Консультация для педагогов Методика работы по области «Физическое развитие»
консультация

Чиняева Татьяна Васильевна

Консультация для педагогов

Методика работы по области

 «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet2.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 184»

Консультация для педагогов

Методика работы по области

 «Физическое развитие»

Подготовила:

Чиняева Т.В.

 Воспитатель первой квалификационной категории

 

Оренбург, 2022 г.

«…С ним ничего не страшно, никакие испытания,

его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости,

человек становится рабом окружающих людей и обстановки;

оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно!»

Известный русский писатель и врач В.Вересаев

Здоровье – необходимое условие активной жизнедеятельности человека. Основы будущей здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте. Правильно поставленное воспитание ребёнка, начиная с первых дней жизни, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья.

Во всех современных программах обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из задач дошкольного образовательного учреждения, решение которой во многом зависит от правильной организации физического воспитания и создания соответствующей здоровьесберегающей среды. Существует определенная модель физкультурно-оздоровительной работы, которая включает следующие формы работы с детьми:

  • Физкультурные занятия,
  • Утренняя гимнастика,
  • Закаливающие процедуры,
  • Физкультминутки,
  • Подвижные игры,
  • Прогулки,
  • Индивидуальная работа,
  • Гимнастика после сна,
  • Гимнастика пальчиковая и дыхательная,
  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями,
  • Работа с родителями,
  • Физкультурные досуги и праздники.

Итак, первая форма работы с детьми – то, с чего начинается ежедневное пребывание детей в детском саду – утренняя гимнастика.

В ДОО утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.

Утренняя гимнастика включается в режим дня с первой младшей группы. Направлена она, главным образом, на решение оздоровительных задач. В процессе утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Утренняя гимнастика начинается с построения, а потом уже разные виды ходьбы, бега, прыжки. Комплексы для гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физ. занятиях.

В процессе проведения утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую и эмоциональную нагрузку.

Одна из наиболее объемных и важных форм работы с детьми – физкультурные занятия.

При подготовке к физкультурному занятию воспитатель заблаговременно подбирает:

  • Физические упражнения,
  • Последовательность их выполнения,
  • Методику проведения.

Воспитатель обязан: заранее подготовить место для занятия физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятием проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.

Система проведения физкультурных занятий:

- С детьми от 2 до 3 лет – с подгруппой по 10-12 чел. длительность 15-20 мин;

- …. от3 до 7 лет – со всей группой одновременно 3 раза в неделю;

- в подготовительной группе длительность занятия в соответствии с режимом возрастает и доводится до 35мин.

Физкультурные занятия делятся на части:

  • Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание.
  • Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты.
  • Заключительная – ее назначение снизить физ. нагрузку, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.

Для успешного проведения физкультурных занятий существуют следующие способы организации детей:

  • Фронтальный способ организации – когда все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные упражнения. Этот способ применяется во всех частях занятия, в т. ч и в основной.
  • Групповой способ организации – когда группу детей делят на несколько подгрупп и каждая получает отдельное задание.
  • Индивидуальный способ организации – когда каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

На занятиях с различным содержанием, с целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности ежедневно проводятся физкультминутки.

Они подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей.

Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.

Следующая форма физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольников – закаливание.

Существуют специальные закаливающие процедуры:

- водные: обтирание, обливание, душ, купание – являются эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

- воздушные ванны – улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов.

- солнечные ванны так же благотворно влияют на организм.

Эффективность влияния закаливающих процедур на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнениями.

Наиболее распространенный вид физической активности детей – подвижные игры.

Подвижные игры широко используются в ДОО как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней прогулке. Так же дети могут объединяться в подгруппы и играть утром (до утренней гимнастики) и в перерывах между занятиями.

Утром (до утренней гимнастики, особенно летом и весной, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям).

В перерывах между занятиями, особенно если они связанны с неподвижной позой, полезны игры средней и малой подвижности хорошо знакомые детям.

На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно.

С младшими дошкольниками подвижная игра проводится с обязательным использованием атрибутов (маски, ленточки).

От подвижных игр мы сразу перейдем к прогулкам.

Основное значение прогулок – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентироваться на местности.

На прогулке используются знакомые детям физические упражнения.

Одной из составных частей прогулки, как вы знаете, является индивидуальная работа с детьми.

Индивидуальная работа направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.

Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах.

Самостоятельная работа - так же одна из составных частей прогулок.

В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или небольшими группами.

Самостоятельными занятиями необходимо руководить, но делая это надо не стесняя инициативы детей.

Ежедневно в систему физкультурно-оздоровительной работы детского сада входит пальчиковая гимнастика.

Она проводится ежедневно в любой возрастной группе.

Пальчиковые игры носят благоприятный оздоровительный эффект. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Любые приемы пальчиковых игр - постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж - несут ребенку только здоровье. Они увлекают малышей и приносят им радость.

Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Пальчиковые игры детям очень нравятся.

Обязательный компонент ежедневной физкультурно-оздоровительной работы – дыхательная гимнастика.

Она обычно является составной частью утренней гимнастики, физкультурных занятий. А может проводиться и как отдельный вид работы. Существуют специальные комплексы дыхательных упражнений и дыхательные методики.

Это профилактический вид работы. Способствует укреплению здоровья детей, повышению жизненного тонуса детского организма.

Дыхательная гимнастика может проводиться как без предметов, так и с предметами.

Решению задач по укреплению здоровья детей в детском саду способствует ежедневная гимнастика после сна с обязательным хождением по коррегирующим дорожкам. 

Основная цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей. Приучить их разминаться после сна, а также обеспечить профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

Добиваться стабильных успехов общими усилиями воспитателя, медиков, узких специалистов было бы невозможно, если не уделять внимание работе с родителями.

Обязательны для проведения групповые и индивидуальные консультации для родителей по сохранению здоровья детей, родительские собрания и акции.

В ДОО всегда отмечаются общенародные праздники: 9 Мая, 8 Марта, а также Новый год и выпуск детей в школу. В программу каждого праздника включаются физические упражнения, пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на музыкальных и других занятиях, а также и на физкультурных.

Движения, включенные в программу праздника должны быть хорошо знакомы детям и проводиться так чтобы было весело и интересно зрителям и исполнителям. Подвижные игры подбираются с элементами соревнования и должны соответствовать содержанию праздника. В программе праздника должно быть предусмотрено чередование движений с отдыхом.

В течение года 2-3 раза должны проводиться физкультурные праздники.

В празднике могут участвовать одна или несколько одновозрастных групп, а также дети разных возрастов. