«Развитие воображения и творческого мышления старших дошкольников методами ТРИЗ »
консультация (старшая группа) на тему

Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность. Дети этого возраста уже способны защищать свое, уже выработанное, решение, отстаивать свою точку зрения . Поэтому очень важно именно в этом возрасте развивать управляемое творческое воображение, учить идти к цели наиболее идеальным путем.  Яркость преподнесения  материала, привлекательность, шутка, игровой характер, использование  обобщающих стихов и песен – все это привлекает детей, повышает                                                                             усвоение приемов и элементов сильного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие воображения и творческого мышления старших  дошкольников

 методами ТРИЗ »

  Рождается малыш - рождается личность неповторимая, особая. И уже с первых дней ребенок обладает мощной системой, готовой к познанию окружающего мира и себя в нем. Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, творческие возможности вот те основные ценности, которые должен понять и принять педагог и учитывать в работе с детьми. Автор книги « Методы развития творческого мышления»  В. А. Морфидина  говорит: «Обучение в школе и подготовка к нему в детском саду развивает в детях преимущественно одну категорию способностей -исполнительские: внимание, память,  умение копировать    других, повторять увиденное или услышанное  умение довести навык до автоматизма. Эти способности позволяют человеку  поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону.            Другая же , более сложная и важная категория –творческие способности –в лучшем случае развивается спонтанно или совсем упускается из виду. Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создавать новые возможности решения задач» С этими словами нельзя не согласиться.  Анализ  современного образования в России , в особенности в начальном звене (дошкольных  учреждениях)  показал,что надвигается разрыв между собственно жизнью и системой образования.  Ребенок задает вопрос взрослому , а тот ему готовый ответ, который не заставляет думать. Все это противоречит развитию индивидуальности ребенка .Необходим  новый подход к развитию  духовных и творческих  возможностей дошкольника.                                                                                                                       Доказано, что дошкольник может и должен находиться в среде развивающего обучения, наблюдать,  сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать,  фантазировать, т. е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Ведь,  когда ребенок творит, он меньше устает и практика показывает, что возможен даже оздоровительный эффект (сказкотерапия, игротерапия , изотерапия) Любому педагогу, любящему свое дело  по-настоящему, нравятся дети, которые мыслят, рассуждают своеобразно, делают неординарные умозаключения. Инновационная технология ТРИЗ способствует решению этих задач в полной мере.                                          

  Все мы- педагоги и родители, хотим, что бы наши дети  были умными, здоровыми творческими личностями . А как это сделать- чтобы достигнута была цель привычно и  легко? И при  этом были бы учтены современные требования к воспитанию и обучению ребенка. В педагогических изданиях я прочитала о том, что в России с 1990 года идет  активное становление педагогической системы , которая использует в качестве основных средств воздействия методы и приемы  ТРИЗ (теория решения изобретательских  задач) адаптированные к работе с детьми 3-7лет. Результаты  работ с детьми оказались достаточно высокими и стабильными, поэтому в 2000 году ТРИЗ -педагогика была включена Министерством образования России и Академией  Российского  образования в структуру современной педагогики.

Что такое ТРИЗ и что он собой представляет? Расшифровка ничего не говорит человеку несведущему, а потому может просто оттолкнуть. Но не надо делать поспешных выводов, ведь его изучают во всех промышленно развитых странах. Не лучше ли ознакомиться с мнением авторов и педагогов, применивших эту программу в действии .

      Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность. Дети этого возраста уже способны защищать свое, уже выработанное, решение, отстаивать свою точку зрения . Поэтому очень важно именно в этом возрасте развивать управляемое творческое воображение, учить идти к цели наиболее идеальным путем.  Яркость преподнесения  материала, привлекательность, шутка, игровой характер, использование  обобщающих стихов и песен – все это привлекает детей, повышает                                                                             усвоение приемов и элементов сильного мышления. ТРИЗ подразумевает  решение любых задач неординарно, творчески . Педагогика творчества  должна строиться на принципиальной посылке, учение должно быть радостью. Так вот  теория  ТРИЗ и есть тот самый метод, который приносит полное удовлетворение не только детям , но и самим педагогам. Главное достоинство этой теории в том , что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не в отдельности вундеркинда, т.е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей. Если  вы хотите  идти на работу, как на праздник, если вам нравится,  когда глаза детей блестят на занятии, а активность  превышает все общеизвестные нормы, если вы хотите, чтобы каждое занятие было, как театрализованное представление, если вы хотите петь, смеяться, удивляться и общаться с умными, думающими детьми –добро пожаловать в ряды педагогов, занимающихся с детьми по инновационной технологией -ТРИЗ.

В пополнении знаний о данном направлении мне помогли следующие книги: «Истории про . .( .ТРИЗ)»  Е.А. Сидорчук. 1994 г., «Методы активизации мышления» А.М.Сраунинг. 1994.г., «Логика воображения» Л.И. Шрагина. 2001.г., Программа «Росток».1998.г. А также целый ряд статей из журналов «Дошкольное воспитание» , «Ребенок в детском саду» , «Обруч», «Школа творческой личности» Крылова Н., «Новые приключения Колобка» Шустермана З  , «ТРИЗ и математика» С.Самарцевой , «Методы активизации творческого мышления» А. Страунинг, «Играем по системе ТРИЗ» Огневой И., «Моделирование маленькими человечками»  Страунинг А .Знакомство с данной литературой позволило мне узнать новые приемы использования  ТРИЗ и РТВ в развитии творческого воображения у детей и применить их на практике.  

      В своей книге  «Новые приключения колобка» Шустерман предлагает так преподнести всем известную сказку, чтобы она  получилась совсем другой .В своей новой версии он предлагает изменить героев, наделить их новыми качествами , которые им не присущи, проявить способности и «войти» в изображаемое действие, проявлять фантазию в изменении характера героев. Во всех этих новых сказках колобок остается не съеденным.

         С.Самарцева в книге «ТРИЗ и математика»   предлагает учить детей  математике, используя различные  игры: «Прогулки по улице форм», «На улице размеров», «На улице цвета», «На улице веществ». Эти игры позволяют изучить материал легко и просто.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

   Дети любознательный народ, и у них часто возникают вопросы: «Почему камень твердый, а трава мягкая?», «Почему дождь идет летом , а снег зимой?», «Почему чай сначала горячий ,а постоит- становится холодным?»… Многое можно объяснить с помощью внутреннего строения предметов и веществ .А чтобы дети дошкольного возраста это могли понять А.Страунинг в своей книге «Моделирование маленькими человечками » дает пояснение , как просто и доходчиво можно преподнести детям этот материал. Сущность  используемого метода ММЧ в том, что он позволяет представить ребенку из чего состоит все, что нас окружает . Почему человечки, а не вещества, атомы , микробы ? Потому, что человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по –разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия строение веществ. Автор рекомендует: «сообщите  детям, что все окружающее состоит из маленьких человечков –даже они сами.Они не всегда видны, но они есть и очень похожи на детей»Использование этого метода позволяет педагогу не только  объяснить ребенку окружающие его явления, но еще и наглядно показать их изменения.

       Работа с использованием ТРИЗ повышает у детей инициативу, раскрепощает их . Они не боятся ошибиться в своих высказываниях, уверенны в себе и в своих ответах на всякие каверзные вопросы . Ведь только методами ТРИЗ можно развить у ребенка объемное видение мира , неординарность мышления, сформировать потребность находить эвристические решения проблем, развивать любознательность. И наиболее приемлемым методическим материалом к реализации программы «Радуга» подходит парциальная программа «Росток»  А.Страунинга, которую я применяю в своей практике уже много лет. Практика показала, что работа с применением элементов ТРИЗ приносит свои плоды :развивает у детей творческое воображение , неординарное мышление, помогает им устанавливать взаимосвязь между своими поступками и окружающими людьми. Поэтому я решила продолжить  обучение

дошкольников  с применением элементов ТРИЗ и  поставила перед собой такие задачи:

1)Развитие творческой активности дошкольника.

