Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Куликова Лариса Александровна

Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_prazdnik.docx578.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              Утверждаю:

                                                                                                  заведующая МДОУ «Детский сад

                                                                                                  комбинированного вида №113»

                                                                                                     ___________/Середа И.А./

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

«ДЕНЬ ПТИЦ»

Старший дошкольный возраст

                                                               

                                              КУЛИКОВА

                                                 ЛАРИСА

                                          АЛЕКСАНДРОВНА

                                                             ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                              МДОУ «Детский сад

                                                              комбинированного вида № 113»

                                                             Заводского района г. Саратов


                                                          Нет перелетных птиц «наших» и «ваших».

                                                          Птицы – достояние всего человечества,

                                                          драгоценность всей Земли.

                                                          Всем их и беречь.

                                                          Природу может спасти только

                                                          Наша любовь.

                                                                                           Николай Сладков

Программное содержание.  Закрепить знания детей о  перелетных птицах  родного края (особенности их внешнего вида, поведение, чем питаются, где строят гнездо).  Развивать  познавательный интерес к объектам природы, любознательность. Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к живой природе. Закрепить правила экологически грамотного поведения  в природе. Формировать у детей  стремление принимать активное участие в подготовке и проведении праздника, поднять эмоциональный настрой.

Предварительная работа. Беседы с детьми о перелетных птицах родного края (птицы полей, леса, рек). Рассматривание иллюстраций про птиц  и чтение  книг  Ю. Дмитриева «Книга природы»,   В. Чаплиной «Птицы в нашем лесу», В. Зотова «Лесная мозаика».  Знакомство с Красной книгой Саратовской области.  Заучивание пословиц, поговорок, загадок и стихов  о перелетных птицах. Изобразительная деятельность детей: рисование рисунков о перелетных птицах.

Подготовка праздника проводилась в тесном контакте  с воспитателями старших и подготовительных групп, с музыкальным руководителем.

Материал. Плакаты с изображением видов птичьих гнезд и  цветные силуэты перелетных птиц  к дидактической игре «Где, чье гнездо?»; разрезные силуэты птиц (утка, аист, сова, дятел) к  дидактическим играм: «Где, чей клюв?»,

«Где, чьи ноги?»; макеты скворечников, маски перелетных птиц. Экологические знаки «Правила друзей природы», аудиокассеты  с записями голосов птиц.

ХОД ПРАЗДНИКА

На центральной стене музыкального зала  оформлена выставка детских рисунков о перелетных птицах «Птицы – наши друзья». В зале – декорация леса: деревья, кусты, елочки.

Звучит песня Д. Кабалевского  «Птичий дом». Входят дети старшей и подготовительной группы, садятся на стульчики.

Ведущий.  Наступила долгожданная весна. И признаки ее во всем: ярко светит солнце, появились лужи и проталины, плачут «сосульки» на крышах, на деревьях набухают почки. Но самые верные спутники весны, конечно же, птицы.

Наш праздник мы посвящаем «Дню птиц». Именно о них, наших верных пернатых друзьях мы будем сегодня петь песни, читать стихи, играть в игры.

Этот красивый и добрый праздник отмечается уже давно, почти 70 лет. Для птиц готовятся и развешиваются искусственные гнездовья, скворечники, делаются поилки и кормушки. Славный обычай русских крестьян – развешивать скворечники в деревнях так изменил привычки птиц, что скворцы лучше селятся в скворечниках, чем в дуплах.

Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц.

Птицы украшают наши леса, радуют нас звонкими, красивыми песнями. Кто еще может сравниться  в природе с этим чудом.

Птицы – летают, бегают по земле, прыгают по веткам, лазают по стволам деревьев. И каких только профессий нет среди птиц.

Птицы – строители: сооружают из травинок, глины, пуха и веток разные по форме гнезда.

Птицы – санитары: очищают сады, поля и леса от вредных насекомых.

Птицы- врачи: спасают деревья от гибели.

Птицы – разносят семена деревьев и растений.

Птицы – путешественники: летят из теплых стран через моря, высокие горы, пустыни и степи.

По красоте и яркости оперения многие птицы превосходят самые изысканные букеты цветов.

