Условия информационной социализации детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Коврижко Наталья Викторовна

мною представлен материал который поможет в работе с детьми дошкольного возраста по социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_informatsionnoy_sotsializatsii.docx168.81 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ № 183

Условия информационной социализации детей дошкольного возраста.

Работа творческой группы.

http://crbsasovo.ru/images/now2019/effects-of-living-in-the-technological-world.jpg

                                           

                                                                                          Подготовила : воспитатель В.к

                                                                                                                    Коврижко Н.В.,

                                                                                                                    воспитатель В.к

                                                                                                                    Кузьмина В.В

г.Оренбург

Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Бесконтрольное использование новыми информационными технологиями (Интернета, мобильной и электронной связи), доступности СМИ нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки. Взрослое население отстает от информационной грамотности детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает, какие мультипликационные фильмы смотрит. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной. Одной из серьезных социальных проблем последних десятилетий было и остается негативное воздействие информации на психику ребенка. Современные дети находятся в иной социальной ситуации развития, нежели прошлое поколение. Они погружены и развиваются в мире информационных технологий, это поколение «цифровое». Порой родители дошкольников гордятся тем, что их ребенок уже с ранних лет освоил мобильные устройства и знает, как найти информацию. Но не каждый родитель (к сожалению!) осознает, что за этим скрывается огромная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и опоясывает своими сетями все его развитие. Дети взрослеют по-иному, они в буквальном смысле дышат информационной средой, вместе с тем, есть риски того, что при мощном информационном развитии мы столкнемся с отставанием личностного и мотивационного, волевого развития. Именно в период детской социализации закладываются важные основы социальной жизни ребенка, формируются и развертываются нравственные представления, мышление, речь, физические и психические способности.

Д.И. Фильдштейн под социализацией понимает «как вхождение в мир конкретных социальных связей, так и освоение социального как всеобщей характеристики человечества. Это осознание, освоение ребенком социокультурных достижений общества и обеспечивает индивидуализацию…». Таким образом, информационное пространство, информационное поле, в котором живет и развивается ребенок должно стать питательной средой для его развития и саморазвития на протяжении всей жизни, т.е. тем самым обеспечить процесс его позитивной социализации. За счет предлагаемых миром взрослых социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды ребенок строит свою личность. Но без решения проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста, без обеспечения условий их защиты от влияния негативной информации, процесс построения личности ребенка невозможен. Чтобы непрерывный личностный рост ребенка превратился в ресурс его саморазвития, необходимо научиться правильно подавать материал дошкольникам, отбирать информацию релевантную их возраста, соблюдать закономерности развития психики ребенка, выявлять положительные образцы детской информационной продукции для успешного обеспечения процессов позитивной социализации. Современное общество характеризуется веком информационных технологий. К сожалению, приходится признавать, что проблема информационной безопасности детей до сих пор не решена в полном объеме и вызывает серьезные опасения, связанные с развитием личности ребенка дошкольного возраста. В частности, характеризуя современных детей, необходимо выделить следующие их психологические особенности, которые требует к себе особого внимания со стороны взрослых:

- рост группы детей, для которых характерно неблагоприятное, проблемное психическое развитие, неуклонно возрастает;

 - нарастание выраженности факторов риска (биологических, семейных, социальных) и их умножение. Рост удельного веса детей и подростков, составляющих группы риска;

 - изменение мотивационной сферы в направлении снижения познавательных мотивов и интересов, любознательности и любопытства, повышения значимости потребительских интересов;

- нарушение типа эмоциональной привязанности в детско-  родительских отношениях;

- обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, включая несформированность мотивов общения, сотрудничества и кооперации у значительной части детского сообщества;

- Феномен информационной социализации.

