Краткосрочный проект "Азбука добра" с детьми старшей дошкольной группы
проект (старшая группа)

Иванова Анна Юрьевна

хочу представить вашему вниманию краткосрочный проект "Азбука добра", который реализовывался с детьми старшей дошкольной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_dobra_prilozhenie_1.docx51.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Азбука добра»

Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный; одна неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители детей.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта как солнце светит

Радуются взрослые и дети.


Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Есть люди, которые готовы на добрые дела и днем, и ночью. 
Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить. Наш проект направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Цель: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи:

- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знания правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
- Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.

Проектная идея:

В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.

Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.

Ожидаемый результат:

-Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.

-Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.

-Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.

- Повысить способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

-Для родителей оформить рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.

Участники проекта:

Дети старшей - подготовительной группы, родители или законные представители, воспитатель.

Продолжительность проекта:

1 неделя.

Формы организации проекта:

1.Образовательная деятельность:

ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2.Совместная деятельность:

дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Постановка проблемы:

Игровая ситуация: в группу пришло письмо из сказочной страны с просьбой о помощи. В сказках стало пропадать добро и дерево добрых дел стало засыхать. Фея доброты просит ребят помочь вернуть добро в сказочную страну и спасти волшебное дерево. Она прислала волшебную шкатулку которая называется «Копилка добрых дел». Каждый совершенный нами добрый поступок будет превращаться в зеленый листок для волшебного дерева. А в конце недели мы отправимся в путешествие в волшебную страну.

Этапы осуществления проекта

1.Подготовительный этап:

1.Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.

2.Подбор картин, фотографий , иллюстраций.

3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4.Разработка занятий, определение тематики бесед.

5.Подбор музыкального репертуара.

6.Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

7.Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью»

8.Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».

9.Интервью с детьми «Что такое добро?» (выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой).

2 этап. Реализация проекта

1.Физическое развитие.

Здоровье: беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Круг пожеланий и благодарений», игра «Пожалуйста» , игра «НЕ сердись, улыбнись»

Физическая культура : комплекс упражнений «Тропинка доброты».

2.Социально-личностное развитие.

Социализация: дидактическая игра «Путешествие по сказкам», «Оцени поступок»; словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Спасатели» и др.; игровая ситуация «Утешаем куклу», «Помогаем другу в беде», «Ищем ласковые слова».

Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг), уход за комнатными растениями , наводим порядок в группе, помощь малышам одеться на прогулку.

Безопасность: беседа «Добрый человек не оставит в беде». Обсуждение практических ситуаций, как можно помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно.

3.Познавательно-речевое развитие.

Коммуникативное развитие:

-Беседа «Что такое доброта?»

-Рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок, от хорошего?»

-Беседа с детьми «Какими могут быть добрые дела?»

-Разучивание пословиц о добре.

-Дидактическая игра «Скажи наоборот»

-Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки»

-Ситуативный разговор «Чем порадовать друга?»

-Речевая ситуация «Помощь котенку»

-Беседа «Природа добрая и злая»

-Составление рассказа «Мой любимый добрый сказочный герой», «Почему добро побеждает зло?»

-Обогащение словаря по теме.

Чтение художественной литературы:

-Сказки: «Золушка», «Морозко», «Снежная королева», «Три сына», «Два жадных медвежонка».

-В.Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»

-А.Барто «Вовка – добрая душа»

-В.Осеева «Что легче?», «Добрые слова»

-Е.Благинина «Подарок»

-А.Кузнецова «Подружки»

-В.Катаев «Цветик-семицветик»

-С.Маршак «Ежели вы вежливы».

-Разучивание стихотворений «Петушки», «Доброе утро»

-Пословицы и поговорки о добре.

Познание:

-Образовательная деятельность

«Доброе утро», «Дарите людям доброту», «Самые добрые сказки».

-Работа с альбомом

«Правила поведения дошкольников»

  • Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
  • Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей»

-Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

4.Художественно-эстетическое развитие.

Художественное творчество:

Рисование: «Радуга добра»

Аппликация: «Подари другу смайлик».

Лепка: «Солнце счастья»

Музыка:

Прослушивание песен:

  • «Дорогою добра», «Доброта» (из мультфильма про Фунтика), Барбарики «Доброта», «Ярко солнце светит» ( Кот Леопольд) «Улыбка», «Если добрый ты».

-Слушанье звуков природы.

3-й этап итоговый

-Оформление выставки детских работ «Страна доброты».

НОД «Доброта и добрые дела».

Цель:

Создание положительного эмоционального фона в группе. Формирование дружеских взаимоотношений, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развитие навыков сотрудничества, общения  в повседневной жизни.

