"Доброе сердце"
план-конспект занятия (старшая группа)

обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.

 Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdtse.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Основная часть: Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе: «Доброе сердце»

         Цeль: Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;

- воспитывать стремление совершать добрые дела

Образовательные:

- формировать представление о том, что доброта есть проявление души;

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- совершенствовать познавательную активность;

- обеспечить введение нового слова «милосердие» в речевой обиход детей

Развивающие:

- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

- развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;

- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;

- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей

Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.

 Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

 Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы:

Наглядные: демонстрация  картинок, презентация

Словесные: беседа, творческие задания, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц и поговорок о добре

Формы: игровая,  информационная ( иллюстрация)

Словарная работа: активизировать словарь,  «доброта», «милосердие»

Предварительная работа: беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц, чтение художественной литературы.

Подготовительная работа:

- подготовка иллюстративного материала;

- подбор художественной литературы;

- практические ситуации

-Презентация

Ход НОД:

Под музыку «Дорогою добра» воспитатель организует детей в круг:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту, красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение.

(упражнение на дыхание)

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. а поможет нам это сделать сердечко. (игра «Сердечко») Мы с вами будем передавать сердечко и желать друг другу доброго утра, называя ласково имя того, кому вы будете передавать сердечко.

(Звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Почувствуйте, как по вашим рукам – из ладошки в ладошку – переходит доброта. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Поговорим сегодня с вами о доброте, о добрых людях и о хороших поступках. Дети, скажите, а что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым? Какими качествами должен обладать добрый человек?

Дети: ответы детей (щедрость, храбрость, отзывчивость, внимательность, трудолюбие)

 Дети, как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Ответ детей

Воспитатель: Ребята доброту можно увидеть: увидеть в поступках, чувствах человека. Добро бывает разным. Одно добро можно увидеть и даже потрогать руками: это картины, скульптуры, книги, сокровища. Всё это можно увидеть в музеях, на выставках, а что-то в детском саду или у себя дома. Игрушки, ваши поделки, созданные своими руками – это тоже добро. Есть добро, которое мы можем услышать – это музыка, песни, танцы, звуки природы, задушевные стихи, добрые сказки, нежные слова. Но есть такое добро, которое каждый из нас и взрослый и ребёнок должен носить в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. О таких людях говорят- «Добрый человек!».

 Мотивационно-побудительный этап.

         Воспитатель: Фея Динь - Динь прислала нам письмо, в котором пишет, что в её королевстве приключилась беда. Злая баба Яга заколдовала  подружку  феи (маленькую звездочку) и перепутала все хорошие и плохие поступки, добрые и злые дела, добро и зло. И Фея просит нас о помощи, одной ей не справиться. Мы же с вами поможем, ребята?

Чтобы помочь фее, нужно отправится в королевство феи Динь-Динь. Вы готовы?  Тогда, вперед! Закрываем глазки, считаем до 5. Открываем глазки, вот ребята мы и в королевстве феи, чтобы помочь фее нужно выполнить задания бабы Яги.

Воспитатель: А вот и первое задание.

Игра «Перейди болото»

Правило объяснить: перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.

Раздаю всем по три дощечки (картонки, одному не хватает)

Воспитатель: Что делать?

Дети: (поделиться)

Воспитатель: Мы поделились кочками, это какое дело?

Дети: Доброе .

Воспитатель: Доброе дело-радость приносит.

Вместе с детьми повторяем пословицу.

Воспитатель: Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?

Дети: Вежливые, добрые слова .

Воспитатель: Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой.

Дети благодарят друга.

Второе задание«Назови качество героя»

Подходят к столу:

Здесь есть карточки, на которых изображены сказочные герои, но они перепутались: одни из них добрые (положительные), а другие злые (отрицательные). Давайте поможем разобрать их? (ответы детей)

Задание будет такое: надо взять поочерёдно карточку, рассмотреть её и сказать, какой на ней герой изображён.

Работа детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. На пути к добру самыми первыми шагами идут добрые слова. Мы же с вами знаем много таких слов?

Думаю Фея Добра будет очень рада, что мы смогли ей помочь.