Информационная социализация, опосредованная телекоммуникационными технологиями, формирует принципиально новые формы общения между детьми и приводит к возникновению новой психологической реальности и стиранию границ между реальностью и виртуальным миром. Жизнь перетекает в компьютерную игру, где все можно начать с чистого листа, заново, а обрести новую жизнь оказывается так просто, что она теряет самоценность.  В сфере когнитивного развития наблюдается снижение детской любознательности и возрастание интеллектуальной пассивности вследствие легкой доступности развлекательной информации через СМИ и/или компьютерные игры и значительному снижению доли развивающих видов активной деятельности самих детей (сюжетно-ролевая игра, рисование, лепка и др.). Одним из подтверждений этого может служить резкое снижение интереса современных детей к чтению. Недостаток последнего, в свою очередь, приводит неразвитости речи;

 - рост агрессивности детей, распространенность явлений насилия в детских сообществах свидетельствуют о проблемном характере их развития;

 - трудности формирования гражданской идентичности личности и недостаточный уровень развития толерантности характерен для значительной части подрастающего поколения. Таким образом социальная ситуация развития современных детей и их психологические особенности свидетельствует о кризисных явлениях детства, проблемных точках институтов социализации, обуславливающих необходимость модернизации системы образования, в которой средства массовой информации и коммуникации играют особую роль, создавая контуры и фундамент инновационных форм социализации детей дошкольного возраста. Любая информационная продукция ребёнкадошкольного возраста, наоборот, должна возбудить в ребенке любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а главное, способствовать повышению уверенности ребенка в себе и своем будущем. Психологи всегда рекомендовали и рекомендуют для достижения этих целей читать с детьми сказки, но многие родители на это скажут, что сейчас можно включить перед сном сказку-мультфильм, и все, проблемы решены! Это не так. Вряд ли взрослые после просмотра очередного мультипликационного фильма обсуждают с ребенком такие темы, как: о чем был этот мультик, какие персонажи в них добрые, а какие злые, правильно ли поступил главный герой? Нередко дети даже затрудняются определить пол героя, к какой группе он принадлежит (люди, животные, сказочные герои и пр.). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре только что просмотренный сюжет, который, в принципе, может остаться до конца так и не понятым, при этом особо понравившиеся мультики дошколята смотрят по 5, а то и по 15 раз. Единственное, что они делают в своей игре, это по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, иногда добавляя их фирменные фразы и словечки. Еще один немаловажный момент: дети смотрят фильмы перед сном одни, родители приходят позже, когда надо выключать телевизор. Самым лучшим вариантом для семьи была бы та ситуация, где близкий человек читает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает (!) отследить сюжет, задает интересующие его вопросы, ему становится понятен стиль, язык сказки. Сказка способствует развитию воображения ребенка, выполняющая в этом возрасте аффективно-защитную функцию (уход от переживаний благодаря воображаемой ситуации). А главное, значимый взрослый становится проводником для ребенка, знакомит 12 его с миром Добра и Зла, помогает сориентироваться в ценностных ориентациях, морали. В связи с этим особо стоит отметить, что информация в любом ее виде должна заканчиваться торжеством Добра над Злом. Современный ребенок встречается с проявлением этих метафизических сил в виде разных средств воздействия: кино, театр, видеопродукция, музыка, книги, компьютерные программы и прочее. Правильное овладение ребенком нравственными и этическими категориями способствует сохранению целостного мира отношений с другими людьми и с самим собой. К концу дошкольного возраста детский лексикон возрастает до 14 тыс. слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка, формируется и эгоцентрическая речь (она помогает ребенку планировать его действия, сопровождает деятельность), которая затем перерастает во внутреннюю. Но так ли это происходит на самом деле? В последние годы все чаще и чаще родители жалуются на задержку речевого развития, дети поздно начинают говорить, мало разговаривают, их речь бедна, ни окрашена, наблюдаются примитивные фразы. Активное формирование речи происходит в диалоге со взрослыми, причем включенность ребенка идет не только на уровне артикуляции, но и на уровне мыслей, действий, чувств, переживаний. Для того, чтобы ребенок заговорил необходима его включенность в практическую познавательную деятельность, на фоне которой идет параллельное развитие мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания себя, выстраивания отношений с другими. Идет освоение внутреннего диалога с самим собой. Если нет этой внутренней речи, значит нет уверенности в своих действиях, такие дети становятся полезависимыми от мнения других, зависимы от внешних воздействий, они не могут удержать ни содержание, ни реализацию цели. Когда ребенок остается один на один с видеофильмами (неважно, идет ли мультфильм или образовательная компьютерная детская игра), то речевые звуки, не обращенные к ребенку, становятся пустым звуком - не кому сказать, не к кому обратиться, чтобы еще раз повторили. Все это порой доходит до такой степени, что дошкольникам легче изложить свои мысли и желания криками, жестами и упрямством. Такое поведение порой выражается в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такие дети становятся слишком активными, импульсивными, нарушается концентрация внимания, они отвлекаются на каждый внешний импульс, появляются проблемы в общении, у них, по мнению взрослых, это не что иное, как проблема «дисциплины». На самом деле истоки данной проблемы кроются во внешней стимуляции, которые они привыкли получать с экрана. Нормальное общение не вызывает у них удовлетворения, становится трудно понимать речь других, таким детям просто скучно, неинтересно, они привыкли получать «другую» информацию. Чрезмерное употребление мультфильмами и играми на компьютере приводит к тому, что ребенок становится пассивным в своей деятельности, у  него должным образом не развивается воображение, фантазия. У них нет желания что-либо конструировать, творить, заниматься продуктивной творческой деятельностью только потому, что на экране уже давно все сделали за него, ничего больше делать нет необходимости. В этом и заключается еще одна ловушка для дошкольника: в развитии мышления существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. А это закладывается в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительной деятельности и др. Отсутствие собственного внутреннего содержания плана мышления сильно влияет и на общение со сверстниками, оно становится более поверхностным, формальным, им не о чем спорить, разговаривать. Экран любого электронного устройства становится злобным деформирующим фактором развития психики ребенка, особенно его содержание, если оно не учитывает всех возрастных особенностей ребенка. Строя свою собственную картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, парадокс в том, что в этом периоде у дошкольника низкий уровень интеллектуальных возможностей и высокий уровень познавательных потребностей.

