Конспект занятия по познавательному развитию "Живая земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лобова Маргарита Валерьевна

Конспект занятия

по познавательному развитию

(экспериментально – опытническая деятельность)

в старшей группе

 

 

Название: «Живая земля»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivaya_zemlya.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию

(экспериментально – опытническая деятельность)

в старшей группе

Автор: Лобова М.В.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г.Губкин

Название: «Живая земля»

Форма: экспериментально – опытническая деятельность.
Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

Образовательная область: познавательное развитие (экспериментально – опытническая деятельность).

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Программные задачи:

Образовательные:

познакомить детей со свойствами плодородной почвы, глины, песка;

  формировать представления о значении почвы, глины, песка в природе и жизни человека;

• обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, плодородная, водопроницаемая и др.;

 учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их; 

 закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

Развивающие:

 создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи;
• развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность;

• развивать умение делать умозаключение;

 развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

• формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;

• прививать любовь к природе.

Оборудование: письмо, мисочки с песком, глиной, землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей.

Ход:

 Оргмомент

Воспитатель приглашает детей в круг.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, с чего начинается хорошее настроение?

Д е т и. Хорошее настроение начинается с улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.

В о с п и т а т е л ь. Да, всё правильно.

Мы все за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

                Мотивационно-ориентировочный этап

В о с п и т а т е л ь. Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо.

         Воспитатель открывает конверт, читает письмо. 

В о с п и т а т е л ь. Это письмо от Маленького принца. «Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растёт в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».

Поисковый этап

В о с п и т а т е л ь. Дети, а что же мы можем сделать?

Д е т и. Мы можем помочь Маленькому принцу.

В о с п и т а т е л ь. Как мы можем помочь ему? Давайте подумаем, что нужно растению для его существования? 

Д е т и. Растению нужен свет, вода, воздух.

В о с п и т а т е л ь. Да, всё правильно. Скажите, а чем питается растение и где берет питание? 

Д е т и. Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание. Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.

В о с п и т а т е л ь. У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему?

Д е т и. Потому что цветок растёт в песке.

В о с п и т а т е л ь. Дети, а что мы знаем о песке? 

Д е т и. Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями. Хотите?

Д е т и. Да.

В о с п и т а т е л ь. Кто знает, чем занимаются ученые? 

Д е т и. Учёные исследуют, наблюдают, проводят опыты.

В о с п и т а т е л ь. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что будем делать, помогать друг другу.

         Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски,  стаканчики, схемы, карандаши.

В о с п и т а т е л ь. У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей).

В о с п и т а т е л ь. Ребята, давайте насыплем песок на белый лист бумаги и рассмотрим его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?

Д е т и. Песок состоит из песчинок.

В о с п и т а т е л ь. А похожи песчинки друг на друга? Какие они?

Д е т и. Да, похожи, они маленькие, круглые.

В о с п и т а т е л ь. Возьмите песок пальцами и насыпьте его в миску. Хорошо ли песок сыпется? Какой он?

Д е т и. Песок сыпучий.

В о с п и т а т е л ь. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на него, что получилось?

Д е т и. Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга.

В о с п и т а т е л ь. Можем ли мы посадить цветок в песок? Почему? Что нам нужно, чтобы растение выросло?

Д е т и. Нет, мы не можем посадить цветок в песок. А чтобы растение выросло, ему нужна вода.

В о с п и т а т е л ь. Дети, а сейчас нам нужно провести опыт по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью, каких предметов мы сможем провести этот опыт?

Д е т и. Нам нужна будет вода, песок.

В о с п и т а т е л ь. Правильно, нам понадобятся бутылки с водой, воронки и ватные диски. Приступаем. Вставляем в стакан воронку, в воронку кладём ватный диск и насыпаем песок. Наливаем немного воды на песок. И что мы видим?

Д е т и. Вода просачивается сквозь песок.

В о с п и т а т е л ь. Какой можно сделать вывод?

Д е т и. Чем быстрее просачивается вода, тем быстрее высыхает почва.

В о с п и т а т е л ь. Правильно. А, что произойдёт с цветком, когда высохнет песок?

