Экологический проект "Синичкин день"
проект (младшая группа)

Маркина Светлана Борисовна

В гости к синичке…

Основы осознанного отношения к окружающему миру закладываются в раннего детства, так как именно дошкольный возраст характеризуется эмоционально насыщенным восприятием. В МБДОУ «Детский сад №5 «Березка» реализуются ряд проектов экологического содержания. Один из таких проектов был проведен в младшей группе «Клубничка», посвященный Дню синички и добрых дел. Данный проект был направлен на удовлетворение детской любознательности, поддержку их инициативы и самостоятельности. Педагоги совместно с родителями постарались вовлечь каждого ребенка в активное освоение окружающего природного мира. А игровая форма подачи информации позволила детям познать связь между природой и человеком.

О том, как прошел «Синичкин день» можно узнать из видеоролика - https://youtu.be/hBdc10CqxY8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkin_den.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5 «Березка» г. Алатырь Чувашской Республики

ТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Автор проекта: воспитатель С.Б. Маркина

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность.

У детей имеется недостаточно представлений о взаимосвязи и взаимозависимости человека и птиц; об образе жизни птиц, о необходимости оберегать птиц; мало навыков правильного поведения в природе. Дошкольный возраст – благоприятный период для формирования предпосылок экологического воспитания.

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: родители, воспитатели, дети младшего дошкольного возраста

Цель проекта: формирование у дошкольников экологических представлений о взаимозависимости человека и птиц в природе.

Задачи.

Образовательные:

  • расширять знания детей о жизни птиц
  • познакомить с новыми словами – стайка, зоб, тенькать, зимующие, перелетные
  • обучать узнавать птиц по внешнему виду
  • дать представления о значении подкормки для зимующих птиц

Развивающие:

  • формировать умение сравнивать и выявлять отличительные признаки
  • развивать творческие способности детей
  • развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать и делать умозаключения

Воспитательные:

  • воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях
  • воспитывать желание больше узнавать о птицах
  • воспитывать умение совместно работать в коллективе

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
  • подбор методической литературы для реализации проекта
  • подбор наглядного материала, художественной литературы, репродукции картин
  • подбор видеоматериала, звукового сопровождения (звуки птиц, песня, танец-игра)
  • подбор дидактических игр
  • создание фильма по рассказу «Веселая синичка»

Основной этап:

  • беседы с детьми по иллюстрациям книг о птицах
  • организация проведения подвижной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки, дидактической игры
  • изготовление и украшение кормушки
  • чтение рассказа «Сказка о зимующих и перелетных птицах»

Заключительный этап:

  • образовательная деятельность «В гости к синичке» - музыкальное мероприятие
  • показ фильма по рассказу «Веселая синичка»
  • проведение во время прогулки акции «Кормушка от зеленого патруля»
  • подведение итогов
  • создание презентации и фотоотчета

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Творческая мастерская «Кормушка»

Организационный момент. Письмо.

Ребята, нам прислали письмо. Как вы думаете от кого оно. (Ответы детей)

Сейчас мы его вскроем, прочтем и все узнаем. (Воспитатель открывает письмо и читает). «Приглашаю вас ребята 12 ноября на праздник! Дорогу отыщите ко мне по следам. Ваша Синичка.» А ведь верно! Действительно 12 ноября – День синички.

Основной момент. Рассматривание иллюстрации на мольберте и беседа

Посмотрите детки,

Вон сидят на ветке

Птички невелички

Желтогрудые синички.

Весёлая синица

Холодов не боится.

И щебечет целый день.

- Динь - день, динь - день! –

Так о чём поют синицы

Да и что синицам снится?

Снится летняя пора,

Лес, цветы, поля, трава

Как птицы стайками летают,

Жучков и мошек собирают.

Весенней, летнюю порой

В родном лесу они пархают,

Ну а осенью, зимой

В город стайкой прилетают

Слышишь, как стучит синица

Клювом о стекло?

Знай, она кормушку ищет,

Но сейчас тепло.

Вот когда зима настанет,

будут холода

Кормушку в сад с тобой поставим

Синичка, прилетай тогда

Но с пустыми руками в гости не ходят, тем более на праздник! Сейчас на улице холодно, нет ни ягод, ни зерен, ни жучков, ни мошек, ни червячков. Поэтому предлагаю сделать столовую для синички – кормушку. А чтобы ей было приятно и весело обедать – украсим кормушку летним пейзажем. Предлагаю приступить к творческой работе.

Творческая работа – украшение кормушки.

(Дети выполняют творческую работу – украшают кормушку с помощью вилки, бантов, зубной щетки, ватных палочек, пробки от бутылки.)

Ребята наша кормушка готова, но что мы в нее положим? Чем питаются птицы? Посмотрите, перед вами разные птицы – одни плавать любят, другие предпочитают ночью гулять, кто-то холодов не боится, а кому-то нужно тепло. Я вам прочитаю сказку, а вы поразмышляйте чем питаются птицы.

Чтение художественного произведения «Сказка о зимующих и перелётных птицах» (Подготовила воспитатель Николаева Н.П.)

Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?

Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».

Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».

Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».

Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.

Эти птицы стали зимующими.

Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.

Скворцы, аист, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.

Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.

С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.

Дидактическая Игра «Кто где живет, чем питается, как разговаривает»

(по книге из серии «Школа семи гномов»)

  • Итак, птицы, живущие на воде – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка, чем питаются?
  • А ночная птица –сова, что предпочитает?
  • А дятел, ласточка, сорока, грач, воробей, голубь?

(Дети рассматривают иллюстрации в книге про птиц, и отвечают на вопросы воспитателя и выставляют магнитные фигурки корма около называемых птиц).