2) Формирование познавательного интереса и способностей  детей .

3) Развивать навыки поискового, изобретательского мышления.

4) Поддерживать уверенность детей в своих силах и способностях.                                            

   Детям старшего дошкольного возраста очень важен процесс познания . Удовлетворение им приносит умение добиться результата самим. Зная эту особенность, я решила дать детям возможность, как можно больше проявить свои способности, не стесняясь проявить в ответах неправильности или неточности . Простые дидактические игры  Л .Венгера: «На что похоже», «Волшебные картинки», «Придумай новую посуду», «Найди вещи ,которые прячутся одна в другой»(прием матрешки), «Придумай наоборот», «Уменьшение-увеличение» (прием фантазирования), «Хитрые картинки», «Игра в слова», развивали у детей  уверенность в себе и интерес к общению.      

  Во время непосредственно образовательной деятельности с детьми я  даю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации .Это возможно, если использовать в работе различные игры, тренинги, рассуждения и не только во время занятий, но и на прогулке, в индивидуальной работе, в перерывах между основными режимными моментами. Все это позволяет не следовать готовым образцам и штампам, а искать вместе с детьми как можно больше собственных решений . Результатом явилось то, что дети научились, используя приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, дробление-объединение  видеть в окружающей среде величину, цвет, форму, целостность предметов, темп движения. Знакомство с приемами разрешения противоречий «матрешка», «копирование», «оживление» позволило мне углубить и расширить знания детей о бытовых предметах, об их свойствах, признаках, назначении. Итогом чего явилось легкое и быстрое усвоение сенсорных эталонов предметов и веществ. Одним из увлекательнейших методов ТРИЗ является «морфологический анализ». При ознакомлении с новой группой я предложила детям: «Давайте представим , что наша с вами группа стала мягкой , как игрушка, какая она, какой вы ее себе представляете?» Эпитетов нашлось очень много: пушистая, мягкая, теплая, уютная. Дальнейшая работа с использованием этого приема позволила дошкольникам прийти к следующим выводам: деревья могут расти только на улице, так как в доме им не хватит места, пробьют крышу , а отсюда сделали вывод, сколько это создаст неудобств. А вот комнатные растения могут расти в группе, не причиняя никому и ничему вреда. Так мы совместно с ребятами расположили  в группе и на участке необходимые для нормальной жизни предметы, соотнося их к различным ситуациям.

    Раз за разом ответы детей становились все увереннее, необычнее. Ко мне с различными вопросами стали обращаться родители, как ответить на тот или иной вопрос своего ребенка.  Анастас- большой любитель техники и фантазер, спрашивал