Задачи:

  • Образовательные: раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;
  • Речевые: активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание); учить составлять рассказы по иллюстрациям;
  • Развивающие: развивать у детей мышление, воображение и внимание;
  • Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, как важном человеческом качестве, воспитывать добрые чувства к  окружающим людям, потребность в хороших помыслах и поступках, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении к себе.

Материал:  Фонограммы песни о доброте из мультфильма «Фунтик и его друзья» и спокойной музыки для релаксации; игрушка Солнышко; иллюстрации с изображением хороших и добрых поступков; подарки для детей-«солнышки» из блестящей бумаги.

Предварительная работа: Беседы о добре, радости, дружбе; разучивание песни «Нам нельзя без дружбы»; разучивание девиза дошколят, стихотворения О. Дриз «Добрые слова»; знакомство с пиктограммами эмоций; рисунки о добрых поступках; рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление рассказов о добрых поступках; знакомство с пословицами о добре.

 Ход мероприятия

1.Вовлечение в деятельность: Звучит фонограмма песня  о доброте из мультфильма «Фунтик и его друзья».

Педагог:  Ребята, вы узнали эту песню? О чём в ней поётся? (ответы детей). Посмотрите, сегодня к нам заглянуло ласковое Солнышко, чтобы узнать, как мы живем в детском саду. Если оно увидит, что  мы живём дружно в добре и радости, то зальется звонким добрым смехом.

Педагог: Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А солнышко движется по кругу, гладит  каждого по голове и говорит:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

  Педагог: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

 Педагог:  Проснулись! Улыбнулись! Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Юра, не сердись, улыбнись».  Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, и приглашаю сесть поудобнее. Сегодня мы будем говорить о добре.

2. Основная часть.

ПедагогА как вы думаете, что такое «добро»? Доброта?

Педагог: Знаете, а добро бывает разное. Одно добро — это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать — это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?

 Педагог:  Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду. А как говорят о таких людях? Какие они?

 Педагог:  Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации и обсудим, где изображены хорошие, добрые поступки, а где-нет. (Дети по очереди подходят к столу, берут иллюстрацию и рассказывают о поступке детей.)

                         Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз — два — три — четыре

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

 Педагог: Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова. Какие это слова? А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь)

Педагог: Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова».  Я начну,  вы продолжайте, хором дружно отвечайте.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: доброе утро!

— Растает даже ледяная глыба

От слова теплого — спасибо.

— Зазеленеет старый пень

Когда услышит — добрый день.

— Когда вас ругают за шалости

Вы говорите — простите, пожалуйста.

Педагог:   Покажите свои руки, расскажите что могут (любят) делать ваши ручки?  (Наши ручки любят играть, рисовать, есть конфеты, наклеивать, вырезать, шнурки завязывать, машинки катать и т.д.                   

Педагог:   Дети, вы целые день находитесь в детском саду, общаетесь друг с другом, ваши ручки могут делать много разных дел в группе. Но дела бывают добрые и недобрые. А вы знаете, какие бывают недобрые дела? (Когда отбирают игрушки, разбрасывают, ломают, бросают бумажки, фантики от конфет и т.д.)

 Педагог: Да, недобрые дела — это те, которые приносят вред, расстраивают, могут сделать больно кому-то, портят настроение. А вы знаете, какие бывают добрые дела? (Когда игрушки убирают на место, причесывают куклу, поливают цветок, помогают взрослым и т.д.)

 Педагог: Да, добрые дела приносят всем радость, помогают быть добрым и внимательным. Ребята, подумайте и скажите, когда мы поливаем цветок, кому мы делаем доброе дело? (Цветку, без нашей заботы он не будет  расти и цвести).

   Педагог:   Когда мы моем и убираем игрушки, кому мы делаем доброе дело? (Нашей маме, т.к. у нее много работы, детям, которые будут играть чистыми игрушками).

   Педагог:   Когда мы  помогаем  друг другу застегивать туфли, завязывать шарф, кому мы делаем доброе дело? (Другу, так как он еще не научился, воспитателю, т.к. она не успевает, всем быстро застегнуть).

   Педагог:   Деки, а вам самим приятно, когда вы делаете доброе дело? Что вам подсказывает сделать доброе дело? (подсказывает сердце).

   Педагог:   Значит у вас доброе сердце. И вы живете в детском саду дружно. А вы хорошо знаете своих друзей? Сейчас мы это проверим. Ребята, становитесь в круг, поиграем в игру «Радио». Например. Внимание, внимание! Потерялась девочка в голубом платье, белых носочках, на ногах – розовые сандалии и т.д. (игра продолжается, пока все дети не найдутся).

3. Заключительная часть

      Педагог: Давайте всегда будем жить дружно и никогда не будем забывать добрые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. Вы добрые дети. Думаю, Солнышку сегодня было очень приятно слушать и смотреть на вас.

