Конспект занятия по экологии - «Почва – живая земля».
план-конспект занятия

Светлана Геннадьевна Рижко

Конспект занятия по экологии - «Почва – живая земля».

                                                                                  Составила: Рижко С.Г.

Программные задачи.

 Закрепить знания детей о природе.

Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

Дать детям знания о том, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания ухудшаются условия жизни подземных жителей.

Формировать связную речь детей.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

 

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций лекарственных растений.

2.Наблюдение за ростом и цветением лекарственных растений на участке.

3.Беседы о целебных свойствах лекарственных растений.

4.Сбор лекарственных растений.

5.Чтение художественной литературы:

А. Плешаков «Подружись с крапивой»,

К. Паустовский «Заботливый цветок»,

А. Смирнов «Одуванчик» (из книги «Цветок солнца»),

А. Огнев «Мать-и-мачеха», «Тысячелистник», «Подорожник» и др. (из книги «Тропинка полевая»).

 

   Материал к занятию:

1. Игрушка Ежик-Егорка,

2. Заготовки для конструирования одуванчика и мать-и-мачехи,

3. Белые халаты для лаборантов,

4. Емкости с водой на каждого ребенка,

5. Образцы почвы: рыхлая; утоптанная,

6. Физкультминутка «Цветок»,

7. Цветочный горшок,

8. Дренаж,

9. Почва для посадки растения,

10. Черенок пеларгонии,

11. Лейка с водой,

12. Совочки и лопаточки,

13. Карандаши и бумага для зарисовки схем,

14. Текст песни «Лекарственные травы»,

15. Атрибуты для украшения группы: елки, пеньки, цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

-Ребята, к нам в гости пришел Ежик Егорка. Он только что проснулся от зимней спячки. И очень сильно соскучился по теплому солнышку и весенним цветам. Но солнышко за окном светит, а цветы еще не расцвели. Давайте поможем Егорке. Пусть на нашей волшебной поляне расцветут первые весенние цветы – одуванчик и мать-и-мачеха. (Дети из готовых форм собирают растения).

 

-Чем похожи эти растения? ( Зацветают весной, лекарственные, цветут желтыми цветами).

-А чем отличаются? (У одуванчика появляются сначала листья, а потом цветы, а у мать-и-мачехи – наоборот).

-Егорка, тебе нравится такая полянка? (Ежик весело смеётся).

-Ребята, пусть Егорка сидит на полянке и любуется цветами. А я приглашаю вас в научную лабораторию. Но чтобы стать настоящим ученым, надо пройти трудный и долгий путь.  И мы постараемся его пройти.

 

ИГРА: «Что ни шаг, то лекарственное растение».

Дети называют лекарственное растение и делают один шаг. Затем они подходят к стульчикам, на которых висят белые халаты. Дети надевают их.

 

-Ребята, а теперь скажите, что нужно растениям, чтобы они выросли? ( Свет, вода, тепло, воздух). Давайте сегодня поговорим о том, где растения берут воздух, как они дышат? Давайте проведем опыт. Садитесь за стол. (Перед каждым ребенком прозрачная ёмкость с водой образец почвы). Предлагаю детям аккуратно опустить почву в воду и понаблюдать, пойдут ли пузырьки. (Пузырьки пойдут, в почве есть воздух).

-А сейчас, ребята, зарисуйте, кто что увидел.

-Ребята, а кто еще живет в земле, кроме корешков растений? (Черви, личинки, кроты, мыши)-Ребята, им всем нужен воздух. А как вы думаете, где воздуха больше: там, где грядки, где люди не топчут, или там, где тропинки, где часто ходят люди? (Предполагаемые ответы детей).

 

-А давайте проверим, проведем опыт. Перед детьми две емкости с водой. На одной эмблема травки, на другой – отпечаток ноги. И образцы почвы – рыхлая земля и земля утоптанная, с тропинки. Предлагаю одновременно опустить почвенные образцы в банки с водой и наблюдать, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. Результат зарисовать.

-Ребята, где легче дышать подземным жителям: в рыхлой почве или утоптанной? А почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Если дети затрудняются, помочь с ответом).

-Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.

 

Физкультминутка «ЦВЕТЫ»

 

Вырос высокий цветок                               Руки в вертикальном положении вверху,

На поляне,                                                    ладони повернуты друг к другу.

 

Утром весенним раскрыл                           Развести пальцы рук.

Лепестки,

 

Всем лепесткам красоту                              Ритмично сжимать и разжимать пальцы.

