Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Почему улетают птицы?» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шарова Елена Сергеевна

НОД по познавательному развитию "Почему улетают птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

«Детский сад №1 «Чебурашка» ст.  Гиагинской»

Интегрированная образовательная деятельность

по познавательному развитию с элементами экспериментирования

«Почему улетают птицы?»

(старший дошкольный возраст 5-6 лет)                                                                 

Цель:

  • уточнить и углубить знания детей об осенних изменениях в природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  •      расширить знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни;
  • воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
  •  развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Предварительная работа: 

  • Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений  об осени и перелетных птицах.
  • загадывание загадок про птиц, времена года;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы на темы: «Признаки осени», «Перелетные птицы»;
  • дидактические и подвижные игры: «Совушка - сова», «Когда это бывает?», «Зимующие и перелетные птицы», «Покажи без слов».

Задачи:

  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни перелетных птиц.
  • Вызвать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности.
  • Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
  • Уточнять пространственные представления детей.
  • Активизировать в речи детей слова, обозначающие названия перелетных птиц и действия с ними.
  • Формировать умение детей договаривать за взрослым слова и словосочетания.
  • Расширять чувственный опыт детей, стимулировать тонкие движения рук.
  • Развивать навыки совместного выполнения действий в ходе экспериментирования.

Материалы: проектор,  маски птиц (на столах), схематические изображения признаков осени, тряпочки с перьями, кусочки льда, ведерко (мусорное),  салфетки, прозрачный контейнер с замороженной водой  (в ней лягушка, водоросли, рыбка), прозрачный контейнер с замороженной землёй (по стенкам изнутри изображения червячков и личинок), указка.

Ход ООД

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в лес. Закройте глаза и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет сегодня речь».

Дети сидят на стульчики, звучит музыка  «Осенняя песнь» П.И. Чайковского из сборника «Времена года».

 Воспитатель:  «В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки.

         Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям... ». 

Воспитатель: О каком времени года идет речь? А теперь давайте посмотрим презентацию о перелётных птицах

Презентация «Перелетные птицы»

Физическая минутка

 «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Звучит музыка чириканье воробья

(Появляется воробей)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите,  кто к нам прилетел в гости? 

Воробей: Здравствуйте ребята. Хотите узнать, почему зимой птицы улетают в теплые края?

Воробей приглашает детей к столу с перьями и льдом. Показывает кусочек льда,  а затем перья.

Воробей: Давайте превратим левую руку в крыло. (Воспитатель раздает всем тряпочки с перьями, при необходимости помогает.) Что это?  Показывает лед

Воробей: Какой он? Проводит кусочком по оголенным участкам тела детей

Дети:  Лед мокрый, холодный

Воробей: Все так думают?

Воробей: Теперь положите по кусочку льда в руку и «крыло». Помогает разложить в руки лед

Воробей: Чему холоднее руке или «крылу»?

Воробей: Почему?

Дети: потому что крыло покрыто перьями 

Воробей: Перелетные птицы улетают в тёплые края,  потому что им холодно.

 Давайте мы с вами  вспомним, чем питаются птицы?

      Дети:  Птицы питаются насекомыми,  жуками, личинками, тлей, гусеницами. Птицы, которые   живут на воде,  любят вылавливать водяных насекомых и ловить тех, что летают над поверхностью   водоёмов. Вылавливают мелкую рыбу и мальков, лягушек, щипают водные растения.

     Питательные вещества птицы также получают из воды.

Воробей: Смотрите, какой у нас замечательный водоем! А в водоеме кто-то живёт, вы внимательно посмотрите и расскажите кого вы  увидели?

Дети: Рыбки, лягушки, водоросли.

Воробей: Ребята,  что случилось с водой?

Дети: Вода в водоёме замёрзла.

Воробей: А как вы думаете, почему вода замёрзла?

Дети: Вода замерзла, потому что холодно, наступила зима, на улице мороз.

Воробей: Ребята давайте мы с вами превратимся в птиц. 

Сделайте из своих пальчиков острые клювы как у аиста и попробуйте достать из озера лягушку!

Воспитатель показывает, как сложить «клюв» из пальцев. Дети пытаются продолбить лед в чаше.

Воробей: А может лебедь достанет? Сделайте широкие клювы.

Ну что ребята получается? Почему?

Воробей: А теперь попробуйте достать насекомых из земли! Сделайте острые клювы как у галки и попробуйте достать насекомых. Получается?

Дети: Нет.

Воробей: А теперь сделайте широкий клюв как у вороны. Получается?

Дети: Нет.

Воробей: Почему ребята не получается достать насекомых?

Дети: Земля очень твёрдая, мёрзлая.

Воробей: Действительно, с приходом холодов вода замерзает и земля становиться очень твердой. Птицам себе корм не добыть?

Воробей: Что же делать перелетные птицам?

Дети: Птицам нужно улетать в тёплые края.

Воробей: Молодцы! Так почему же перелетные птицы улетают?

Дети: Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно,  им нечем питаться.

Воспитатель: Да! Спасибо ребята, вы были замечательными исследователями, наблюдательными и старательными! Что вы узнали нового, и что понравилось вам?

Воробей: Ребята, я хочу угостить вас «вкусными червячками!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (по ознакомлению с родным городом детей) старшего дошкольного возраста.

Материал направлен на проведение непосредственой образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте по познавательному развитию на тему " Мой город - Санкт - Петербург". Направлен на закреплен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: «По...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Увлекательное путешествие» для детей старшего дошкольного возраста

Обучающие задачи: продолжать учить детей составлять математические задачи, выделять условие задачи, вопрос, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, решать с помощью ленты цифр, чита...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Космос – это инте...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие скворушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...