КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАЗВИТИЕ СФЕРЫ СОЗНАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
методическая разработка (подготовительная группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

 

 

                                                  Подготовила

                                                   педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №28»

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      г. Усолье-Сибирское, 2020 г.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ ЛЕГКО РАССТАВАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ

 

Учиться легко расставаться нужно и ребенку и его родителям, особенно матери.

1. Заранее познакомьтесь с ребенком и его родителями.

2. Принимайте детей в группу постепенно. Это позволит новичкам уделять больше внимание и облегчит детям процесс знакомства.

3. Не перегружайте помещение материалами. Чем больше материалов на полках комнаты, тем это утомительнее для некоторых детей. Увеличивайте количество материалов в каждой зоне постепенно.

4. Используйте «переходной» материал. Дети легче адаптируются, если под рукой есть знакомые предметы, образующие мостик между домом и группой. Полезно иметь запас небольших игрушек, которые ребенок может вечером взять с собой, а утром вернуть в сад.

5. Используйте визиты родителей и родственников. Позвольте в первые дни оставаться родителям сколько угодно или приходить в удобное время. Застенчивым детям легче освоиться в новом окружении, держась за мамину руку. Некоторых детей можно забирать домой пораньше.

6. Покажите, что Вы полностью понимаете ребенка.

До настоящего момента самосознание ребенка строилось на том, как его воспринимала семья. Теперь ребенок чувствует и отношение к нему воспитателей.

Покажите, что Вы безоговорочно принимаете ребенка таким, какой он есть. Демонстрируйте это вербально и невербально.

Скажите ребенку, как Вам приятно видеть его в группе.

Чаще обращайтесь к нему по имени.

Хвалите его каждый раз, когда ему удаться выполнить даже самое незначительное задание.

Помните, что для остальных детей моделью служит Ваше поведение и их отношение к застенчивому новичку будет подобно вашему.

 

 

КАК ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БЫЛ СЛИШКОМ «ПРИКЛЕЕН» К ВОСПИТАТЕЛЮ

 

  1. Терпеливо относитесь к «приклеенному» малышу.

2. Используйте то, что «приклеенный» выполняет просьбы взрослого. Начните решать головоломку, а когда «приклеенный» увлечется, перейдите к другой группе детей.

3. Наблюдайте за ребенком. Если он хочет присоединиться к игре, помогите ему в этом.

4. Попросите его помочь другому ребенку или взрослому. Дайте двум детям общее задание.

5. Посмотрите, чем интересуется ребенок

 

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УСТАНАВЛИВАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ СО ВЗРОСЛЫМИ

 

Педагогам, работающим с детьми, необходимо научиться правильно, расшифровывать невербальные сигналы ребенка.

Выражение лица, осанка, напряжение мышц и т.п. – содержит важную информацию о людях.

Особенно важны визуальные сигналы. Глаза отражают все эмоции.

1. Сами устанавливайте зрительный контакт с ребенком. Почаще смотрите в глаза застенчивому ребенку, а если он попытается в ответ взглянуть на Вас, Вы должны ответить улыбкой.

2. Будьте терпеливы. Не ускоряйте искусственно ход событий.

 

 

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫБИРАТЬ СЕБЕ ЗАНЯТИЕ БЕЗ ПОМОЩИ ВОСПИТАТЕЛЯ

 

1. Создайте подходящую развивающую среду. Слишком сложно организованная среда угнетает детей 2-3 лет. А для детей 4-5 лет, наоборот требуется разнообразие материала.

2. Дайте детям время. Пусть попытаются сами выбрать себе занятие.

3. Будьте опорой в исследовательской деятельности детей. Находитесь близко от игровой зоны, но не в ней.

 

 

 

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ

 

1. Помогите найти друга. Предлагайте совместную деятельность вдвоем. Пусть общительный ребенок вместе с застенчивым приготовит спальню к тихому часу и т.п.

2. Используйте принцип «малых групп». Можно организовать пространство так, что в каждой зоне определенное число мест (4 стула вокруг стола с игрой).

3. Готовьте материал, который могут одновременно использовать 2-3 ребенка.

 

 

 

 

 

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УВЕРЕННО ИСПОЛНЯТЬ СВОЮ РОЛЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

 

 

Может ли каждый ребенок Вашей группы, играя, вообразить себя папой, врачом или пилотом?

