«Пластилинография»как метод развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами,
чем больше мастерства  в детской руке,
тем умнее ребёнок».  В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.16 МБ
Microsoft Office document icon plastilinografiya_vystuplenie.doc53.5 КБ
Файл buklet_plastilinografiya.docx80.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Губаева Мавлия Тимераевна воспитатель МАДОУ детский сад № 4 «Пластилинография» как метод развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность: Современное демократическое общество нуждается в творческих людях, ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. «Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей» Р.С.Немов

Слайд 4

Пластилинография – это вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Слайд 5

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня «графия» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Слайд 6

Значение пластилинографии в развитии ребёнка Пластилинография – это средство развития творческих способностей детей и мелкой моторики рук. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант

Слайд 7

Виды пластилинографии: прямая; обратная ; контурная; многослойная; модульная; мозаичная; фактурная.

Слайд 8

ПРЯМАЯ – ОБРАТНАЯ

Слайд 9

КОНТУРНАЯ - МНОГОСЛОЙНАЯ

Слайд 10

МОДУЛЬНАЯ - МОЗАИЧНАЯ

Слайд 11

ФАКТУРНАЯ

Слайд 12

Задачи пластилинографии: Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Слайд 13

Основные приёмы лепки пластилином: скатывание; раскатывание; сплющивание; прищипывание; оттягивание; заглаживание; разрезание; соединение.

Слайд 14

Материалы, используемые в пластилинографии: пластилин (разных цветов); пластиковые дощечки для выполнения работ; стеки; картон (однотонный и цветной); любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик; бросовый материал: бумага разной фактуры, фантики от конфет, пластиковые емкости, пуговицы и т.д.

Слайд 15

Рекомендации по организации занятий с детьми предоставлять детям больше самостоятельности; не критиковать неумелые действия детей; поддерживать стремление детей добиваться лучшего результата в своих работах; организация деятельности в форме игры с использованием игровых ситуаций; осуществлять строгий контроль за осанкой детей.

Слайд 16

В результате проводимой работы у детей развивается: внимание; воображение; фантазия; мышление; зрительная и двигательная память; творческие способности. Самое главное - развивается мелкая моторика.

Слайд 20

«Пластилинография» - это средство развития творческих способностей детей и мелкой моторики рук.

Слайд 21

Использованные ресурсы «Пластилиновая страна Лепилка» Селивон В.А., Минск: «Поппури», 2010. http://standetstva.ru «Пластилинография: анималистическая живопись» Давыдова Г.Н., изд-во: Скрипторий 2003. Год выпуска 2008. http://detskiysad.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

«Пластилинография»         
как метод развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

МАДОУ детский сад №4

Губаева Мавлия Тимераевна 

2020 г.

  1.  «Пластилинография»    
  2. Выдающийся советский педагог-новатор Сухомлинский говорил:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,  чем больше мастерства  в детской руке, тем умнее ребёнок».

  1. Актуальность:

Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется   в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии  окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Современное демократическое общество нуждается в творческих людях, ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

По мнению известного советского и российского психолога Р.С. Немова, «Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей»

  1. Пластилинография – это вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
  2. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня «графия» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
  3. В чем же заключается значение пластилинографии в развитии ребёнка?

Пластилинография – это средство развития творческих способностей детей и мелкой моторики рук.

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора – играют скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков – это «мелкая моторика», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания, мышления.

И как говорил И. Кант: «Рука- это вышедший наружу мозг человека».

  1. В своей работе я использую следующие виды пластилинографии:

8.прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;

8.обратная (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

9.контурная – изображение объекта по контуру,  с использованием «жгутиков»;

9.многослойная – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоёв;

10.модульная – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

10.мозаичная – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

11.фактурная – изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

12. Работая с пластилином, мы решаем сразу несколько задач:

  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

13. На занятиях по пластилинографии осваиваем  различные приёмы:

  • Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
  • Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
  • Сплющивание. Чтобы получить лепёшку ил диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками или прижимают ладошкой к столу.
  • Прищипывание. Придаёт определённую фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединёнными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
  • Оттягивание. Похоже на предыдущий приём, но после захвата пластилина его оттягивают и формируют новый элемент или деталь.
  • Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
  • Разрезание. Разделение бруска стеком и резачком на отдельные куски.
  • Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

14. Материалы, используемые в пластилинографии: 

  • пластилин (разных цветов);
  • пластиковые дощечки для выполнения работ;
  • стеки;
  • картон (однотонный и цветной); желательно плотный
  • можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;
  • бросовый материал – для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, пластиковые емкости, пуговицы, семечки, зёрнышки и т.д.

15. Рекомендации по организации занятий с детьми:

  • предоставлять детям больше самостоятельности;
  • не критиковать неумелые действия детей;
  • поддерживать стремление детей добиваться лучшего результата в своих работах;
  • организация деятельности в форме игры с использованием игровых ситуаций;
  • осуществлять строгий контроль за осанкой детей.

16. В результате проводимой работы у детей развивается:

  • внимание;
  • воображение;
  • фантазия;
  • мышление;
  • зрительная и двигательная память;
  • творческие способности.

     Самое главное - развивается мелкая моторика.

20. Таким образом, «пластилинография» - это средство развития творческих способностей детей и мелкой моторики рук.

21. Литература.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен.

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Из фантазии и активного взаимодействия с материалом родится интересное решение!

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=29031000-00-72&n=21

Подготовила:

Воспитатель Губаева М. Т.

                  г. Нефтекамск 2020г.

                     http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=447975799-55-72&n=21

               

                      http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=450916569-57-72&n=21

Пластилинография

 это нетрадиционная техника работы с пластилином.

Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных  объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи.  Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.

Ребёнок осязает то, что он делает.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=457296157-62-72&n=21

                                                   

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=21204211-43-72&n=21

Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

Основные приёмы.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=244172878-46-72&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.Научно доказано что на подушечках наших пальцев множество точек, которые при массировании влияют на работу го...

Консультация для родителей «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье кратко раскрывается понятие пластилинографии. Необходимость занятий пластилинографией для развития мелкой моторики пальцев рук, даются советы по правильному выбору материалов для занят...

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Отчет по самообразованию "  «Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...