Все мы дружные ребята

 Мы ребята-дошколята

Никого не обижаем

Как заботится, мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло.

Доброта нужна всем людям.

Пусть побольше добрых     будет.

 Доброта – она от века украшенье человека.

Ребята, посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу свои улыбки. И наше Солнышко стало еще ярче и лучистее. Оно очень радо, что мы живем в радости, в добре, в дружбе. Послушайте, как звонко оно смеётся….И оно хочет с вами поиграть…

Упражнение на расслабление.

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке; поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот? Погладьте его и там. Он не озорник-он любит и согревает вас своим теплом. А теперь лучику надо идти дальше. Возьмите его в ладошки, вытяните их вперёд и вверх. Откройте глаза, выпустите зайчика и помашите ему вслед…

Но чтобы вам не было грустно, солнышко оставит вам подарок-маленькие солнечные зайчики, чтоб вам всегда было тепло.

Игра  «Доскажи словечко».  

1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … 
(здравствуй).

2. Если просишь что - нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать … 
(пожалуйста).

3. Если невежей прослыть не хотите, 
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … 
(любезны), будьте ... (добры).

4. Если встретилась ребята,
То в минуту расставания всем скажите … 
(до свидания).

5. Если, словом или делом вам помог кто - либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … 
(спасибо)

   Игра       «Хорошо – плохо»      Я называю  поступки ребят, если вам нравиться поступок вы аплодируете,  если нет, сидите тихо,  хорошо!

1.  Порвал одежду  

2.  Защитил слабого

3.  Поссорился с мамой  

4.  Обогрел и накормил котёнка

5.  Сорвал ветку с дерева

6.  Сломал игрушку

7.  Разбил вазу

8.  Помог малышу одеться

9.  Поделился конфетой

10. Обидел девочку  

11. Поблагодарил за помощь.

12. Здороваться при встрече.
13. Толкнуть и не извиниться.
14.  Помочь поднять упавшую вещь.
15.  Сидеть в шапке за столом.
16.  После отдыха в лесу оставить после себя мусор.
17.  Поздравить родных с праздником.

Что такое «здравствуй»?                  

Лучшее из слов.
               Потому что «здравствуй»
          Значит «будь здоров».
    Правило запомни,
    Знаешь - повтори.
      Старшим это слово
 Первым говори.
       Вечером расстались,
      Встретились с утра,
                   Значит, слово «здравствуй»
Повтори с утра.

* Слово это словно ключик,                

                           Золотой и сказочный,

                           Словно самый светлый лучик,

                           Звать его “ Пожалуйста ”.

                           Во дворе, в семье, в саду,

                           Слово это трудится,

                          У того, кто с ним в ладу,

                          Все на свете сбудется.

* Мы порой не замечаем,          

 Как девчонок обижаем
И игрушки отнимаем,
И за бантики таскаем.
    И за всё, в чём виноваты,
      Вы 
простите нас, девчата!

* Всем испортить настроенье                
Может наше поведенье.
Оля  с  Настей  побранились
А потом не помирились.
Саша  Славика толкнул –
Тот в тарелку нос макнул!
Не слышали эти дети
Ничего об этикете.          

*** Папа злой пришел с работы,
У него усталый вид.
Может быть, не вышло что-то, 
Может, голова болит. 
А Олечка тихонько 
Папе стульчик принесет,
Гладит папочку легонько, 
Пусть он, бедный, отдохнет.

 
Папе сразу лучше станет, 
Будет папочка добрей, 
На "лошадке" покатает, 
Засмеется веселей, 
Даст он  Олечке конфетку, 
Припасенную с утра, 
И не будет пить таблетку, 
Чтоб затихла голова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект с детьми старшей дошкольной группы "Морское путешествие"

Конспект НОД образовательная область «Физическая культура» с детьми ст. дошк. возраста "Морское путешествие"...

КОНСПЕКТ «Зимушка - зима» краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ «Зимушка - зима»краткосрочный проектс детьми старшего дошкольного ВОЗРАСТА...

Проекта «ПОЗДРАВЬ СВОЙ ГОРОД» с детьми старшей дошкольной группы

В проекте представлены: - опыт по формированию патриотических чувств у старших дошкольников в процесс ознакомления с прошлым и настоящим родного города, его культурой и традициями;  - вариан...

Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Синичкин день»

В современных условиях экологическое воспитание детей становиться особенно актуальным и необходимым. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование осознанно &ndash...

Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста "Безопасный летний островок"

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства.В соответствии с ФГОС ДОУ, а именно на этапе завершения дошкольного образования ребенок дол...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...