Консультация для педагогов : «Методика В. А. Кайе в развитии пространственного и творческого мышления у дошкольников»
консультация

Моськина Галина Викторовна

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

        В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. А для детей с задержкой психического развития это наиболее важный из аспектов развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов :

«Методика В. А. Кайе в развитии пространственного и творческого мышления у дошкольников» 

                                                                   Воспитатель Моськина Галина Викторовна

        На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

        В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. А для детей с задержкой психического развития это наиболее важный из аспектов развития.

        Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

       Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

     Уважаемые коллеги. Я сегодня хотела познакомить с очень удивительным и интересным человеком- российским изобретателем, бардом,  инженером, физиком Виктором Августовичем Кайе.

       В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками. Беда в том, что большинство его изобретений, не находя массового покупателя, так и остаются в единичных экземплярах. «Пазл—хозяин над ребенком, а ребенок —хозяин над  моими играми» .

      Рождение второго сына послужило для Виктора Кайе своеобразным катализатором. Большинство советских игрушек будущий изобретатель “испытал” еще на старшем, и с появлением второго ребенка захотелось чего-то новенького, оригинального. Так, в 1979 году двухлетний Алексей получил в подарок от папы игрушечную ракетную установку. И Виктор Августович просто-таки с головой погрузился в новое увлечение. К 1984 году он получил уже 11 авторских свидетельств, а в 1987 стал лауреатом конкурса научно-технического творчества молодежи.

Преимущества игрушек и игр изобретателя В.А.Кайе

- Уникальность (таких  игр и игрушек нет в мировом ассортименте),

- с их помощью у ребенка развивают внимание память, сенсомоторные координации, мышление, креативность, восприятие, комбинаторные навыки, прослеживающую функция глаза, усидчивость, терпение, тренируют зрительный нерв,

- многофункциональность (применение игры  в качестве графического конструктора, трансформера и домино, набора для занятий  дизайном),

- вариативность (каждый день новая игра),

- одна игра применима как для игры  одного ребенка, так и нескольких детей; игра антикомпьютерная,

- широкий диапазон заданий и вариантов игры,

- быстрое получение результата или игрового эффекта;

- возможность конструирования и экспериментирования,

- применение одной игры для детей от 3 до 10 лет, для игры детей с взрослым,

- компактность, устойчивость игры к потере нескольких её элементов,

- наличие методического пособия,  длительное применение,

- возможности применения в коррекционной работе с детьми  педагогом, логопедом, психологом, родителями

Развивающие методики и технологии В.Кайе решают следующие задачи:

  • формируют творческое объёмно – пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации;
  • формируют и развивают восприятие, концентрацию внимания, памяти, воображения; оказывают стимулирующее влияние на развитие речи; тренируют тонкие движения пальцев; развивают умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, моделировать цвета и предметы;
  • развивают фантазию, воображение, глазомер, архитектурно – художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе сверстников;
  • формируют исследовательское поведение, поисковую деятельность и такие волевые качества, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение
  • Как сказал В.А. Сухомлинский : «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Игры В.А. Кайе относятся к особому виду детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования» и представляют собой целую развивающую систему. Самая главная особенность его игр – это многофункциональность (сочетают в себе пасьянсы, плоские трансформеры, графические конструкторы и супердомино) и вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума.

Вот некоторые из них:

  • «Ромбики Кайе»
  • «Дуги Кайе» и «Колечки Кайе»
  • «Радужный (речной, лесной, солнечный ) лабиринт»
  • «Трикубики»
  • строительный набор «СтройКайе»
  • мозаики «Насыпные шарики»
  • волчки (пластмассовые, деревянные, расписные);
  • «Зелёные поляны», «Мосты и берега»
  • Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе»

Хочу остановиться подробнее на игре, которую мне понравилась. Это развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе».

Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе» служит для индивидуальной или коллективной игры в возрасте от 3 до 11 лет.

Набор состоит из 84 объёмных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, обратная сторона однотонная.

Многофункциональность:

  • В качестве графического конструктора для создания фигур, из частей рисунков на элементах.
  • В качестве графического трансформера для изменения полученных фигур.
  • В качестве плоской мозаики.
  • Для игры в домино.
  • Для конструирования и экспериментирования.

Возможности элементов:

  • элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости;
  • элемент можно установить в угол, образованный другими элементами;
  • изменять рисунок за счёт поворота элементов;
  • создание композиций больших размеров.