Лучшие наши певцы, прославленные мастера пения: в лесу – дрозд, в полях – жаворонок, в садах и рощах – соловей.

Нельзя представить себе без этого веселого гомона птиц  наши леса, парки, сады.

     Ребенок читает стихотворение Т. Щекотовой «Новоселье»

Новоселье, новоселье!                                    

Гомон, хлопоты, веселье –                            

После стужи и метели                                    

Птицы в город прилетели.                            

Все для вас, друзья, готово.                          

Обживайте домик новый.                              

В нем тепло, уютно очень.

И для сына, и для дочки

И для бабушки-скворчихи

Уголок найдется тихий.

По соседству – старый грач,

Верный друг, хороший врач.

Есть столовая, больница

И концертный зал «Синица»,

Школа, почта, детский сад –

Настоящий Птицеград!

Ведущий. С давних времен русский народ, наблюдая за птицами, за их поведением, составил много разных пословиц и примет:

«Прилетела трясогузка, через 12 дней начнется ледоход».

«Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне».

   - Ребята, а какие пословицы и поговорки про птиц вы знаете?

Дети старшей группы  говорят пословицы и поговорки про птиц.

1-й ребенок. Жаворонок является к теплу.

2-й ребенок. Малая птица соловей, а знает май.

3-й ребенок. Грач на горе – весна на дворе.

4-й ребенок. Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.

5-й ребенок. Грач прилетел – через месяц снег сойдет.

Дети подготовительной группы  говорят пословицы и поговорки про птиц.

1-й ребенок. Жаворонок прилетает на проталинку,

                      скворец – на прогалинку,

                     журавль – с теплом, ласточка – с листом.

2-й ребенок. Увидал грача – весну встречай.

                      Увидал скворца – знай, весна у крыльца.

3-й ребенок. Ласточка день начинает, соловей кончает.

4-й ребенок. Соловьи поют всю ночь – будет солнечный день.

5-й ребенок. Соловей появляется и поет песню тогда,

                       когда может напиться с березового листа.

Ведущий. Молодцы, ребята. Много знаете пословиц и примет про разных птиц. Пробудилась природа после зимнего покоя – начали возвращаться к родным местам перелетные птицы. Как всегда весну открывают птицы, которые прилетают, когда еще лежит снег.

   - А что это за птица, отгадайте загадку:

                        Всех перелетных птиц черней,

                        Чистит пашню от червей.

                        Целый день по пашне вскачь,

                       А зовется птица…?

Дети: Грач.

Ведущий. Правильно, ребята, грачи открывают весну.  Вслед за грачами прилетают птицы, которые уничтожают вредителей лесов, полей и огородов.

Что это за птица? Воспитатель загадывает детям загадку.

                        Он прилетает каждый год

                        Туда, где домик его ждет.

                        Чужие песни петь умеет,

                        А все же голос свой имеет.

Дети. Скворец.

Ведущий. И вот сейчас, ребята из старшей группы расскажут нам, как они подготовились к прилёту птиц.

    Дети выходят на середину зала с макетами скворечников.

    Дети читают стихотворение В. Кремова «Друзья птиц»                                          

 1-й ребенок.     Возьмем топор и молоток,                            

                            Ножовку и рубанок.                                    

                            Найдем с тобой сухих досок –                    

                            За дело спозаранок.                                        

                            Начнем тесать, пилить, строгать,                  

                            По нраву нам работа.                                  

                            К прибытью птиц не опоздать –                

                          У нас одна забота.

2-й ребенок.     В одной дощечке долотом

                          Мы продолбим окошко –

                          Такое, чтоб в него потом

                          Не влезла злая кошка.

                          Неприхотливые жильцы –

                          Им мебели не надо.

                          И не нужны совсем дворцы –

                          Простой избушке рады.

3-й ребенок.     Вернутся раннею весной                            

                          Через моря, долины.                                    

                          Певцы пернатые домой –                              

                          На родину с чужбины.

                          И станут в стороне родной

                          Петь звонко и умело.

                          Мы нынче сделали с тобой,

                          Дружок, большое дело!                                  