Именно поэтому информационная продукция должна быть бережной, не ложной, не должна подменять ценностные общественные ориентиры, не блокировать развитие высших чувств – любви, уважения, долга, совести; не препятствовать возникновению первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо», эстетических переживаний «Красивое не может быть плохим». 

- Главное право ребенка – это право на его детство, на проживание всех возрастных его периодов.

- Отдавая становление маленькой жизни компьютеру, мультфильмам, видеоиграм, взрослые подменяют свое личное общение на общение с «железякой».

- Развитие личности ребенка не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания, где огромную роль играет, несомненно, взрослый. Его взаимоотношения с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям. Никакие технические средства, ни самые усовершенствованные СМИ не смогут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Мы не можем не принимать во внимание то, что современные дети родились в век информационных технологий, хотим мы или нет, но мы не сможем полностью оградить их от этого.

- Говоря о развитии системы условий, обеспечивающих позитивную социализацию детей дошкольного возраста, в аспекте информационной безопасности, следует уделить особое внимание той информационной среде, внутри которой живет и развивается ребенок соответственно своему возрасту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современное информационное пространство, благодаря которому стало возможным развитие новых технологий в сфере массовой коммуникации и информации, оказывает мощное воздействие на развитие личности ребенка дошкольного возраста и является сильным ресурсом его позитивной социализации.

- В этой связи особенно важна оценка информационной продукции, особенно той, которая предъявляется детям дошкольного возраста, в частности художественные произведения, мультипликационные фильмы.

- Формирование информационной среды подрастающего поколения должно предусматривать не только ограничения, но и ориентацию на желательные, лучшие образцы информационной продукции с учетом их развивающего потенциала.

-В этой связи педагоги и родители должны не только ограничивать и защищать детей от вредной информации, но и ориентировать детей на позитивный контент, т.е. рекомендовать то, что действительно нужно и полезно для детей дошкольного возраста и является ресурсом их позитивной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

  Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в общ...

Статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Современное общество характеризуется веком информационных технологий. Общественное внимание фокусируется на качестве жизни и ее естественности; социализации, инновационном развитии и экономии ре...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их д...

ПРОЕКТ по проблеме «Развитие коммуникативных способностей, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель проекта: разработать научно-обоснованную и экспериментально-проверенную систему заданий, направленную на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по прог...