И питанье

 

Дружно дают под землей                             Ладони вниз, тыльной стороной прижаты

Корешки.                                                        К бедрам, пальцы растопырены.

 

 

-Ребята, отдохнули? А сейчас я хочу предложить вам немного поработать. Мы ходили с вами на участок и видели там растение – мать-и-мачеха. А я хочу посадить лекарственное растение – пеларгонию у нас в группе. Это очень полезное растение. Оно очищает воздух, убивает микробы и будет помогать нам в борьбе с гриппом.              –Поможете  мне?  Что нам нужно для этого? (Цветочный горшок).

- Ребята, а что это за камушки? (Дренаж, его кладут на дно горшка).

-А для чего это делают? (Чтобы земля не забивала дырочки, чтобы корни легко дышали, чтобы не застаивалась вода)

-А вот перед вами почва для посадки. (Два образца – один пригоден для посадки, другой – нет).

-Какую почву вы выберите для вашего растения? (Рыхлую, легкую).

-Сейчас в серединке сделаем ямку, углубление, польем водой, опустим черенок и примнем ладошками землю. Еще немного польем и добавим сверху еще немного земли. Вот и посадили мы в группе лекарственное растение.

-Кто помнит, как оно называется? (Пеларгония)

-А поставим мы его на окошко, здесь и свет, и тепло. А поливать его мы будем сами. И будем наблюдать, как оно у нас будет расти.

 

-А сейчас, ребята, снимите белые халаты и давайте споем нашим гостям песню, чтобы они не забывали обращаться к нам за помощью, мы ведь теперь почти ученые и очень много знаем.

 

 (Дети поют песню).

 

1. Пусть дожди, пусть снега,

    Портится погода,

    Мы не будем болеть,

    Лечит нас природа!

 

               Припев:

    Милый друг, не забудь,

    Коль беда случится,

    К нам в аптеку загляни

    Травами лечиться!

 

2. Здесь крапива, зверобой,

    И малина с мятой,

    Свой целебный настой

    Дарят вам, ребята!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_-_zhivaya_zemlya_starsh._gr.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии - «Почва – живая земля».

                                                                                  Составила: Рижко С.Г.

Программные задачи.

 Закрепить знания детей о природе.

Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

Дать детям знания о том, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания ухудшаются условия жизни подземных жителей.

Формировать связную речь детей.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций лекарственных растений.

2.Наблюдение за ростом и цветением лекарственных растений на участке.

3.Беседы о целебных свойствах лекарственных растений.

4.Сбор лекарственных растений.

5.Чтение художественной литературы:

А. Плешаков «Подружись с крапивой»,

К. Паустовский «Заботливый цветок»,

А. Смирнов «Одуванчик» (из книги «Цветок солнца»),

А. Огнев «Мать-и-мачеха», «Тысячелистник», «Подорожник» и др. (из книги «Тропинка полевая»).

   Материал к занятию:

1. Игрушка Ежик-Егорка,

2. Заготовки для конструирования одуванчика и мать-и-мачехи,

3. Белые халаты для лаборантов,

4. Емкости с водой на каждого ребенка,

5. Образцы почвы: рыхлая; утоптанная,

6. Физкультминутка «Цветок»,

7. Цветочный горшок,

8. Дренаж,

9. Почва для посадки растения,

10. Черенок пеларгонии,

11. Лейка с водой,

12. Совочки и лопаточки,

13. Карандаши и бумага для зарисовки схем,

14. Текст песни «Лекарственные травы»,

15. Атрибуты для украшения группы: елки, пеньки, цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

-Ребята, к нам в гости пришел Ежик Егорка. Он только что проснулся от зимней спячки. И очень сильно соскучился по теплому солнышку и весенним цветам. Но солнышко за окном светит, а цветы еще не расцвели. Давайте поможем Егорке. Пусть на нашей волшебной поляне расцветут первые весенние цветы – одуванчик и мать-и-мачеха. (Дети из готовых форм собирают растения).

-Чем похожи эти растения? ( Зацветают весной, лекарственные, цветут желтыми цветами).

-А чем отличаются? (У одуванчика появляются сначала листья, а потом цветы, а у мать-и-мачехи – наоборот).

-Егорка, тебе нравится такая полянка? (Ежик весело смеётся).

-Ребята, пусть Егорка сидит на полянке и любуется цветами. А я приглашаю вас в научную лабораторию. Но чтобы стать настоящим ученым, надо пройти трудный и долгий путь.  И мы постараемся его пройти.

