Проект "Русская изба"
проект (средняя группа)

Артемьева Елена Иннокентьевна

Мини-музей "Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мини-Музей Русская изба24.85 КБ

Предварительный просмотр:

                           Министерство образования и науки республики Бурятия

МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»

МАОУ «Белочка»

671430 Республика Бурятия, Еравнинский район, с.Сосново-Озерское

Тел: (83013521874); е-mail:belo4ka_1940@mail.ru

Проект «Русская изба» в средней группе.

Подготовила Артемьева Е.И.

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Мини-музей «Русская изба» был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников .

Проблемы, которые решает музейная педагогика

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Актуальность

Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В нашем городе существует только один историко-краеведческий музей и ориентирован он в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в дошкольных группах т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп средств музееведения и музейной педагогики, создание в дошкольных группах музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в дошкольных группах занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

Цель:

Средствами мини - музея реализуется осуществление основных принципов. Заложить основы духовно – нравственной личности с активной личностной позицией и творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея;

2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

5. Формировать чувство любви к малой Родине на основе изучения русских народных традиций;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

7. Приобщить дошкольников к духовно – нравственным традициям русского народа;

8. Средствами нравственно – патриотического воспитания развивать интеллектуальные способности детей интеллектуальные и творческие способности.

Этапы реализации проекта

Долгосрочный

Результаты проекта

У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде.

Улучшились взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами. Повысился престиж дошкольных групп в среде родителей. Мини - музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды наших дошкольных групп.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь;

- изделия народных промыслов: Хохлома, Гжель, Дымковская роспись и т. д. ;

- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

- лоскутные одеяла, наволочки (вязанные и вышитые гладью);

русские народные инструменты.

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы.

Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Содержанием работы музея русского быта является: проведение тематической НОД для дошкольников; посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МАОУ «Белочка»; организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий«Устройство русской избы»«Старинная посуда и предметы обихода», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др. ;

оформление тематических выставок«Предметы крестьянского быта»«Народный костюм»«Горница»«Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие; организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Формы деятельности музея русского быта:

- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки»«Рождественские колядки», Подблюдные вечерки, ««Масленица»«Верба, вербочка»«Пасха»«Святки» и др.).

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная»

3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»

Тематический план

Дети от 3-4 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь Что такое музей? 15 мин Воспитатель группы

2 октябрь Добрая изба 15 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Печка – хозяйка. 15 мин Воспитатель группы

4 декабрь Хозяйкины помощники 15 мин Воспитатель группы

5 январь К нам гости пришли 15 мин Воспитатель группы

6 февраль Кот Пушок на печурке греется 15 мин Воспитатель группы

7 март Куклы в народном сарафане 15 мин Воспитатель группы

8 апрель Волшебная прялица 15 мин Воспитатель группы

9 май Как у наших у ворот 15 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Дети от 4-5 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь В гостях у хозяюшки 20 мин Воспитатель группы

2 октябрь Мир старинных вещей 20 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) 20 мин Воспитатель группы

4 декабрь Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) 20 мин Воспитатель группы

5 январь Как ходила коляда 20 мин Воспитатель группы

6 февраль Посудочка хороша! (мир народной посуды) 20 мин Воспитатель группы

7 март Куклы в народных костюмах (Московская) 20 мин Воспитатель группы

8 апрель Сороки (Герасим Грачевник) 20 мин Воспитатель группы

9 май От лучинки до электричества 25 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Дети от 5-7 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь Милости просим в нашу избу 25 мин Воспитатель группы

2 октябрь Скоро девочки Покров 25 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Печь – как мать родная 25 мин Воспитатель группы

4 декабрь Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) 25 мин Воспитатель группы

5 январь Рождество Христово 25 мин Воспитатель группы

6 февраль Бабушкин сундук. 25 мин Воспитатель группы

7 март Как рубашка в поле выросла 25 мин Воспитатель группы

8 апрель Русь нарядная (куклы в народных сарафанах) 25 мин Воспитатель группы

9 май От лучинки до электричества. 25 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Сотрудничество с семьей по проекту «Музей и дети»

№ п/п Тема Цель Методические приемы

1 Семинар-практикум «Знание музея в развитии ребенка» Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи. Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?»

Русская народная игрушка «матрешка»

2 Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка. Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.

3 Беседа с родителями после посещения музея. «Волшебный лоскуток» «Друг самовара-чайник» Вовлечь родителей в обсуждение. Способствовать развитию у них уверенности в своих воспитательных возможностях о волшебном лоскутке. Беседа по вопросам «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»

4 Совместные вечера-развлечений Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности. Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей

Результаты моей работы считаю:

Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.

Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.

Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.

Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...