у взрослых: «Может ли поезд проехать по морю?» Взрослые ответили : «Нет» На что он сказал, что у них нет фантазии, и что конечно  может, если вместо колес будут спасательные круги. Подобные вопросы задавали  и другие   дети своим родителям . Чтобы познакомить взрослых с методами ТРИЗ , я провела для них открытое занятие с детьми: «Круговорот воды в природе». Ответы дошкольников порадовали не только  родителей,  но и меня, так как дети радостно и увлекательно искали способы  удовлетворения и преодоления возникших перед ними вопросов . Втечение года на всех занятиях дети приобрели  навыки творческого познания мира , партнерского сотрудничества со сверстниками   и взрослыми, учились культуре общения. Эмоциональное и интеллектуальное развитие каждого ребенка происходило в творческих поисках. Например решали противоречия «Зима- а снега нет». Дети: можно привезти, хоть целый вагон, нарезать много снежинок, настелить вату.  Алеша, ездивший к бабушке в Подмосковье, предложил съездить  в холодные края и там покататься на санках, поиграть в снежки.  Другой пример «Отпуск-а мама не свозила на море, а купаться очень хочется». Дети начинают придумывать свой выход из создавшегося положения: наполнить бассейн водой , сходить на речку, побрызгаться водой, попросить  родителей  отвезти в гости  к друзьям , живущим у моря. Еще один пример «Скоро новый год, как известить Деда Мороза о желаемом подарке,  писать мы не умеем ?»Версии ребят: попросить  кого -то из взрослых, нарисовать, позвонить по сотовому телефону, загадать во сне, попросить маму пусть передаст. Вот такие ответы  были у ребят после первого года обучения с применением  элементов ТРИЗ. Дети научились открывать для себя связи знакомых предметов с окружающим миром с незнакомых сторон, научились планировать заранее цель своей деятельности, порядок и способы выполнения задуманного, увидеть результаты своего труда. При обозначении действий, свойств предметов и  материалов научились сравнивать, объяснять, перечислять их признаки.  Научились делать свои выводы, порой неожиданные , но очень интересные. Опыт, который дети накапливают  к 6 годам, сведения о большом мире, являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы  ребенка, а так же и  для  углубленного  развития творческого  воображения. Эта база  данных позволяет  ему упорядочивать  уже накопленные знания , а также вновь поступающие. И методы ТРИЗ  в этом случае являются просто незаменимыми. Системный анализ, системный оператор, вепольный анализ, морфологическая таблица, эмпатия, аналогии, оператор РВС –являются несомненно   помощниками  в осмыслении детьми взаимосвязей нашего мира, дальнейшему формированию положительного отношения к нему. При их помощи сознание детей обогащается интересными, содержательными сведениями из разных областей наук, дети знакомятся с причинно- следственными связями . Так при проектировании дома для кукол дети  использовали одну  геометрическую форму, причем каждый свою. А потом защищали свой проект и доказывали, что   его дом  самый лучший и удобный. Для развития творческого воображения и знакомства с прошлым можно использовать  временную линию «Река времени» и установить связь между динозавром и крокодилом, бронтозавром и черепахой, между рептилиями и птицами, между обезьяной и человеком  а по  пути придумать какое- нибудь новое свое  необычное животное. Река  времени поможет педагогу познакомить  дошкольников с преобразованиями , которые произошли в жизнедеятельности человека (жилище, добывание пропитания, предметы быта,

 

культура.) После проведения серии игр с использованием  временной линии фантазия ребят настолько разыгралась ,что они сами предложили мне придумать, какое-либо необычное животное. Мы долго обговаривали какое оно  должны быть, где жить, чем питаться, рисовали ему жилье, лепили детенышей, придумывали друзей. А еще мы придумали королеву Миранду, которая состояла из солнечных лучей и ветра. Нам , взрослым , очень тяжело представить какой у нее был характер, какую работу она выполняла – а детям нет. Они придумали целую страну и неделю жили в ней. Это был полет фантазии, ума, знаний.

      Знакомя детей с растительным миром я использовала ММЧ и  моделировала процессы взаимодействия между веществами и процессы происходящие в веществе в зависимости от изменения температуры.   В работе с детьми, я провела серию наблюдений, разговаривала с детьми о состоянии воздуха перед дождем, после дождя, просила детей описать свое состояние при сухом воздухе, при влажном. Проводила наблюдение за поведением животных, насекомых, птицами. Эти наблюдения помогли детям объяснить  их поведение при разных погодных условиях. На  занятии я использовала 9- экранный системный оператор, где мы рисовали путешествие и превращение капельки воды.  