Д е т и. Цветок погибнет.

В о с п и т а т е л ь. А давайте попробуем выяснить, есть ли в песке питательные вещества? Что нам для этого нужно?

Д е т и. Да, давайте. Нам нужно провести эксперимент.

Воспитатель насыпает в стакан немного песка и наливает воду, затем размешивает песок в воде, после оседания песка с детьми рассматривает воду.

В о с п и т а т е л ь. Изменилась ли вода? Почему? Могут  ли в песке содержаться питательные вещества?

 Д е т и: Вода не изменилась, а песок осел на дно.

Д е т и: В песке нет питательных веществ.

В о с п и т а т е л ь. А теперь я вам предлагаю провести опыт с глиной.

Дети насыпают на тарелку глину и рассматривают её с помощью лупы.

В о с п и т а т е л ь. Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, то она становится мягкой, пластичной. А почему, это мы узнаем, когда проведём ещё один эксперимент по водопроницаемости глины.

Проводится эксперимент подобный первому.

В о с п и т а т е л ь. Дети, кокой мы можем сделать вывод?

Де т и. Глина плохо пропускает воду, удерживает её.

В о с п и т а т е л ь. Правильно. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить. Она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться.

В о с п и т а т е л ь. А давайте попробуем выяснить, есть ли в глине питательные вещества?

Воспитатель кладёт в стакан немного глины и наливает воду, затем размешивает глину в воде.

В о с п и т а т е л ь. Что вы видите?

Д е т и. Вода стала мутной.

В о с п и т а т е л ь. Какой можно сделать вывод?

Д е т и. В глине растворилось небольшое количество питательных веществ.        

В о с п и т а т е л ь. Что произойдёт с цветком, если мы посадим его в глину?

Д е т и. Цветок не будет расти, так как глина после полива станет твёрдая. И плохо будет пропускать воздух.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней?

Дети: Это почва.

В о с п и т а т е л ь. Рассмотрите её внимательно, исследуйте, из чего она состоит?  Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? 

Д е т и. Почву можно понюхать, рассмотреть, потрогать.

В о с п и т а т е л ь. Далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта?

Д е т и. Нам понадобится лупа.

В о с п и т а т е л ь. Правильно. Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси. Приступайте к исследованию.

В о с п и т а т е л ь. Расскажите, что вы увидели?

Д е т и. Мы увидели частички тёмного цвета, веточки, камни, песок, глину. А ещё почва рыхлая и мягкая.

В о с п и т а т е л ь. Всё верно. Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.

Физкультминутка.

Раз – и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

Два – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

В о с п и т а т е л ь. Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью, каких предметов мы можем провести данный опыт? 

Д е т и. Нам понадобится вода, земля, ватные диски, воронки.

Проводится эксперимент с водопроницаемостью.

В о с п и т а т е л ь. Какой мы можем сделать вывод?

Д е т и. Почва хорошо пропускает влагу, но умеет её сохранять. Почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.

В о с п и т а т е л ь. Мы с вами исследовали три вида грунта: песок, глину, почву. Что же является «живой» землёй? Какими свойствами должно обладать «живая» земля? 

Д е т и. Земля должна быть богата полезными веществами, должна содержать достаточное количество воды для растения.

Воспитатель растворяет почву в воде и дети видят, что в воде находится много различных частиц, вода стала тёмного цвета, значит, содержит много питательных веществ.

В о с п и т а т е л ь. Какой же можно сделать вывод?

Д е т и. Почва – это «живая» земля. Без неё не могут жить растения.

Рефлексивно-оценочный

В о с п и т а т е л ь. Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы?

Д е т и. Наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.

В о с п и т а т е л ь. Значит, землю можно назвать «живой»?

Д е т и. Да, можно.

В о с п и т а т е л ь. Как можно помочь принцу исправить ситуацию, которая произошла с Розой?

Д е т и. Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения. Это «живая» земля.

В о с п и т а т е л ь. Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой земли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"

В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохр...

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе "Дружат дети все Земли"

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе " Дружат дети все Земли"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Портрет Земли"

конспект занятия по познавательному развитию "Портрет Земли"...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...