации образования в России является внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, ориентированных на развитие у детей дошкольного возраста широкого спектра компетенций и креативных способностей. Обеспечить реализацию данного направления позволяет проектная деятельность, которая известна уже в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике более ста лет [5].

Применительно к этапу дошкольного образования концепция проектной деятельности находится на стадии научного обоснования и практической апробации. В связи с этим представляет особый интерес изучение использования проектной деятельности в формировании знаний о родном городе детей дошкольного возраста, демонстрирующий реализацию нравственного воспитания и гражданского образования (Т. Г. Кобзева).

Воспитание человека-патриота начинается с раннего детства. Изучение культуры и истории родного края, с одной стороны, способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления, развитию познавательных способностей, позволяющих адекватно оценить происходящие вокруг него изменения, историю своего народа, города, семьи. С другой — детская чувствительность, отзывчивость, доверчивость к миру культуры и истории дает возможность приобрести ребенку нравственную силу, достоинство и благородство. Педагогические исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности, к истории и традициям своей Родины (Кобзева Т.Г., Козлова С.А., Кокуева Л.В., Кондрыкинская, Л.А., Филатова Л.В. и др.).

Особенностью проектной деятельности в формировании знаний о родном городе дошкольников является то, что в ходе ее реализации взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, стимулирующие активность и инициативность ребенка. Полученные знания путем самостоятельного поиска становятся для детей близкими, наиболее понятными, затрагивающими сердце и душу. [4]

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Проектные технологии как средство формирования знаний о родном городе приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных образовательных организациях.

Этапы организации проектной деятельности, направленной на формирование у дошкольников представлений о родном городе:

I этап- мотивационный.

Задачи на этом этапе:

  • обогащение эмоционально — чувственной сферы ребенка яркими впечатлениями о прошлом предметного мира
  • расширение представления о целесообразности создания и преобразования предметов
  • стимулирование проявления стремления к участию в проектной деятельности
  • показ способов решения проблемы и планирования последовательности их использования;
  • показ способов оформления и презентации продукта проекта.

На этом этапе взрослый выступает, как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности.

II этап - обучающий.

Задачи на этом этапе:

  • стимулирование потребности в самостоятельном познании
  • развитие умения понимать проблемную ситуацию в проектной деятельности
  • развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов решения проблемных ситуаций из числа предложенных взрослым и планировать последовательность их использования
  • развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов оформления и презентации продуктов проекта.

Взрослый — партнер ребенка в проектной деятельности, включает задания поисково-творческого характера.

III этап — деятельностно-реализующий.

Задачи на этом этапе:

  • поощрение активности детей в проявление познавательного интереса в самостоятельной деятельности
  • оказание помощи при выделении и формулировке проблемы проекта
  • координация самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта
  • оказание помощи в оформлении и презентации продукта проекта.

Приоритетные условия этого этапа — создание социокультурной среды. Взрослый выступает, как координатор проектной деятельности ребенка. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к формированию знаний о родном городе, формирует навыки сотрудничества.

В процессе прохождения проекта дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми. Совместная деятельность родителей и детей способствует расширению кругозора детей, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу.[6]

На сегодняшний день метод проектов интересует многих ученых и практиков, об этом свидетельствует большое количество публикаций в научно-педагогической и методической литературе, изданы монографические исследования. Каждый исследователь, методист старается внести в учебный процесс свой элемент метода проектов, при этом он увеличивает или уменьшает количество этапов, предлагает свой тип или вид проекта, выдвигает рекомендации.[5]

Эффективные возможности проектной деятельности в формировании знаний о родном городе в дошкольном возрасте обусловлены рядом причин:

во-первых, в исследованиях ученых педагогов и психологов отмечено, что в старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенный социальный опыт, который позволяет им осуществлять проектную деятельность: ребенок может выслушивать педагога и сверстника, аргументировать свои суждения, преодолевать трудности в процессе познания, сдерживать свои импульсивные желания. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольник чаще задает вопросы, активнее организует совместную деятельность со сверстниками, принимает проблему, уточняет цель, способен выбрать необходимые средства для достижения результата;

во-вторых, преимущество проектной деятельности по формированию знаний о родном городе заключаются в ее интеграции со всеми другими видами детской деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентированнной, преобразовательной, коммуникативной). Проектная деятельность детей тесно связана с проблемой творчества и является по сути творческой;

в-третьих, проектная деятельность способна организовать обучение, основанное на стремлении ребенка разрешить возникшую проблему, где он самостоятельно может планировать и предоставлять результаты, применять имеющиеся знания в свободной деятельности.

Использование данной деятельности в целях формирования знаний о родном городе существенно меняет позицию педагога, как источника культурного опыта, носителя ценностных ориентаций, способного выстраивать диалог с детьми с учетом возможностей и образовательных потребностей каждого ребенка.[7]

Список использованных источников

1.Александрова Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.

2.Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М., 2008. - 111 с.

3.Горлова, Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2019. — № 1. -С. 3-6.

4.Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2016. – 64 с.

5.Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности / авт. -сост. Л. П. Пяткова и др. – Волгоград: Учитель, 2018. – 175 с.

6.Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2018. – 72 с.

7.Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования – М., Академия, 2019. – 160 с.

8.Пантелеева Н.Г. Воспитание любви к истории края у старших дошкольников / Современное дошкольное образование.- 2013 -№2. -С.64-69.

http://doshkolnik.ru/nravstvennost/25595-ispolzovanie-tehnologiiy-proektirovaniya-v-processe-formirovaniya-znaniiy-o-rodnom-gorode-u-doshkolnikov.html

https://infourok.ru/kursovaya-rabota-temarazvitie-predstavleniy-o-rodnom-gorode-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1072926.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

Диагностика развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста Цель данной диагогностики заключается в том чтоб выявить уровень представлений о своём городе владеют дошк...