Программа литературного развития детей «В сказках все бывает, в сказках чудеса»
проект (подготовительная группа)

Львова Татьяна Владимировна

Программа литературного развития «В сказках все бывает, в сказках чудеса» разработана для детей 6-7 лет в рамках Конкурса проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке» (организаторы РГДБ и ФИРО), 2019г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_priobshcheniyu_k_chteniyu.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Ёлочка» МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»

  Моргаушского района Чувашской Республики

Алешкина А.Ю.,Львова Т. В., Налимова  Е. И.,Скворцова М. М.

Программа литературного развития детей

«В сказках все бывает, в сказках чудеса»

(на  период с 01.06.2018г. по 31.05 2019г.)

с. Моргауши, 2019г.

Авторы:

Алешкина Алина Юрьевна – воспитатель

Львова Татьяна Владимировна – воспитатель

Налимова  Елена Ивановна - зав. районной  детской библиотекой

им. А.Г. Николаева                                        

Скворцова Марина Михайловна-библиотекарь детской библиотеки

им. А.Г. Николаева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа литературного развития «В сказках все бывает, в сказках чудеса» разработана для детей 6-7 лет. Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и жанра. В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России и зарубежья.

Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:
- устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
- наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
- умение некоторых детей читать самостоятельно.

    Дети, рассматривая книгу, стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками.

Система работы включает:
- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов в детском саду и дома;

- самостоятельное рассматривание детьми книг;
- специальные занятия;
- свободное общение взрослого с ребенком на основе произведений художественной литературы.

      В этом возрасте одним из любимых жанров остаются сказки. Именно через них мы хотим приобщить детей к чтению, вызвать у них желание читать самостоятельно и посещать библиотеку.

   Актуальность. В мире информационных технологий некоторые родители считают, что достаточно знать краткое содержание произведения.Чаще всего в домашней библиотеке есть книги с упрощенным содержанием сказки, редко детей знакомят с полным вариантом.

   Новизна.  Структура программы выстроена в определенной последовательности от народных сказок к авторским, от авторских - к сочинению своей сказки. Корни сказок выходят из народа, на их мотивах сочиняются авторские. У ребенка есть возможность сочинить свою сказку, стать сказочником, и прочитать её всем друзьям.

   Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

   Сроки проведения – с 01.06.2018г. по 31.05.2019г.

   Занятия проводятся 1 раз в 2 недели во второй половине дня. Основное чтение  сказок организованно дома (семейное чтение) и перед тихим часом в детском саду.

   Форма проведения – литературные занятия, выездные библиотечные занятия (встречи с работниками библиотеки), викторины.

   Форма работы – посещения районной детской библиотекии библиотека группы. В ней собраны домашние книги  воспитанников и организован обмен – буккроссинг.  

Материал:

  1. Книги из детской библиотеки им. А.Г.Николаева, из групповой  (домашней) библиотеки.
  2. Презентации, мультфильмы.
  3. Атрибуты для обыгрывания.
  4. Буклет «Памятка по приобщению дошкольников к чтению»,  папка – передвижка «Как создают книгу».

    Итог работы – изготовление книги со своей авторской сказкой, выставка рисунков «Сказочная страна» в районной  детской библиотекой

им. А.Г. Николаева                                        

Цели и задачи программы.

   Цель – формирование представлений о многообразии жанра сказок на основе чтения их в детском саду и в семье.

Задачи:

  1. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, с основными различиями между литературными жанрами: сказка, рассказ, стихотворение.
  2. Расширять представления о  произведениях устного народного творчества и об авторских сказках.
  3. Развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки и другие произведения. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
  4. Познакомить с работой районной детской библиотеки им. А. Г. Николаева, ее возможностями.
  5. Приобщить детей о родителей к активной читательской деятельности и раскрыть содержание книжного фонда младшего абонемента.  
  6. Создать условия для работы групповой библиотеки  (буккроссинга).
  7. Познакомить детей и родителей с оформлением книги, с её составными частями.
  8. Развивать совместное семейное творчество при создании своих авторских сказок.

План проведения занятий

Название блока

Цели и задачи блока

Средства, методы

Литературный материал

сроки

1

«А.С. Пушкин – русский поэт-сказочник»

- Участие в межрегиональной акции «Читаем Пушкина вместе» (Встреча с работниками детской библиотеки

А.Г. Николаева)

Расширить и закрепить представления детей о сказках А.С. Пушкина и их героях.

Развивать интерес детей к художественной литературе, поэтическому слову.

чтение сказок, беседа, эмоционально-смысловое общение,

обыгрываниеотрывков из сказок,

просмотр презентации «Что за чудо эти сказки», конкурсы.

Сказки А.С.Пушкина

Июнь 2018 г.

2

«Сказки народов Поволжья»:

-знакомство с унт (народными сказками)

- Викторина по сказкам

Формирование представлений о сказках наших соседей, народов Поволжья.

Закрепить знание сказок народов Поволжья.

презентация «Народы Поволжья»,

чтение сказок,

обсуждение, просмотр мультфильмов, организация выставки рисунков «Сказочная страна»

Татарские

Марийские

Удмурдские

Мордовские

Чувашские

Сентябрь-декабрь 2018г.

Ноябрь 2018г.

3

«Чувашские сказки И. Я. Яковлева»

Дать представление об авторской сказке, познакомить с наследием чувашского просветителя И.Я.Яковлева

чтение рассказов, сказок,

беседаобсуждение,

проигрывание сюжетов.

 Декабрь 2018г.

4

«Авторские сказки»

Встреча с работниками детской библиотеки

А.Г. Николаева

«День детской книги»

Прививать интерес к авторской сказке, к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Знакомить с художниками.

чтение сказок,

обсуждение,

просмотр мультфильмов,

выставка рисунков,

- А.Толстой «Приключения Буратино»,

- «Черная курица»

- «Домовенок Кузя»

- Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

- А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

январь-апрель 2019г.

2 апреля 2019г.

5

Книжки – малышки

«Моя сказка».

Продолжать знакомить детей с оформлением книги. Развивать мышление, речь творчество.

На материале за год

май

2019 г.

6

Сотрудничество

 с семьей  по приобщению дошкольников к чтению

Оказать методическую помощь в воспитании читателя.

Воспитывать стремление к самостоятельному чтению, любовь и бережное отношение к книгам.

 сбор книг для буккроссинга.

 буклет «Памятка по приобщению дошкольников к чтению»,

папка «Как создают книгу».

Июнь-август 2018г.

Ноябрь 2018г.

апрель 2019г.

Содержание занятий

Викторина «Знатоки сказок» (Занятие 1)

Цель – приобщение детей к чтению народных сказок.

Задачи: - обобщить представления детей о сказках народов Поволжья;

- формировать умение вести диалог, приучать детей к самостоятельности суждений;

- совершенствовать исполнительские навыки детей в драматизации, развивать творческое мышление;

- создать условия для совместного творчества детей и родителей;

- воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.

Материал:рисунки сказочных героев, карточки с заданиями, презентация «Чего не хватает», костюмы и атрибуты к сказкам, музыкальное сопровождение,жетоны, медаль «Знатоки сказок»,поощрительные призы.

Участие в викторине принимают 5 команд. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде, собравшей большее количество жетонов, вручается медаль «Знатоки сказок».

Воспитатель: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на викторине «Знатоки сказок»! Скажите, а вы любите сказки? Назовите ваши любимые сказки. (Ответы детей) Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Сегодня в викторине принимает участие 5 команд. Предлагаю познакомиться:

1команда -  «Инмар и кошка» (удмуртская народная сказка);

  1. команда – «Напёрсток» (чувашская народная сказка);
  2. команда  - «Добро лечит» (марийская народная сказка)
  3. команда – «Шурале» (татарская народная сказка)
  4. команда – «Царевна – лягушка» (русская народная сказка)

Воспитатель: Я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка по русским народным сказкам»

1.Одно из имен Василисы (Премудрая, Прекрасная.)

2.Яблоки, дающие молодость? (Молодильные).

3.Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб).

4.Кот в русских народных сказках (Баюн).

5.Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

6. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора).

7. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного , неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора).

8.В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость. (Заячья избушка).

9.Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок).

10.Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)

11.Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная).

12. Гуси-лебеди летят, унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем от Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река).

13.Как звался первый летательный аппарат? (Ступа).

14. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем. (Жар-птица).

15.Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

Воспитатель:Продолжаем викторину. 2 конкурс – «Портрет героя сказки»

Вы можете описывать героя сказки, изображать – команды должны узнать его.

  1. Петух – татарская народная сказка «Шах – петух»
  2. Ёж – марийская народная сказка «Ёж и заяц»
  3. Лиса – чувашская народная сказка «Лиса и дятел»
  4. Козел – удмуртская народная сказка «Умный козел»
  5. Гуси –лебеди – русская народная сказка «гуси – лебеди»

Воспитатель: 3 конкурс - эстафета «Чего не хватает»

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран и вспомните, из какой сказки тот или иной эпизод, и чего нет на изображении?

Воспитатель: 4 конкурс – « Живая картина». Ребята, сейчас вы превратитесь в настоящих артистов и покажете нам сценку из сказки.

  • Русская народная сказка – «Волк и козлята»
  • Марийская народная сказка – «И волк может стать приятелем»
  • Татарская народная сказка – «Козел и баран»
  • Чувашская народная сказка – «Золотой мешочек»
  • Удмуртская народная сказка – «Алый цветок»

Воспитатель:5 конкурс - «Кто это сказал»

  1. «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». (Царь, «Царевна –лягушка»)
  2. «Если хочешь быть счастливым, сынок, старайся всем помогать. Хорошее людьми не забывается».(Старик, отец сыну Андрею «Алый цветок»)
  3. «Душенька ты моя, быстрее одевайся! Пойдём состязаться с самим Зайцем! Ты встанешь на одном конце поля, а я на другом. Когда Заяц прибежит, ты кричи: «Я уже здесь!» (ёж своей жене «Ёж и заяц»)
  4. «Матушка, у нас совсем еда закончилась. Архип-богач своё золото в сусеках хранит. Может, мне сходить и украсть немножко?» (Напёрсток)
  5. Ку-да, ку-да, ку-да, ясный хан, ку-да, ку-да, ку-да, дивный султан, ку-да, ку-да, ку-да, светлый шах, ку-да, ку-да, ку-да, пресветлый падишах, кому с тобой равняться? Нет никого на свете храбрее тебя, нет никого на свете умнее тебя, нет никого на свете красивее тебя! (Курочки «Шах – петух»)

Подведение итогов и награждение.

Воспитатель:Вот и закончилась наша викторина. Ждем ваших рисунков для выставки «Моя любимая сказка».

«Сказки А. М. Волкова»(Занятие 2)

Цель – формирование интереса к творческому наследию А.М. Волкова.

Задачи: - закрепить знания о сказке «Волшебник Изумрудного города»;

- вызвать интерес к книгам, которые продолжают историю приключений героев сказки «Волшебник Изумрудного города»;

- продолжать знакомить с иллюстрациями художников в книгах; дать представление, что одну книгу могут иллюстрировать разные художники;

- побуждать рассказывать о своем восприятии поступков литературного персонажа;

- воспитывать стремление к самостоятельному чтению, любовь и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: чтение книги А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», просмотр мультфильма «Волшебник Изумрудного города» (1973г), выставка рисунков.

Воспитатель:Мы недавно с вами познакомились книгой Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник Изумрудного города». Она написана простым и веселым языком, поэтому читать её было интересно.  Я получила большое удовольствие от встречи с этой книгой, я как будто попала в детство. А вам она понравилась? Чему учит эта сказка?(ответы детей).  

А.М. Волков знал много иностранных языков.  Когда он изучал английский, то захотел перевести сказку американского автора Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Пересказывая ее своим детям, он что-то переделывал, добавлял.  Когда закончил перевод, то оказалось, что получилась совсем другая сказка. А.М.Волков назвал её «Волшебник Изумрудного города».

- В 1959г. вышла книга с иллюстрациями художника Леонида Владимирского. Во многих книгах и сейчас можно увидеть его рисунки. В этом году ей исполняется 80 лет.

-А вы знаете почему А. М. Волков стал писать продолжение?  Когда вышла первая книга, она так понравилась детям, что они попросили написать продолжение. И Александр Мелентьевич написал ещё 5 книг.

-  Ребята, хотелось бы вам узнать какие ещё приключения ждали Элли в Волшебной стране? Сегодня у нас в гостях работники детской библиотеки. Они вас познакомят с этими книгами.

Библиотекарь: Мы принесли вам книги, и я хочу вас познакомить с творчеством А.М. Волкова. В 1963г вышла книга «УрфинДжюс и его деревянные солдаты», через год появилась книга «Семь подземных королей». В 1968г. автор написал четвертую книгу – «Огненный бог марранов». Надо сказать, что теперь в Волшебную страну попадает Энни (младшая сестра Элли) и её друг Тим.  В 1970г появилась книга «Желтый туман», а в 1982г. была написана последняя часть – «Тайна заброшенного замка».В каждой книгедети попадают в Волшебную страну. Они помогают жителям  победить злых волшебников.

   Как уже было сказано,  в книге появились иллюстрации художника Л.В.Владимирского. Во многих книгах можно увидеть рисунки этого художника. Сейчас их иллюстрируют и другие художники, поэтому рисунки в книгах разные (показ книг).