Ребенок читает стихотворение.

А у нас в саду жилец.                       С солнцем скворушка встает,

Бойкий маленький скворец.             Ест жуков, росинки пьет.

Тихий сад повеселел,                        Сдвинув шапку набекрень,

От того, что он запел.                        Распевает целый день!

     Игра «Скворцы и кошка»  Музыка В. Иванникова

Ведущий. Ребята, послушайте песню «Скворец на чужбине». В ней поется о скворце, который живет  за морем сытно, но почему-то грустно ему и песен он не поет, а  почему, вы узнаете из песни.

     Песня «Скворец на чужбине» Музыка Т.Попатенко

Ведущий (показывает  картинку). Ребята, кто знает, как называется эта птица?

Дети. Трясогузка, эта серая птичка на тонких ножках всегда покачивает своим прямым длинным хвостиком вверх-вниз.

Ведущий.  Правильно, в народе её называют «ледоломкой»: к нам белые трясогузки прилетают, когда вскрываются реки, начинается ледоход.

     Ребенок читает стихотворение «Трясогузка».

Прилетела к Вере в гости

Трясогузка – длинный хвостик.

То найдет на грядке семя,

То спешит куда-то в тень.

Длинным хвостиком все время

Ей покачивать не лень.

Ведущий. Ребята, а каких водоплавающих и болотных птиц вы знаете, которые живут на реке и озере, рядом с водой?

Дети. Лебеди, утки, журавли, цапли.

     Ребенок загадывает  загадку.

Вдоль по речке, по водице                    

Плывет лодок вереница.                      

Впереди корабль идет,                        

За собою всех ведет.

Весел нет у малых лодок.

А корабль очень ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу поведет.                            

Дети. Утка с утятами.

Ведущий. А сейчас, ребята, я приглашаю вас в хоровод!

     Хоровод «Повадился журавель»  укр. нар.  м.

 Ведущий. Ребята, а вы знаете, чем питается журавль?

 Дети. Ягодами, молодой травой, семенами, насекомыми.

 Ведущий. А чем питаются лебеди, утки?

 Дети. Они достают корм со дна реки: растения, насекомых.

 Ведущий. Правильно, ребята. В природе есть птицы, которые славятся строением своих  гнезд, красотой своего оперенья, а есть птицы, которые неприметные на вид, а славятся своим пением. И вот сейчас о такой птице вы услышите стихотворение.

     Ребенок читает стихотворение «Знаменитый певец»

Лес без песен не бывает,                        

Всюду птицы распевают.                                      

Сойки, иволги, дрозды

Могут петь на все лады.                        

Певчих птиц не перечесть                                                                                      

Но одна такая есть, -

Не сверкает опереньем,

Неприметная на вид,

А чудесным звонким пеньем

Всех на свете удивит.

Можно слушать без конца

Знаменитого певца.                            

Ведущая. Ребята, как называется эта птица?

 Дети. Соловей.  

       Дети старшей группы поют песню «Соловейка» муз. А. Филиппенко

 Ведущий.  В наших лесах есть птица, которая славится ярким и заметным опереньем: желто-золотистая грудка, голова и спина, а крылья и хвост – бархатисто-черные. Иволга – одна из самых красивых птиц нашего леса. Пение иволги – мелодичный посвист, похожий на напев деревянной дудочки-жалейки. Еще она может издавать звуки как «дикая кошка», когда увидит рядом с гнездом какую-нибудь хищную птицу  или человека.

     Ребенок читает стихотворение  В. Бокова «Иволга»

Платье на мне золотое

                                                  Солнце его подарило.

                                                  Я его за подарок

     Песенкой поблагодарила.

   - Фьють, фьють, фьють!

  В путь! В путь! В путь!

Ведущий. Ребята, отгадайте загадку:

Кто на елке, на суку

        Счет ведет: Ку-ку, ку-ку.

Дети. Кукушка.

Ведущий. Чем прославилась эта птица? Что мы знаем о ней?

Дети. Она не строит гнездо, а свои яйца подкладывает в чужие гнезда.

