Презентация "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму»
Конфуций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 527 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму» Конфуций
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития
При организации поисково-исследовательской деятельности использую "типы исследования", доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию (по И.М. Коротковой) Опыты (экспериментирование) (задача – освоение причинно-следственных связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»:
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта Эксперимент с кипятком
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект Очистка воды - самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности (под лупой рассматривали насекомых, травинки, кору, потом дети долгое время все подряд рассматривали: снег, землю, и все, что попадало в поле их зрения)
2. Путешествие по карте (задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира)) Деятельность в контексте «путешествие по карте» Поиск пиратских сокровищ
3. Путешествие по «реке времени» (задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему)). Путешествие от зернышка до булки хлеба
Структура поисковой деятельности Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи; • Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно; • Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи; • Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи; • Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности; • Анализ полученных фактов и формирование выводов; • Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову) Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Шаг 2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний. Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы . Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком Метод проектов. «» «Чудо-огород» «Мир воды» Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения Мнемотаблицы
в группе оборудована мини лаборатория. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами
Работа с родителями
Дети дошкольного возраста с радостью усваивают любую информацию, главное, помочь им освоиться в окружающем мире. Ребёнок стремится к знаниям через многочисленные вопросы «зачем?», «как?», «почему?». Дети – исследователи по своей природе, и прочны те знания, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий и наблюдений, а не те знания, которые получены в готовом виде
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая нах...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188158-1359215500.jpg)
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-916215-1492088898.jpg)
Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".
В данном материале обобщён опыт использования инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...
«Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности»
Методическое городское объединение . Развлечение "Приключения в тридесятом царстве"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....