Занятия и игры Кайе способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости, и в пространстве, развитию чувства гармонии пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребёнка с наличием дефекта, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние, снимают эмоциональное напряжение, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

В процессе применения данной игры, можно  немного расширить его возможности, если использовать его, как напольный вариант. В процессе игры с этим вариантом, дети не будут находится в одном положении, а постоянно находятся в движении, выкладывая изображение на ковре.

Развивающая предметно-игровая система Радуга Кайе

Игра предназначена для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми от 5 до 11 лет, а также для широкого круга специалистов, работающих в сфере образования и воспитания, и для родителей, ставящих перед собой задачу разностороннего развития ребёнка. Игра разработана в НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца сотрудником лаборатории игры и развивающей предметной среды В.А. Кайе. Эта развивающая игра представляет собой набор карточек с элементами узоров, оригинальной графики, различного цветового решения. С их помощью можно создавать композиции творческого характера. Графический код карточек даёт широкие возможности экспериментировать, используя различные собственные догадки для получения эвристического композиционного результата. Есть вариант игры с магнитными карточками.

Волчок «Цветопроигрыватель» 
При вращении волчка смешиваются цвета на волчке и на бумажной насадке

Набор «Колечки -50» 
В наборе 50 точёных деревянных колечек из ясеня.
«Зеркальный конструктор Кайе» и др

           Выдержка из статьи Н. В. Голицыной, МПГУ Научный руководитель – кандидат педагогических наук, профессор Селиверстов В.И. (кафедра дошкольной дефектологии) - Мы рассмотрели игровые приемы изобретателя игрушек и игр В.А. Кайе. Занятия с использованием данных игровых техник позволяют детям активно участвовать в экспериментальной, поисково-познавательной, исследовательской видах деятельности, в процессе которых формируются отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор, развивается нестандартное мышление, творчество, пространственная ориентация. Также такие занятия способствуют физическому, личностному и интеллектуальному развитию, что и способствует успешной адаптации ребенка с нарушенным слухом к социальной среде. Данная методика может быть применена в дополнение к любой основной программе для конкретного детского учреждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов : «Методика В. А. Кайе в развитии пространственного и творческого мышления у дошкольников» Воспитатель Моськина Галина Викторовна

Слайд 2

«Пазл—хозяин над ребенком, а ребенок —хозяин над моими играми» . Кайе . Виктор Августович Кайе - инженер-техник, поэт, бард, изобретатель. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками.

Слайд 3

С оздатель развивающей системы игр , игр , игрушек, методик для детей раннего , дошкольного и младшего школьного возраста- «Система КАЙЕ» - * В ыпускник МТУ им. Н.Э. Баумана (1973г.) Р аботал в НИИ В.И. Кузнецова и Н.А. Пилюгина (с1964г. по 1990г.) - И зобретатель игрушек и игр с 1979 г - Академик академии изобретательства с 1997 г - Н аучный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ Дошкольного Образования им. Запорожца (с 2008г. по 2013г.) - Ч лен международного инновационного клуба «Архимед» с 2005 г.

Слайд 4

«Система» состоит из: - автора - изобретателя, - игрушек и игр (около 1000) авторских и серийно изготавливаемых по лицензии в России и ФРГ, - семинаров для специалистов образования, - игротек и интеллектуальных занятий с детьми от 3 до 10 лет в ДОУ и НШДС , - компьютерных рукописей, инновационных разработок и методических пособий , отчётов об игротеках и фото и видео сессий этих игротек (2 Tb ), - методик игры с детьми и методик применения игрушек и игр, консультаций для родителей, - педагогов, прошедших семинары и вебинары автора и применяющих его игрушки и игры в ДОУ , которые по сути являются ресурсными центрами по применению и продвижению «Системы изобретателя Кайе » в ОУ. « .

Слайд 5

Д.Б. Богоявленская пишет "Ещё Платон заметил, что познание начинается с удивления. Но удивляться можно чему-то неожиданному, странному, и тогда сама ситуация стимулирует наш интеллект. Можно найти удивительное и в том, что кажется обыденным, и тогда появляются, а точнее проявляются Ньютон и Эйнштейн, Лев Толстой или просто пытливые люди - новаторы, без которых немыслимо развитие ни в одной области знания, производства, культуры." Мои игры и занятия с детьми направлены и на то, чтобы удивлять их.