Ну что ж. мы с вами выяснили какими бывают птицы, где они живут, чем питаются. Завтра мы с вами отправимся в гости к синичке, а для дальней дороги нам нужны силы.

Каждый малыш твердо знает

Спорт силу, ловкость развивает

Физическое упражнение «Птицы»

Рефлексия. Беседа по вопросам:

  • Ребята, о чем мы сегодня говорили?
  • Как называют птиц, улетающих зимой и прилетающих весной?
  • Как называют птиц, которые остаются на зиму?
  • Как мы можем помочь зимующим птицам?
  • Каких зимующих птиц вы знаете?
  • Чем птицы питаются зимой?

.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект сценария развлекательного досуга «Синичкин день!»

Ребята, сегодня 12 ноября нас синичка пригласила в гости. Я еще раз его прочту письмо. Итак, подарок мы приготовили, но где же следы? Давайте поищем… (Дети идут по следам и приходят в зал украшенный в стиле осеннего леса)

Ого, а синичка нас пригласила в осенний лес! А вот и сама синичка!

А вот и птичка - невеличка

Желтогрудая синичка.

Темно-синенькая спинка,

Лапки, как былинки.

А прыгает как ловко,

Набок наклонив головку!

И щебечет целый день.

- Динь - день, динь - день! –

За ее веселый нрав люди посвятили не только праздничный день, но и сочинили сказку. Вот послушайте. (Дети садятся на стулья и смотрят видеофильм по сказке)

Сказка «Веселая синичка» - видео.

Синичка не только нас позвала в гости, но и других птиц. А вот каких, вы должны отгадать. Итак, слушаем внимательно…

Загадки

Кто в беретке ярко красной

В серой курточке атласной

Громко он не кричит

Все стучит, стучит, стучит

Дятел

Днем спит, ночью летает

Ухует, людей пугает.

Сова.

Любит прыгать и летать

Хлеб и зернышки клевать

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорит всем «Чик-чирик»

Воробей

Есть у синички знакомый

Длинноносый, длиноногий…

Аист

Грудь белая,

Хвост как ножницы

Ласточка

Эта птица белобока

Кашу варила

Деток кормила

А когда летит

Громко трещит

Сорока

Важным стал, раздул зобок

Не играет он в игру,

Он танцует – гру, гру, гру

И воркует

Голубь

Ребята, сколько птичек прилетело в гости к синичке? Много!

Дружно за мной повторяйке – Много птичек - Это стайка

Предлагаю спеть песню для птичек

Песня

Птицы иногда спорят – кто из них красивее. Давайте их рассудим и сравним.

Словесная игра «Сравни птиц»

  • Итак, у синички есть клюв маленький, а у дятла клюв большой. Для чего нужен им клюв (клевать)
  • У синички есть крылья маленькие, а у аиста – большие. Зачем им нужны крылья – летать.
  • У синички есть лапки маленькие, а у воробышка – маленькие. Что они делают на лапках – прыгают.
  • У синички есть хвост, а у ласточки? Зачем им нужен хвост
  • У синички есть глазки маленькие, а у совы – большие. Зачем нужны птицам глаза.
  • У синички есть перышки, и у сороки есть перышки. Что они делают с перышками – чистят

Давайте покажем, как птички живут – покружились, покружились и в синичек превратились.

Превратились дети в птичек

Птички встают рано.

Потому что птичкам этим

Зерна искать надо!

Танец – игра «Птички»

Вот летали птички

Птички невелички

Все летали, да летали,

Крыльями махали.

На дорожку сели.

Зернышки поели.

Клю-клю, клю-клю.

Зернышки поели

Перышки почистили

Чтобы были чище.

Вот так, вот так.

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгаем по веткам.

Вдруг кошка прибежала

И всех птичек распугала!

Игра «Угадай кто улетел, а кто остался»

Ребята пока мы с вами танцевали, кто-то из птичек улетел, только перышки остались. Отгадайте кто? А куда аист, ласточка, дятел улетели – в теплые края. Они перелетные птицы. Верно! А почему они улетели. Потому что холодно и нечего им есть. Но вы не расстраивайтесь, они обязательно весной вернуться. А пока мы поиграем с перышками.

Игра сдуй перышко.

Перышки легкие, кто их быстрее и дальше сдует, тот и победил.

Ребята посмотрите, по-моему, к синичке новый гость прилетел. Как вы думаете, кто это?

Верно снегирь. Не все птицы бояться зимы, Птиц, остающиеся на зиму, называют зимующими. А чтобы птичка не было голодно и холодно мы для них смастерили кормушку. А для того чтобы вспомнить чем мы будем угощать наших птичек, нужно поиграть в пальчиковую игру. Приготовили все свои ладошки и повторяйте за мной

Пальчиковая игра «Корм для птичек»

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошки

Птичка, птичка,

Гуль, гуль, гуль

Прилетай к нам

Не горюй

Приготовим корм для птичек

Сало мы дадим синичке

Крошки хлеба голубям,

Семечки сыпь воробьям,

А сорокам и воронам

Мы предложим макароны!

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело мы расскажем!

Воробей, снегирь, синица,

Да сорока озорница,

Голубь в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!

Вот и закончилось наше приключение в волшебном осеннем лесу. Синичке еще предстоит обустроить свое жилище в городе, а мы с вами отправляемся на прогулку и подарим в честь новоселья нашим птичкам кормушку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний экологический праздник «День Земли»

В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...

Экологический праздник « День защиты природы»

Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....

Экологический праздник « День птиц »

Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....

Сценарий детского экологического праздника "День земли"

Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....

Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)

Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....

Конспект экологического праздника "День Земли"

В конспекте представлены стихи, песни, игры, картотека добрых дел, акция "Украсим Землю цветами". Материал предназначен для посвящения в "Юные экологи" детей подготовительной группы....

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....