    Метод «системный оператор» позволяет устанавливать причинно-следственный связи, увидеть детям развитие освещения в жизни человека. Какое освещение было у человека в прошлом дети усвоили быстро (лучина, свечка, керосиновая лампа , фонарь, костер, светильник), какие электрические лампы сейчас – дети тоже знают очень хорошо. Но было интересно, когда ребята стали предлагать свои проекты освещения в будущем (Даша- солнечная чаша, Артем- светящиеся стены, Диана- лунное освещение)

      Методы и приемы ТРИЗ , я  в своей работе использую не только на занятиях , но и на еженедельных вечерах «Сейчас узнаем». На  них мы пересаживаем комнатные растения, выращиваем рассаду, высаживаем ее на участке. И здесь мне на помощь приходят  ТРИЗовские игры на различную тематику «Что сейчас, а что потом», «Что дешево ,а что дорого» , «Аналогии –растений, рыб , птиц», эмпатии-«Я-рассада помидор», «Я-воробей»  

 Результатом использования методов и приемов ТРИЗ явилось желание моих детей расширять познаваемые горизонты действительности, выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения , утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Многие методы мы с детьми  уже изучили , но сколько еще предстоит изучить.                                                                                                                                     

Значение игр с использованием элементов ТРИЗ для развития математических способностей дошкольников

Математика детям

Разместил(а): Алла Ушкова   Значение игр с использованием элементов ТРИЗ для развития математических способностей дошкольников

28.03.2014 14:30

1. Математическое развитие как значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С.Выготский называл спонтанно-реактивным. 
И если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.
По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли. При этом математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие детской личности. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Крутецкий В.А. выделил девять компонентов математических
1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания абстрагированного, от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне разном;
3. Способность к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательстве, обосновании, выводах;
4. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;
5. Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
6. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой. Свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
7. Математическая память - память на обобщенные формализованные структуры, логические схемы;
8. Способность к пространственным представлениям.

2. Использование игр с элементами ТРИЗ в развитии элементарных математических представлений. Работая с играми с элементами ТРИЗ, я заметила, что они позволяют в большей степени решить задачи обучения математической деятельности: вначале мотивационно–целевых, затем операционных и , наконец, задач контроля. Использование адаптированных методов ТРИЗ-РТВ дает несомненные преимущества в выполнении этих задач. 
Происходит: 1.Активизация познавательной деятельности детей,
2. Создание мотивационных установок на проявление творчества,
3. Повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,
4. Гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. ТРИЗ для дошкольников -это система коллективных игр, призванная не изменять основную программу. А максимально увеличить ее эффективность. Занимаясь с дошкольниками играми с элементами ТРИЗ я разработала систему работы по развитию математических способностей с использованием дидактических игр.

В этой работе я прошла следующие этапы: 1. Научить ребенка находить сходства и различия в цифрах, геометрических фигурах для закрепления навыков счета( игры «Теремок», «Держи вора», «Мои друзья» «Да- нет»)
2.научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях- для осмысления значимости математики в жизни людей: игры «хорошо-плохо», «давай поменяемся».
3. Научить детей составлять задачи: «морфологический ящик»
4. Знакомить с мерами объема при помощи метода маленьких человечков (ММЧ). В итоге, в процессе игр дети эффективно овладевали навыками счета. Способностью сопоставлять, сравнивать цифры, соотносить количество предметов и цифру, находить нестандартные решения в развивающих играх.

  

Интегрированное занятие на тему «Дымковские игрушки»

Математика детям

Разместил(а): Лариса Пешехонова   

26.03.2014 22:01

Интегрированное занятие на тему «Дымковские игрушки»Воспитатель  Пешехонова Лариса Михайловна I квалификационная категория
Детский сад №175 город Пермь  ул. Карбышева 34

Собрались все люди в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы мне 
Чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение
Для проведения мастера - класса я выбрала  интегрированное занятие на тему «Дымковские игрушки» используя два занятия рисование и математику. 
Новизна  состоит в том , что в работе предлагается система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием народного творчества.

Цель занятия:
•    Развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, зрительную память.
•    Воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Рисование: 
1.    Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
2.    Учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки).
Математика:
1.    Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
2.    Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах десяти.
При работе по данной теме  используя различные формы и приёмы:
•    Метод синтезирования различных видов (математика и рисование)
•    Метод активизации и приёмы включения детей в деятельность.
•    Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры)
•    Наглядные
•    Использование различных видов художественно - творческой деятельности
•    Сюрпризный момент

Положительные стороны:
1.    Дети развивают внимательность и зоркость.
2.    Появляется интерес к математике и самостоятельному созданию узора к дымковской игрушке –  красочных, красивых, ярких. 
Материал к практическому занятию мастер  - класс
•    Конверт;
•    геометрические фигуры большого размера с нарисованными на них дымковскими игрушками;
•    прямоугольные карточки в виде палитры по количеству детей;
•    геометрические фигуры малого размера с наклеенными на них силуэтами барышень 
Практическая часть
Воспитатель вносит на занятие конверт.
У меня в руках письмо,
Пришло из Дымково оно.
Конверт я открываю,
Но что внутри – не знаю.
Воспитатель открывает конверт, достает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) и выставляет их. На каждой геометрической фигуре нарисована дымковская игрушка (конь, индюк, баран, уточка, барыня).
Вот игрушки расписные – удивительное чудо!
Так ответьте мне скорее к нам пришли они откуда?
Проводится краткая беседа по вопросам:
Как называются все эти игрушки?
Почему их называют дымковскими?
Из чего делают такие игрушки?
Детям предлагается посчитать, сколько всего геометрических фигур с изображением игрушек выставлено  Затем детям предлагается посчитать геометрические фигуры по порядку и ответить на вопросы:
На котором по счету месте стоит треугольник?
Какая игрушка изображена на овале?
Какая фигура стоит на втором по счету месте?
Кто изображен на четвертой по счету фигуре?
На котором по счету месте стоит индюк, как называется фигура, на которой он изображен? и т.д.
Воспитатель напоминает, что дымковские мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой).
Дети работают за столами, перед каждым лежит прямоугольная карточка в виде палитры. На каждой карточке нарисованы пять красок ( красная, желтая, синяя, черная, зеленая) Детям предлагается посчитать, сколько всего цветов на палитре, посчитать краски по порядку. Затем по очереди детям предлагается ответить на вопросы:
Краска какого цвета стоит на первом по счету месте;
На каком по счету месте стоит черная краска? и т.д. Затем воспитатель спрашивает, какие элементы использовали дымковские мастера для росписи игрушек (круги, полоски, точки, волнистые линии).  Предлагает вспомнить, что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.
Воспитатель предлагает детям взять из конверта любую геометрическую фигуру с изображением дымковской барышни, обращает внимание на то, что дымковские мастерицы очень спешили отправить нам письмо и не успели расписать игрушку. Предлагает украсить барышню элементами дымковского узора.
Рефлексия
Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали.  Вы неплохо разобрались в математике  и применили все узоры к дымковской игрушке
Молодцы! Мне было очень приятно с вами работать !
А сейчас,  пожалуйста , поделитесь своими впечатлениями и ответьте на вопросы
•    Что вам более всего удалось, какие моменты, были выполнены более успешно?
•    Перечислите трудности, которые вы испытывали во время занятия? Как вы их преодолевали? Спасибо

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Подобная тенденция характерна не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного образования. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников.

Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте, как считает О.В. Кудряшова [5], является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

В центре внимания ТРИЗ-педагогики, как отмечает целый ряд исследователей (С.В. Железнова, Б.И. Коротяев и др.), — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой  активности, стремления к новизне; речи  и творческого воображения [1].

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка идет по двум направлениям:

  1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это стимулирует познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
  2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности [5].

Нам представляется важным мнение целого ряда исследователей (Г. Репина, С. Самарцева, А. Страунинг) о том, что на современном уровне развития психолого-педагогической мысли интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной для детей. Однако это может произойти лишь в том случае, когда усилия педагогов и родителей направляются на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Для решения указанной проблемы представляется весьма целесообразным использовать в развитии ребенка ТРИЗ-подход.

В современном дошкольном образовательном учреждении ТРИЗ-технологии оказались наиболее популярными в области формирования элементарных математических представлений ребенка. В частности, Г.А. Репина отмечает, что “применение в процессе освоения начал математики принципов, методов, алгоритмов, технологий ТРИЗ предусматривает фронтальные формы развитии детей, при которых каждый чувствует себя умелым, знающим и способным вместе с другими конструктивно справиться с любой задачей” [6, с. 3].

Мы не совсем согласны с подобной позицией, поскольку элементы ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей;
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества;
  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
  • формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
  • развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [4].

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости — >нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей [1].

На занятиях по развитию речи детей целесообразно, на наш взгляд, применять следующие элементы ТРИЗ.

Использование специальной игрушки  — героя  занятия, которая “помогает” воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие — выбираем игрушку необычную и оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

Включение в занятие логических ТРИЗ-упражнений, таких как:

“Поиск общих признаков” — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например мост и скрипка*).

“Поиск аналогов” — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

“Третий лишний” — выбираются три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в “лишнем” объекте. Например: автомобиль — дерево — кошка.

“Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т.п.

Использование специальных ТРИЗ-игр.

“Хорошо–плохо” — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…

“Выбери троих” — из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия [6, с. 14–16].

“Точка зрения” (автор — И.Л. Викентьев) — игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.

“Да–Нет” — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

– Я загадала слово (кошка).
– Это слово обозначает предмет?
– Да.
– Это растение?
– Нет.
– Это что-то неживое?
– Нет.
– Это животное?
– Да.
– Оно белого цвета?
– Это несущественно.
И т.д., пока слово не будет угадано.

В конце занятий целесообразно подводить итоги, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги можно подводить в самых разнообразных формах: игры “Интервью”, “Копилка новостей”, “Доскажи предложение” и др., обсуждение планов на будущее (“Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз узнаем еще и о…”), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом нужно стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ.

Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках можно использовать приемы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

Достаточно эффективным является также прием эмпатии — дети представляют себя на месте наблюдаемого:  “А что если ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?” и т. д.

Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Возможности современных развивающих технологий //http://tambov.fio.ru/vjpusk/vjp135/rabot/36/index4.html
  2. Железнова С.В. Внедрение ТРИЗ–РТВ в практику работы дошкольного учреждения (из опыта работы) / С.В. Железнова //http://www.trizminsk.org/e/235001.htm#01
  3. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий / Б.И. Коротяев. — М.: Педагогика, 1989.
  4. Крохина И.Н. Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I) / И.Н. Крохина //http://festival.1september.ru/articles/415279/
  5. Кудряшова О.В. ТРИЗ: волшебные кольца Луллия / О.В. Кудряшова // http://www.depedu.yar.ru:8101/
  6. Репина Г.А. Перспективные подходы к математическому развитию ребенка: Учебное пособие / Г.А. Репина. — Смоленск: СГПУ, 2000.
  7. Самарцева С. ТРИЗ и математика / С. Самарцева // Дошкольное воспитание. — 1996. — N 10. — С. 12.
  8. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления / А. Страунинг // Дошкольное воспитание. — 1997. — N 3. — С. 46; N 4. — С.льльльж                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"

Консультация для родителей         Представьте себе на минуточку, что у человека не было бы фантазии. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусс...

Консультация для родителей:"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"

Предлагаю несколько игр,позволяющих лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы,развития личности, улучшения настроения.Помощь родителям для развития мышления детей....

Развитие творческого мышления методами ТРИЗ

формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера....

Развитие воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного.

      Поговорим о том,  как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в ходе обсуждения прочитанного....

Самообразования: «Развитие речевого творчества и творческого мышления средствами ТРИЗ»

Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....

Картотека игр на развитие воображения и творческого мышления дошкольников

Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.Ход игры: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в...