Ведущий. Правильно, ребята. Хоть кукушку и ругают за то, что подбрасывает  яйца в чужие гнезда, но для леса она приносит большую пользу. Кукушка и иволга уничтожают больших мохнатых гусениц, которых  не едят другие птицы.

     Дети подготовительной группы поют песню «Артистка» муз. Д.Кабалевского

     Дети старшей группы поют песню «Кукушка» муз. М. Красева

      Ребенок читает стихотворение Е. Екимцева «Кукушка»

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку.

                                               Это я, кукушка с горя,

                                               Все кукую день и ночь.

  И никто в лесном просторе

                                               Не сумеет мне помочь.

Игра «Бездомная птица» муз. Е.Тиличеевой

Ведущий. Ребята, птиц надо охранять и любить не только за то, что они охраняют наши леса от вредных насекомых. Птицы также украшают наши леса, радуют нас своими звонкими красивыми песнями.

    Ребята, а какие правила поведения в природе вы знаете?

    Ведущий показывает экологический знак «Не трогай птичьи гнезда».

Дети. Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы,  не бери в руки яйца или птенцов, сразу же надо уйти. Потому что птицы-родители при постореннем запахе могут отказаться  высиживать птенцов.

     Ведущий показывает экологический знак «Не уноси  домой птенцов».

Дети. Нельзя ловить и уносить домой здоровых птенцов. Их родители где-то рядом, хотя и не показываются на глаза. Они сами позаботятся о своем потомстве. 

Ведущий показывает экологический знак «Следи на прогулке за своими домашними  животными».

Дети. Если у тебя есть собака, то её нельзя брать с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

Дети называют и  другие правила поведения в природе.

  1. Птиц нужно защищать от врагов: от кошек, ворон, собак.
  2. Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года: зимой их надо подкармливать, а летом в садах и парках ставить поилки с водой.

Ведущий. Молодцы, ребята, много правил  поведения вы знаете.

     Ребенок читает стихотворение Г.Ладонщикова «Люблю птиц»

Я ребята, птиц люблю                        

Никогда их не ловлю.                          

Ни ловушками, ни в сети                    

Не держу их дома в клетке.                

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обидел в жизни я.

Проводятся дидактические игры по экологии.

1. Дидактическая игра «Где, чей дом?»

Задание детям: помочь птицам расселиться в свои гнезда.

2. Дидактическая игра «Где, чей клюв и где, чьи ноги?».

Задание детям:  по строению птицы подобрать клюв и ноги, вспомнить место обитания этих птиц.

Ведущий.  Вот и закончился наш праздник, посвященный «Дню птиц». Молодцы, ребята.  Много стихов и песен вы знаете про птиц, знаете как надо вести себя в природе, чтобы не навредить птицам. Помогли птицам расселиться по своим гнездам, знаете много пословиц про них.

     А сейчас я  приглашаю всех детей  посмотреть выставку рисунков «Птицы – наши друзья», которые  нарисовали дети подготовительной группы.

       

  

Литература

1. Зотов В., Лесная мозаика, М.: 1993.

2. Дмитриев Ю., Пожарицкая А, Владимиров В. и др. Книга природы. – М.:

    Детская  литература, 1990

3.  Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, Минск. 1996.

4. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры  в дошкольном                                              

     детстве. – М.: Новая школа. 1995.

5.   Серия «Экологическое образование и воспитание детей». Играя, учимся,

     выпуск 1, Саратов, 1997.

6.  Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение. 1996.

7. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Птицы" старший дошкольный возраст

На занятии обобщаются знания о многообразии птиц, уточняются названия часто встречающихся, в игровой форме подводят детей к пониманию связей между внешним видом птиц и образом жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Берегите птиц" Старший дошкольный возраст.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Берегите  птиц" будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Экологический проект: «Берегите птиц» Старший дошкольный возраст

Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, осознавать, что мы не имеем права, уничтожать то, что создала природа....

Проект «Зимующие птицы» старшего дошкольного возраста

Проект «Зимующие птицы»старшего дошкольного возраста...

Подвижные игры о птицах и про птиц (старший дошкольный возраст)

Картотека подвижных игр для старших дошкольников....