Слайд 6

ПРЕИМУЩЕСТВА ИГРУШЕК И ИГР ИЗОБРЕТАТЕЛЯ В. А. КАЙЕ - У никальность (таких игр и игрушек нет в мировом ассортименте), - с их помощью у ребенка развивают внимание память, сенсомоторные координации, мышление, креативность , восприятие, комбинаторные навыки, прослеживающую функция глаза, усидчивость, терпение, тренируют зрительный нерв, - многофункциональность (применение игры в качестве графического конструктора, трансформера и домино, набора для занятий дизайном), - вариативность (каждый день новая игра), - одна игра применима как для игры одного ребенка, так и нескольких детей; игра антикомпьютерная , - широкий диапазон заданий и вариантов игры, - быстрое получение результата или игрового эффекта; - возможность конструирования и экспериментирования, - применение одной игры для детей от 3 до 10 лет, для игры детей с взрослым, - компактность, устойчивость игры к потере нескольких её элементов, - наличие методического пособия, длительное применение, - возможности применения в коррекционной работе с детьми педагогом, логопедом, психологом, родителями.

Слайд 7

Развивающие методики и технологии В.Кайе решают следующие задачи: формируют творческое объёмно – пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации; формируют и развивают восприятие, концентрацию внимания, памяти, воображения; оказывают стимулирующее влияние на развитие речи; тренируют тонкие движения пальцев; развивают умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, моделировать цвета и предметы; развивают фантазию, воображение, глазомер, архитектурно – художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе сверстников; формируют исследовательское поведение, поисковую деятельность и такие волевые качества, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение

Слайд 8

« «Соты Кайе » в детском саду и примеры сборки

Слайд 9

Развивающая предметно-игровая система Радуга Кайе Игра предназначенна для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми от 5 до 11 лет, а также для широкого круга специалистов, работающих в сфере образования и воспитания, и для родителей, ставящих перед собой задачу разностороннего развития ребёнка. Игра разработана в НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца сотрудником лаборатории игры и развивающей предметной среды В.А. Кайе . Эта развивающая игра представляет собой набор карточек с элементами узоров, оригинальной графики, различного цветового решения. С их помощью можно создавать композиции творческого характера. Графический код карточек даёт широкие возможности экспериментировать, используя различные собственные догадки для получения эвристического композиционного результата. Есть вариант игры с магнитными карточками.

Слайд 10

ИГРА «ЛАБИРИНТ» - 4 вида радужный, речной, солнечный, лесной

Слайд 11

Все четыре игры из серии «ЛАБИРИНТ» основаны на едином принципе . Каждая игра состоит из 160 карточек с разными рисунками и линиями. Например, в игре «Радужный лабиринт» используются такие виды карточек: Складывать карточки нужно так, чтобы линии и одинаковые цвета соприкасались. Это – « Правило согласованной стыковки» 160 карточек – это миллиарды вариантов соединения. В каждой коробочке есть инструкция с подробным описанием вариантов игры.

Слайд 12

Волчок « Цветопроигрыватель » При вращении волчка смешиваются цвета на волчке и на бумажной насадке

Слайд 13

Набор «Колечки -50» В наборе 50 точёных деревянных колечек из ясеня. Методическое пособие на 100 страницах. На фото – 3 вида колечек вместе

Слайд 14

«Зеркальный конструктор Кайе »

Слайд 15

Строительный набор «СТРОЙКАЙЕ» размер кубика 4х4х4 см

Слайд 16

«Награда от детей после моей игротеки» Пишите мне на по эл . Почте, мой адрес: skayer@list.ru Моб . Тел. 8 (916) 461 08 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

«Развитие воображения и творческого мышления старших дошкольников методами ТРИЗ »

Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнени...

Консультация для педагогов Методика работы по области «Физическое развитие»

Консультация для педагоговМетодика работы по области «Физическое развитие»...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

Игровые технологии для развития креативного и творческого мышления у дошкольников.

Развитию творческого, креативного мышления дошкольников в настоящее время уделяют серьезное внимание, создавая специальные программы и подборки упражнений. И одна из таких техник развития креати...

«Использование методики Радуга Кайе для развития креативности и творческого мышления дошкольников»

Применение элементов методики В. Кайе и есть, то самое удивительное, что стимулирует детское творчество и создает фундамент для развития дизайнерских способностей каждого ребенка.Эта метдика представл...