Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Копейкина Надежда Ивановна

Речь имеет важную роль в умственном развитии детей раннего возраста. Ребенок, овладевший речью, совсем иначе воспринимает окружающие явления, начинает понимать предназначение предмета. У него перестраиваются и процессы памяти, под влиянием речи, изменяется и характер деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._razv.rechi_.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Особенности развития речи детей третьего года жизни» 

Речь имеет важную роль в умственном развитии детей раннего возраста. Ребенок, овладевший речью, совсем иначе воспринимает окружающие явления, начинает понимать предназначение предмета. У него перестраиваются и процессы памяти, под влиянием речи, изменяется и характер деятельности. Сначала, играя, он воспроизводит действия, непосредственно разученные со взрослыми. Затем ребёнок усложняет действия своей игры от полученных им знаний и неоднократно повторяющихся разнообразных раздражителей окружающего их мира. То есть, все увиденное ребенком становится уже содержанием его игры. Именно через слово, в основном, происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим. У него вырабатывается умение подчиняться требованиям взрослых, у него вырабатывается такой вид качества, как послушание, воспитывается умение считаться с интересами своих сверстников.

В работе с детьми нужно использовать предметы, вызывающие наибольший интерес детей к ним, желание установить разнообразных связей с ними. При проведении групповых игр, нужно обращаться к каждому ребенку индивидуально. Это способствует речевой активности ребенка. Для полноценного речевого развития, важно говорить с ребенком во время всех режимных процессов. Большое влияние на развитие речи у детей третьего года жизни имеет общение детей между собойособенно детей старшего и младшего возраста. У детей формируются элементы возникновения ролевой игры. В этом возрасте дети уже понимают смысл заданных вопросов и умеют отвечать на них, поэтому мы можем загадывать им простые загадки с точным содержанием отгадки. Уже без показа картинок и предметов, они понимают и смысл, рассказанного воспитателем рассказа о событиях, знакомых им по прошлому опыту. У детей пополняется активный и пассивный словарь, они начинают составлять своеобразные предложения. И только к концу третьего года, речь у детей начинает приближаться к грамматическим нормам, устанавливается диалогический контакт взрослого и ребенка. И вот, тут то, уже важно обогащать словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные и предлоги. Для решения этой цели, воспитателю необходимо внимательно выслушать ребенка, много говорить самому, вовлекать ребенка в разговор на определенную тему, а также помогать ребенку вступать в речевой контакт как со сверстниками, так и со взрослыми.

Говорить с детьми можно на различные, интересующие детей темы. В общем, обо всем, что входит в полю зрения детей, а также о совместных наблюдениях. Играя с детьми, рассматривая или конструируя постройку, мы должны терпеливо, не торопясь рассказывать о каждом шаге своей работы. Обязательно объяснить детям, что в конце нашей постройки должно получиться. Вследствие этого, ребенок начинает повторять за нами понравившиеся ему слова и небольшие фразы. Нам, воспитателям, ни в коем случае нельзя нарушать эмоциональный контакт с малышами, а наоборот, поощрять их первые и самостоятельные рассуждения и радоваться за них.

На 3-ем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (что это? Как? Зачем? Где). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они активно рассказывают окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части, простые и распространенные предложения.

Речь под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простые связи. Ребенок делает простые выводы самостоятельно, но так как у детей жизненный опыт ограничен, они нередко делают ошибочные обобщения, ориентируются на случайные признаки.

У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем.

Если в двухлетнем возрасте дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях. То теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М. ,1948г.) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2г. -300 слов, в 3г. 6мес. -1100слов.

На 3-ем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

У детей существенно совершенствуется восприятие речи окружающих. В ряде случаев они улавливают неправильное произношение слов сверстников. Начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению.

Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности.

К концу возрастного периода ребенок в основном правильно произносит все звуки, кроме шипящих и сонорного «р». Некоторые дети к 3-ем годам даже овладевают правильным произношением всех звуков. Однако в целом речь большинства детей этого возраста все ещё характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произношением, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. В начале третьего года многие дети заменяют твердые свистящие звуки мягкими, шипящие- свистящими или переднеязычными т (ть, д (дь) и т. д.

Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти. Темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития не опасна (при отсутствии каких- либо отклонений в общем психическом развитии). Однако, если к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Чтобы речь малыша развивалась своевременнородители и воспитатели обязательно должны общаться и играть с ребенком:

1. Говорите с малышом, сопровождайте все свои действия речью, рассказывайте обо все вокруг. Читайте короткие стихи и сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают знакомые тексты. Пусть ребенок договаривает строчку, помогает рассказать сказку. И, обязательно, следите за своей речью – она должна быть четкой, неторопливой, выразительной, грамматически и фонетически правильной. Ни в коем случае не следует подлаживаться под язык ребенка, сюсюкаться с ним – это еще больше закрепляет у ребенка детский лепет.

2Развивайте мелкую моторику: рисование, аппликация, лепка, конструирование,  пазлы, пирамидки, шнуровки, прищепки, липучки, кнопки, замки, кубики, откручивание-закручивание пробок у бутылок, раскладывание макарон, круп, рисование на манке, су-джок, катание шишек, грецких орехов, крупных макарон ладошками, пальчиками, пальчиковые игры, массаж и самомассаж, навыки самообслуживанияРазвитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

3. Для формирования правильного звукопроизношения развивайте подвижность артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти). Детям всегда интересны разные истории, а артикуляционная гимнастика дает возможность стать их непосредственным участником. Можно начать с такой истории: «Жил-был Язычок в своем домике – ротике. Утром он проснулся рано, сладко потянулся (высовывать язык изо рта и прятать обратно) и пошел завтракать (кусать язык зубами вверх-вниз). Пришел Язычок на кухню и испек себе круглый блинчик (рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе под счет до 10, блинчик он ел с вареньем и измазался (облизать языком верхнюю и нижнюю губы, захотел попить и налил чай в чашечку (рот открыт, передний и боковые края языка подняты, но не касаются верхних зубов). После завтрака Язычок почистил зубы (рот закрыт круговым движением языка провести между губами и зубами). Погода на улице хорошая – решил Язычок пойти погулять (кусать язык зубами вверх-вниз). На улице Язычок катался с горки (рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята, играл в футбол (рот закрыт, упереться языком то в одну, то в другую щеку, играл в прятки (рот открыт, «прятать» язык за нижние-верхние зубы, качался на качелях (рот открыт, тянуться языком к носу – к подбородку, играл в снежки (рот открыт, стучать языком в десна верхних зубов, катался на лошадке (прищелкивать языком). Вдруг Язычок увидел лису, хотел ее погладить, но лиса убежала, только хвостиком махнула (рот открыт, тянуть языком к уголкам рта). Долго гулял Язычок, устал и пошел домой (кусать язык зубами вверх-вниз). Сел у окошка и смотрит: увидел лягушку (губы улыбаются, зубы не видны) и слона с длинным хоботом (вытянуть сомкнутые губы вперед, слон и лягушка дружно играли (чередование «лягушка» - «слон»). К забору (губы улыбаются, видны сомкнутые зубы) подъехала машина с большими колесами (губы округлены и чуть вытянуты вперед, лягушка с слон забрались в машину и уехали (чередование «забор»«колесо», а Язычок лег в кроватку и уснул (сомкнуть зубы и губы). Каждое упражнение следует выполнять 5-8 раз, а истории вы можете придумать сами.

4. Чтобы различать звуки речи – развивайте слуховое внимание –учите различать окружающие нас звуки:

домашние звуки (холодильник, стиральная машина, фен, миксер, блендер, мясорубка, пылесос, телефон и др.);

звуки улицы (дождь, ветер, шум машин и др.);

музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, колокольчик и др., сначала послушайте с ребенком, как звучит каждый инструмент, а затем ребенок угадывает – на коком инструменте вы играете;

шумы (топот ног, хлопок ладошками, шуршанье бумаги, стук рукой по столу, удар мяча и др.).

Главное – общение с ребенком!

Как любая другая функция, речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Если мама не считает своего ребенка интересным собеседником, и ей приятней общаться с другими людьми, а не с ребенком, то речь его будет неполноценной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...