Умение исполнять продуманную роль в игре говорит наблюдателю, что ребенок:

- отличает реальность от вымысла;

- пользуется символами (может представить реальное лицо или ситуацию в виде образа);

- видит ситуацию и предметы с позиции другого персонажа;

- достаточно хорошо осознает собственное «Я», чтобы на время перевоплотиться в кого-то.

 

 

 

КАКОВА МОЖЕТ БЫТЬ ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

 

1. Обеспечьте детей материалами, необходимых для сюжетно-ролевых игр, выделите для них специальный театральный уголок.

2. Дайте детям время для сюжетно-ролевой игры. Убедитесь, что его хватает для вхождения в образ и полного проигрывания ситуации.

3. Участвуйте в сюжетно-ролевых играх. Иногда это действенный способ вовлечь других детей. Помогайте разнообразить игру.

4. Наблюдайте за ходом ролевой игры. Это поможет лучше понять особенности детей.

 

 

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА

 

Какие же права отстаивает ребенок?

            Право владеть чем-то.

            Право решать, участвовать в чем-то или нет.

            Право выполнять свои проекты так, как он хочет сам.

            Право защищать свою собственность.

До тех пор, пока дети не мешают другим, их права должны уважать. Дети могут отстаивать свои права разными способами: физически, не давая другим что-то делать или не разрешая заставить себя совершать какие-то действия; вербально, заявив о своем желании или нежелании. Но в любом случае, если их методы беспокоят окружающих, следует тактично помочь ребенку найти другие формы защиты своих прав – проявления грубой силы или агрессивности недопустимы. Помогите детям перейти к более приемлемым способам.

1. Дайте модель поведения. Отстаивая свои права, будьте тактичны, непременно объясните, почему что-то можно делать, а что-то нет.

2. Дайте детям возможность выбрать. Пусть ребенок выберите игру, в которой он хотел бы принять участие или игрушку. Возможность выбора важна для детей.

3. Защищайте права ребенка. Если Вы видите, что кто-то нарушает права детей, вмешайтесь. Например: «Почему ты не даешь соседке закончить свой рисунок? Тебе никто не мешал».

 

 

 

КАК ПООЩРЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

 

Цель развития самосознания – независимость от окружающих

Действия, которые свидетельствуют о высоком уровне самостоятельности ребенка:

    раздеваться и одеваться;

    застегнуть обувь;

    пользоваться своим шкафчиком;

    умываться и мыть руки;

    чистить зубы;

    накрывать стол для еды;

    наливать жидкость в емкость;

    класть пищу в тарелку;

    самостоятельно есть;

    убирать за собой посуду после еды;

    пользоваться кисточкой;

  смешивать краски;

  убирать игрушки;

    доставать игрушки;

    класть кубики обратно на полку;

    одевать куклу;

    обращаться с молотком;

    резать ножом;

    резать ножницами;

    лазить по шведской стенке;

    собирать головоломки.

Как помочь ребенку овладеть этими навыками.

1. Предоставьте возможности для проявления самостоятельности. Дети получают большее удовольствие от самостоятельного выполнения трудных заданий.

2. Поощряйте самостоятельные действия.

3. Помогите ребенку начать.

4. Проявляйте энтузиазм. Дети заражаются настроением.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

СФЕРЫ СОЗНАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Фамилия и имя ребенка

Без проблем расстается с родителями

Не слишком «приклеен» к воспитателю

Устанавли-вает зрительный контакт со взрослыми

Выбирает себе занятия без помощи воспита-теля

Стремиться играть в компании сверстников

Уверенно исполняет свою роль в сюжетно-ролевых играх

Отстаи-вает свои права

Проявляет энтузиазм по поводу самостоятельного выполнения каких-либо действий (для себя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации психолога

полезные рекомендации родителям от психолога....

консультация психолога "Эмоционально – волевая готовность к школе".

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.           ...

Консультация психолога

Как надо вести себя с ребёнком, если он берёт чужое....

Консультация психолога для родителей и педагогов: "Как помочь ребенку овладеть наукой расставания"

Консультация для педагогов и родителей с целью сопровождения процесса адаптации...

Консультация психолога

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности...