Консультация для педагогов : «Методика В. А. Кайе в развитии пространственного и творческого мышления у дошкольников»
консультация
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. А для детей с задержкой психического развития это наиболее важный из аспектов развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_igry_kayera.docx | 21.73 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов :
«Методика В. А. Кайе в развитии пространственного и творческого мышления у дошкольников»
Воспитатель Моськина Галина Викторовна
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. А для детей с задержкой психического развития это наиболее важный из аспектов развития.
Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Уважаемые коллеги. Я сегодня хотела познакомить с очень удивительным и интересным человеком- российским изобретателем, бардом, инженером, физиком Виктором Августовичем Кайе.
В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками. Беда в том, что большинство его изобретений, не находя массового покупателя, так и остаются в единичных экземплярах. «Пазл—хозяин над ребенком, а ребенок —хозяин над моими играми» .
Рождение второго сына послужило для Виктора Кайе своеобразным катализатором. Большинство советских игрушек будущий изобретатель “испытал” еще на старшем, и с появлением второго ребенка захотелось чего-то новенького, оригинального. Так, в 1979 году двухлетний Алексей получил в подарок от папы игрушечную ракетную установку. И Виктор Августович просто-таки с головой погрузился в новое увлечение. К 1984 году он получил уже 11 авторских свидетельств, а в 1987 стал лауреатом конкурса научно-технического творчества молодежи.
Преимущества игрушек и игр изобретателя В.А.Кайе
- Уникальность (таких игр и игрушек нет в мировом ассортименте),
- с их помощью у ребенка развивают внимание память, сенсомоторные координации, мышление, креативность, восприятие, комбинаторные навыки, прослеживающую функция глаза, усидчивость, терпение, тренируют зрительный нерв,
- многофункциональность (применение игры в качестве графического конструктора, трансформера и домино, набора для занятий дизайном),
- вариативность (каждый день новая игра),
- одна игра применима как для игры одного ребенка, так и нескольких детей; игра антикомпьютерная,
- широкий диапазон заданий и вариантов игры,
- быстрое получение результата или игрового эффекта;
- возможность конструирования и экспериментирования,
- применение одной игры для детей от 3 до 10 лет, для игры детей с взрослым,
- компактность, устойчивость игры к потере нескольких её элементов,
- наличие методического пособия, длительное применение,
- возможности применения в коррекционной работе с детьми педагогом, логопедом, психологом, родителями
Развивающие методики и технологии В.Кайе решают следующие задачи:
- формируют творческое объёмно – пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации;
- формируют и развивают восприятие, концентрацию внимания, памяти, воображения; оказывают стимулирующее влияние на развитие речи; тренируют тонкие движения пальцев; развивают умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, моделировать цвета и предметы;
- развивают фантазию, воображение, глазомер, архитектурно – художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе сверстников;
- формируют исследовательское поведение, поисковую деятельность и такие волевые качества, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение
- Как сказал В.А. Сухомлинский : «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Игры В.А. Кайе относятся к особому виду детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования» и представляют собой целую развивающую систему. Самая главная особенность его игр – это многофункциональность (сочетают в себе пасьянсы, плоские трансформеры, графические конструкторы и супердомино) и вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума.
Вот некоторые из них:
- «Ромбики Кайе»
- «Дуги Кайе» и «Колечки Кайе»
- «Радужный (речной, лесной, солнечный ) лабиринт»
- «Трикубики»
- строительный набор «СтройКайе»
- мозаики «Насыпные шарики»
- волчки (пластмассовые, деревянные, расписные);
- «Зелёные поляны», «Мосты и берега»
- Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе»
Хочу остановиться подробнее на игре, которую мне понравилась. Это развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе».
Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе» служит для индивидуальной или коллективной игры в возрасте от 3 до 11 лет.
Набор состоит из 84 объёмных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, обратная сторона однотонная.
Многофункциональность:
- В качестве графического конструктора для создания фигур, из частей рисунков на элементах.
- В качестве графического трансформера для изменения полученных фигур.
- В качестве плоской мозаики.
- Для игры в домино.
- Для конструирования и экспериментирования.
Возможности элементов:
- элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости;
- элемент можно установить в угол, образованный другими элементами;
- изменять рисунок за счёт поворота элементов;
- создание композиций больших размеров.
Занятия и игры Кайе способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости, и в пространстве, развитию чувства гармонии пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребёнка с наличием дефекта, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние, снимают эмоциональное напряжение, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
В процессе применения данной игры, можно немного расширить его возможности, если использовать его, как напольный вариант. В процессе игры с этим вариантом, дети не будут находится в одном положении, а постоянно находятся в движении, выкладывая изображение на ковре.
Развивающая предметно-игровая система Радуга Кайе
Игра предназначена для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми от 5 до 11 лет, а также для широкого круга специалистов, работающих в сфере образования и воспитания, и для родителей, ставящих перед собой задачу разностороннего развития ребёнка. Игра разработана в НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца сотрудником лаборатории игры и развивающей предметной среды В.А. Кайе. Эта развивающая игра представляет собой набор карточек с элементами узоров, оригинальной графики, различного цветового решения. С их помощью можно создавать композиции творческого характера. Графический код карточек даёт широкие возможности экспериментировать, используя различные собственные догадки для получения эвристического композиционного результата. Есть вариант игры с магнитными карточками.
Волчок «Цветопроигрыватель»
При вращении волчка смешиваются цвета на волчке и на бумажной насадке
Набор «Колечки -50»
В наборе 50 точёных деревянных колечек из ясеня.
«Зеркальный конструктор Кайе» и др
Выдержка из статьи Н. В. Голицыной, МПГУ Научный руководитель – кандидат педагогических наук, профессор Селиверстов В.И. (кафедра дошкольной дефектологии) - Мы рассмотрели игровые приемы изобретателя игрушек и игр В.А. Кайе. Занятия с использованием данных игровых техник позволяют детям активно участвовать в экспериментальной, поисково-познавательной, исследовательской видах деятельности, в процессе которых формируются отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор, развивается нестандартное мышление, творчество, пространственная ориентация. Также такие занятия способствуют физическому, личностному и интеллектуальному развитию, что и способствует успешной адаптации ребенка с нарушенным слухом к социальной среде. Данная методика может быть применена в дополнение к любой основной программе для конкретного детского учреждения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Пазл—хозяин над ребенком, а ребенок —хозяин над моими играми» . Кайе . Виктор Августович Кайе - инженер-техник, поэт, бард, изобретатель. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками.
С оздатель развивающей системы игр , игр , игрушек, методик для детей раннего , дошкольного и младшего школьного возраста- «Система КАЙЕ» - * В ыпускник МТУ им. Н.Э. Баумана (1973г.) Р аботал в НИИ В.И. Кузнецова и Н.А. Пилюгина (с1964г. по 1990г.) - И зобретатель игрушек и игр с 1979 г - Академик академии изобретательства с 1997 г - Н аучный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ Дошкольного Образования им. Запорожца (с 2008г. по 2013г.) - Ч лен международного инновационного клуба «Архимед» с 2005 г.
«Система» состоит из: - автора - изобретателя, - игрушек и игр (около 1000) авторских и серийно изготавливаемых по лицензии в России и ФРГ, - семинаров для специалистов образования, - игротек и интеллектуальных занятий с детьми от 3 до 10 лет в ДОУ и НШДС , - компьютерных рукописей, инновационных разработок и методических пособий , отчётов об игротеках и фото и видео сессий этих игротек (2 Tb ), - методик игры с детьми и методик применения игрушек и игр, консультаций для родителей, - педагогов, прошедших семинары и вебинары автора и применяющих его игрушки и игры в ДОУ , которые по сути являются ресурсными центрами по применению и продвижению «Системы изобретателя Кайе » в ОУ. « .
Д.Б. Богоявленская пишет "Ещё Платон заметил, что познание начинается с удивления. Но удивляться можно чему-то неожиданному, странному, и тогда сама ситуация стимулирует наш интеллект. Можно найти удивительное и в том, что кажется обыденным, и тогда появляются, а точнее проявляются Ньютон и Эйнштейн, Лев Толстой или просто пытливые люди - новаторы, без которых немыслимо развитие ни в одной области знания, производства, культуры." Мои игры и занятия с детьми направлены и на то, чтобы удивлять их.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИГРУШЕК И ИГР ИЗОБРЕТАТЕЛЯ В. А. КАЙЕ - У никальность (таких игр и игрушек нет в мировом ассортименте), - с их помощью у ребенка развивают внимание память, сенсомоторные координации, мышление, креативность , восприятие, комбинаторные навыки, прослеживающую функция глаза, усидчивость, терпение, тренируют зрительный нерв, - многофункциональность (применение игры в качестве графического конструктора, трансформера и домино, набора для занятий дизайном), - вариативность (каждый день новая игра), - одна игра применима как для игры одного ребенка, так и нескольких детей; игра антикомпьютерная , - широкий диапазон заданий и вариантов игры, - быстрое получение результата или игрового эффекта; - возможность конструирования и экспериментирования, - применение одной игры для детей от 3 до 10 лет, для игры детей с взрослым, - компактность, устойчивость игры к потере нескольких её элементов, - наличие методического пособия, длительное применение, - возможности применения в коррекционной работе с детьми педагогом, логопедом, психологом, родителями.
Развивающие методики и технологии В.Кайе решают следующие задачи: формируют творческое объёмно – пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации; формируют и развивают восприятие, концентрацию внимания, памяти, воображения; оказывают стимулирующее влияние на развитие речи; тренируют тонкие движения пальцев; развивают умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, моделировать цвета и предметы; развивают фантазию, воображение, глазомер, архитектурно – художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе сверстников; формируют исследовательское поведение, поисковую деятельность и такие волевые качества, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение
« «Соты Кайе » в детском саду и примеры сборки
Развивающая предметно-игровая система Радуга Кайе Игра предназначенна для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми от 5 до 11 лет, а также для широкого круга специалистов, работающих в сфере образования и воспитания, и для родителей, ставящих перед собой задачу разностороннего развития ребёнка. Игра разработана в НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца сотрудником лаборатории игры и развивающей предметной среды В.А. Кайе . Эта развивающая игра представляет собой набор карточек с элементами узоров, оригинальной графики, различного цветового решения. С их помощью можно создавать композиции творческого характера. Графический код карточек даёт широкие возможности экспериментировать, используя различные собственные догадки для получения эвристического композиционного результата. Есть вариант игры с магнитными карточками.
ИГРА «ЛАБИРИНТ» - 4 вида радужный, речной, солнечный, лесной
Все четыре игры из серии «ЛАБИРИНТ» основаны на едином принципе . Каждая игра состоит из 160 карточек с разными рисунками и линиями. Например, в игре «Радужный лабиринт» используются такие виды карточек: Складывать карточки нужно так, чтобы линии и одинаковые цвета соприкасались. Это – « Правило согласованной стыковки» 160 карточек – это миллиарды вариантов соединения. В каждой коробочке есть инструкция с подробным описанием вариантов игры.
Волчок « Цветопроигрыватель » При вращении волчка смешиваются цвета на волчке и на бумажной насадке
Набор «Колечки -50» В наборе 50 точёных деревянных колечек из ясеня. Методическое пособие на 100 страницах. На фото – 3 вида колечек вместе
«Зеркальный конструктор Кайе »
Строительный набор «СТРОЙКАЙЕ» размер кубика 4х4х4 см
«Награда от детей после моей игротеки» Пишите мне на по эл . Почте, мой адрес: skayer@list.ru Моб . Тел. 8 (916) 461 08 33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие воображения и творческого мышления старших дошкольников методами ТРИЗ »
Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнени...
Консультация для педагогов Методика работы по области «Физическое развитие»
Консультация для педагоговМетодика работы по области «Физическое развитие»...
консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....
Игровые технологии для развития креативного и творческого мышления у дошкольников.
Развитию творческого, креативного мышления дошкольников в настоящее время уделяют серьезное внимание, создавая специальные программы и подборки упражнений. И одна из таких техник развития креати...
"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: " Игры, задания и упражнения, способствующие развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольников"".
игры на развитие пространственно-временных представлений у дошкольников...
«Использование методики Радуга Кайе для развития креативности и творческого мышления дошкольников»
Применение элементов методики В. Кайе и есть, то самое удивительное, что стимулирует детское творчество и создает фундамент для развития дизайнерских способностей каждого ребенка.Эта метдика представл...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Язык эмоций как средство развития речи и творческого мышления у дошкольников»
Игры и упражнения для педагогов, которые способствуют эмоционально - речевому развитию дошкольников....