«Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Отчет по самообразованию "  «Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад "Золотая рыбка»

 

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Выполнил: Ярмаметова Анна Игнатьевна                                                                                              воспитатель

 

 

2021

Актуальность:

С давних пор именно продуктивной деятельности уделяется огромное внимание. Ее применение в детском саду помогает детям не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок; позволяет расширить палитру тактильных ощущений, а значит, как следствие, способствует развитию мелкой моторики.

Почему так важно вовремя начать развитие мелкой моторики? Причин тому несколько.

Любая тренировка пальцев рук – неотъемлемая часть воспитательно - образовательного процесса, направленного на развитие речи детей дошкольного возраста. Физиологами доказано, что примерно третью часть площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи».

Мелкая моторика – один важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе, определяющий овладение его письмом, и как следствие, оказывающий непосредственное влияние на успеваемость.

Существует множество средств совершенствования мелкой моторики дошкольников, но наш выбор пал на пластилинографию.

Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Целью работы над темой стало создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Для достижения цели поставлен ряд задач:

- изучить методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;

- проанализировать опыт коллег по ознакомлению воспитанников с приемами пластилинографии;

- осуществить подбор занятий по пластилинографии;

- оценить целесообразность и успешность применения пластилинографии как средства совершенствования мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста;

- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам развития мелкой моторики детей посредством применения пластилинографии;

- поделиться опытом с коллегами по вопросу положительного влияния пластилинографии на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Началу работы предшествовала довольно объемная подготовка: изучена литература по теме, проанализирован опыт коллег в данном направлении, расширена предметно – пространственная среда группы, подготовлены образцы работ и шаблоны для самостоятельного творчества детей, составлен перспективный план работы на учебный год.

Для отслеживания эффективности проводимой работы нами был поведен мониторинг развития мелкой моторики воспитанников. Обследование проходило по следующим направлениям:

  • упражнения на координацию движений;
  • упражнения на повторение фигур из пальцев;
  • работа с бумагой;
  • упражнения на дорисовывание.

Результат на начало года наглядно представлен в диаграмме:

В течение учебного года с детьми проводились занятия с применением пластилинографии. Так, в течение года дети освоили следующие приемы пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

Кроме организованной деятельности, детям были предоставлены в свободное пользование шаблоны для самостоятельного творчества.

К концу года мы добавили использование бросового материала, а также комбинирование элементов различных видов пластилинографии.

В течение всего срока работы над темой продуктивно велась работа с родителями:

  • проведено анкетирование «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»;
  • оформлена консультация «Пластилинография – это интересно!»;

     

В конце года для родителей была оформлена выставка детских работ.

Результат:

В конце года был проведен контрольный мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей. Результат наглядно представлен в диаграмме.

По итогам работы над темой были выявлены следующие результаты:

  • движения пальцев рук детей стали более точными;
  • дети освоили основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
  • дети научились работать на заданном пространстве;
  • дети стали активно использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Вывод и перспективы на будущее:

Подводя итоги, следует отметить, что мелкая моторика не развивается сама по себе, ее развитие необходимо стимулировать. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого детства. То, насколько совершенной будет ручная умелость у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, какие условия они создадут для этого. Пластилинография как один из методов нетрадиционного рисования продемонстрировала отличный результат по совершенствованию мелкой моторики воспитанников. Данный опыт мы планируем применять и далее, расширяя условия в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Список литературы:

  1. Давыдова. Г.Н. Пластилинография для детей. – Скрипторий, 2003.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.Научно доказано что на подушечках наших пальцев множество точек, которые при массировании влияют на работу го...

Консультация для родителей «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье кратко раскрывается понятие пластилинографии. Необходимость занятий пластилинографией для развития мелкой моторики пальцев рук, даются советы по правильному выбору материалов для занят...

«Пластилинография»как метод развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами,чем ...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...