А сейчас мы с вами построимся в круг и поиграем в игру, которая называется «Оцени поступок», это третье задание

 Поможем Фее Динь-Динь  распределить хорошие и плохие поступки. Если вы услышите о хорошем поступке – то громко хлопайте в ладоши. А когда услышите плохой, нехороший поступок – топайте ногами. Проводится игра:

1-Дети вышли гулять и увидели старенькую бабушку, помогли донести её сумку до дома;

2-Мальчик поймал кота и тянет его за хвост;

3-Девочка идёт мимо магазина и причитает: мама, купи, ну купи мне хоть что-нибудь;

4-Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц.

Молодцы! Выполнили все задания бабы-Яги, и она выпустила маленькую звездочку.

Звучит музыка.

Ребята, да это же звездочка с неба упала к нам. Фея Динь-Динь пишет, что эту малышку украла, злая баба Яга. Давайте мы с вами устроимся на ковре поудобнее и послушаем историю о ней:

Сказка о путешествии маленькой Звёздочки

В далёком-далёком космосе жили весёлые маленькие звёздочки.  Вместе они играли, веселились и никогда не скучали. И вот, однажды, самая озорная звёздочка так раскачалась, что упала с неба и попала прямо на планету зла. Планета эта была холодная, колючая, каменистая, на ней никогда не росли цветы, не пели птицы, вся она была покрыта колючками, шипами. Маленькая путешественница долго бродила среди колючек и камней, просила помочь ей вернуться на небо, но со всех сторон только и слышалось: «Отстань, мы не хотим помогать тебе – отойди от нас…» все прогоняли Звёздочку.

Но тут неожиданно поднялся ветер и, немного покружив, унёс нашу героиню на другую планету. Планета эта была совсем не похожа на планету зла. Вся она утопала в прекрасных цветах, слышалось пение птиц, летали бабочки. Это была планета Добра. Обитатели этой планеты пригласили её остаться здесь навсегда. Ведь Звёздочка была очень добрая как все на планете Добра. Здесь только и было слышно: «Оставайся у нас, милая Звёздочка. Давай поиграем вместе. Побудь у нас ещё немного».

Так и осталась маленькая Звёздочка жить на планете Добра, все обитатели планеты очень полюбили её. Но иногда ясными звёздными ночами маленькая звёздочка смотрела на небо, где в весёлом хороводе кружились её подружки-сестрички, такие же звёздочки как она сама, и ей очень хотелось вернуться на небо.

-Вам понравилась эта история?

-Кто в ней главная героиня?

-Куда сначала попала звёздочка?

-Как вы думаете, почему ей хотелось вернуться домой?

Воспитатель: Ребята, как нам помочь вернуться звёздочке к сестричкам на небо?

Ответы детей.

Если попробовать привязать звёздочку к шарам может быть она сможет улететь на них к своим сестричкам. Вам не жалко отдать эти шары?

Воспитатель: А сейчас, у меня здесь есть   сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою, который вам понравился.

Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки. (Добрая и злая планеты). Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у доброй планеты в тарелке серые квадратики, а у злой яркие настоящие конфеты.

Воспитатель: Дети, добрая и злая планеты   хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того, который вам особенно приятен.

Появляется фея Динь-Динь: она обращает внимание детей  на кармашек под портретом  доброй планеты. Ведь вы свои сердечки отдали доброй планете, а почему же решили взять конфеты у жестокой и злой планеты? Нужно видеть смятение детей.

Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда -сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь. Я хочу чтобы вы были все добрыми и хорошими. До новых встреч!

Заключительная часть:

         А теперь нам пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки, считаем до 5. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу, посмотрите, стало теплее и светлее. На этом наше занятие о доброте закончено. Вы все умеете различать добро и зло и совершать добрые поступки. Я горжусь вами. Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не давали друг друга в обиду и были внимательными друг к другу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Добрые сердца - добрые дела"

Нравственное воспитание детей - неотъемлимая часть работы с детьми в ДОУ....

Интегрированное занятие "Добрые сердца - добрые дела"

Нравственное воспитание - неотъемлимая часть работы учителя-логопеда в детском саду....

Сказка Доценко М. А. "Доброе сердце - холодное сердце"

Сказка написана М.А.Доценко, участником проекта "Сказка На песке"  Экспериментальной Лаборатории при Московском Центре Комплексной СказкотерапииОсновной идеей проекта является соп...

Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОБРЫЕ ДЕЛА»

                   Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-...

Занятие:Добрые дела,добрые сердца.

нравственное воспитание...

Творческий отчет «Доброе сердце» идет дорогою добра»

Творческий отчет  «Волонтерский отряд     «Доброе сердце»   идет дорогою добра»...