ИГРА: «Что ни шаг, то лекарственное растение».

Дети называют лекарственное растение и делают один шаг. Затем они подходят к стульчикам, на которых висят белые халаты. Дети надевают их.

-Ребята, а теперь скажите, что нужно растениям, чтобы они выросли? ( Свет, вода, тепло, воздух). Давайте сегодня поговорим о том, где растения берут воздух, как они дышат? Давайте проведем опыт. Садитесь за стол. (Перед каждым ребенком прозрачная ёмкость с водой образец почвы). Предлагаю детям аккуратно опустить почву в воду и понаблюдать, пойдут ли пузырьки. (Пузырьки пойдут, в почве есть воздух).

-А сейчас, ребята, зарисуйте, кто что увидел.

-Ребята, а кто еще живет в земле, кроме корешков растений? (Черви, личинки, кроты, мыши)-Ребята, им всем нужен воздух. А как вы думаете, где воздуха больше: там, где грядки, где люди не топчут, или там, где тропинки, где часто ходят люди? (Предполагаемые ответы детей).

-А давайте проверим, проведем опыт. Перед детьми две емкости с водой. На одной эмблема травки, на другой – отпечаток ноги. И образцы почвы – рыхлая земля и земля утоптанная, с тропинки. Предлагаю одновременно опустить почвенные образцы в банки с водой и наблюдать, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. Результат зарисовать.

-Ребята, где легче дышать подземным жителям: в рыхлой почве или утоптанной? А почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Если дети затрудняются, помочь с ответом).

-Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «ЦВЕТЫ»

Вырос высокий цветок                               Руки в вертикальном положении вверху,

На поляне,                                                    ладони повернуты друг к другу.

Утром весенним раскрыл                           Развести пальцы рук.

Лепестки,

Всем лепесткам красоту                              Ритмично сжимать и разжимать пальцы.

И питанье

Дружно дают под землей                             Ладони вниз, тыльной стороной прижаты

Корешки.                                                        К бедрам, пальцы растопырены.

-Ребята, отдохнули? А сейчас я хочу предложить вам немного поработать. Мы ходили с вами на участок и видели там растение – мать-и-мачеха. А я хочу посадить лекарственное растение – пеларгонию у нас в группе. Это очень полезное растение. Оно очищает воздух, убивает микробы и будет помогать нам в борьбе с гриппом.              –Поможете  мне?  Что нам нужно для этого? (Цветочный горшок).

- Ребята, а что это за камушки? (Дренаж, его кладут на дно горшка).

-А для чего это делают? (Чтобы земля не забивала дырочки, чтобы корни легко дышали, чтобы не застаивалась вода)

-А вот перед вами почва для посадки. (Два образца – один пригоден для посадки, другой – нет).

-Какую почву вы выберите для вашего растения? (Рыхлую, легкую).

-Сейчас в серединке сделаем ямку, углубление, польем водой, опустим черенок и примнем ладошками землю. Еще немного польем и добавим сверху еще немного земли. Вот и посадили мы в группе лекарственное растение.

-Кто помнит, как оно называется? (Пеларгония)

-А поставим мы его на окошко, здесь и свет, и тепло. А поливать его мы будем сами. И будем наблюдать, как оно у нас будет расти.

-А сейчас, ребята, снимите белые халаты и давайте споем нашим гостям песню, чтобы они не забывали обращаться к нам за помощью, мы ведь теперь почти ученые и очень много знаем.

 (Дети поют песню).

1. Пусть дожди, пусть снега,

    Портится погода,

    Мы не будем болеть,

    Лечит нас природа!

               Припев:

    Милый друг, не забудь,

    Коль беда случится,

    К нам в аптеку загляни

    Травами лечиться!

2. Здесь крапива, зверобой,

    И малина с мятой,

    Свой целебный настой

    Дарят вам, ребята!

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Почва - живая Земля!"

открытое занятия в подготовительной группе....

Конспект занятия по экологии "День рождения Земли"

Программное содержание: Расширять знания детей об экосистеме «Земля». Учить видеть противоречимость окружающего мира. Уточнить представления детей о разном назначении земли в жизни человека: оздоровит...

Конспект занятия по экологии «Почва — живая Земля» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия по экологии для подгоовительной группы...

Конспект занятия по познавательному развитию "Живая земля"

Конспект занятияпо познавательному развитию(экспериментально – опытническая деятельность)в старшей группе  Название: «Живая земля»...

Конспект занятия по окружающему миру Живая земля""

Конспект занятия по окружающему миру "Живая земля"...