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду читать отрывки с описанием героев. Если вы были внимательны, то легко их узнаете. (Игра «Отгадай героя по описанию»).

- Если у вас есть любимый герой, то чем он вам понравился? (ответы детей)

- Как вы считаете, изменилась бы жизнь Страшилы, Железного Дровосека, Льва и Гудвина если бы они не встретили Элли? (ответы детей).

- Ответьте, на месте Элли вы поступили бы также или по-другому?  Захотели бы вы помочь другим?(ответы детей).

- Предлагаю вспомнить и показать, в каком образе перед каждым из героев появлялся волшебник Гудвин (физкультминутка).

- Был ли Гудвин на самом деле волшебником? Но если он не волшебник, то как сумел исполнить желания героев? (ответы детей).

- Да, действительно, все герои уже обладали теми качествами, о которых лишь мечтали. Страшила – был умным, Дровосек – добрым, Лев – храбрым. Гудвин понимал, что они уже такие. И хотя он не настоящий волшебник, но для них он сотворил настоящее чудо. Он помог им поверить в себя.

- Если бы вы были на месте Элли, то что попросили бы у Волшебника Изумрудного города? (ответы детей).

- Почему Элли, которая могла попросить все, хотела просто вернуться домой?(ответы детей). Кто ещё хотел вернуться домой?

- Да, ребята,  в памяти каждого человека на всю жизнь остаются те места, где он вырос, где его дом, где его Родина. Даже Волшебная страна, со всеми её чудесами, не сможет её заменить. Ведь здесь наша семья, здесь нас любят, верят и ждут. Когда вы вырастите, будете далеко от нашего села, то все равно будете вспоминать наши улицы, парк, детский сад, школу... Здесь вы родились, здесь ваша Родина. Предлагаю послушать песню Гудвина о его заветном желании. (песня из мультфильма «Волшебник Изумрудного города», 1973г).

Так устроен мир, что тоскуем мы
По родимой стороне.
Белый свет не мил, где бы ты ни жил,
Даже в сказочной стране.
Вот и мне всю ночь
Снится вновь и вновь
Сторона моя.
Снится мне та земля,
Где родился я.

Список литературы:

Художественная литература:

  1.  Сказки Александра Сергеевича Пушкина. – Издательство РОССА.
  2. Яковлев Иван Яковлевич. Детские рассказы / Иван Яковлев; [пер. с чув. Павловой Н. С.].- Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1968.
  3. Чувашские легенды и сказки (перевод С.Шуртакова). – Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1979.
  4. Татарские народные сказки. Татарские народные сказки / рис. С. Забалуева.- Москва : Речь, 2017 г.
  5. Толстой, Алексей Николаевич.  Золотой ключик или Приключения Буратино /Алексей Толстой; ил. Алексея Разуваева. – Москва: Эксмо, 2017г.
  6. А.Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители: Волшебная повесть для детей. – М.: Дет.лит., 1984.
  7. Александрова Т.И. Домовенок Кузька: сказочная повесть /Т.И.Александрова; худ. Н.Субочева. – М.:РОСМЕН, 2017.
  8. Мамин-Сибиряк Д.  Серая шейка:[рассказы о животных] – СПб.:Амфора. ТИД Амфора , 2010.
  9. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города; Урфин Джюс и его деревянные солдаты; Семь подземных королей/ - М.: Эксмо, 2012.
  10.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Научно-популярная литература:

  1. Выдающиеся люди Чувашии. т. 1 : иллюстрированное издание. - Чебоксары : Чувашское книжное изд-во, 2002.
  2. CD-ROM. Энциклопедия великих людей. Писатели. – 1С, 2010.

Интернет-ресурсы:

http://arch.rgdb.ru-НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА (Архив оцифрованных материалов).

http://сказкиповолжья.рф/library - мультимедийная онлайн-библиотека Сказки Поволжья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая программа по художественно-эстетическому развитию детей «Соленая сказка» (возраст 3 – 4 года)

Данная программа направлена на развитие у детей творческих способностей, зрительного восприятия, образного мышления, развитие речи через развитие мелкой моторики рук....

ПРОГРАММА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображени...

Примерная программа литературного развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

В данном материале представлена система работы по литературному развитию детей.Использовались образовательно - игровые ситуации для обогащения литературного опыта и формирования читательской куль...

Проект «Добрые сказки В. Сутеева " Театрально – игровая деятельность как средство художественно – литературного развития детей среднего дошкольного возраста.

Проект предназначен для реализации в средней возрастной группе. Содержание проекта раскрывает возможность формирования у детей представлений о творчестве В. Сутеева, приобщению к книге, к художественн...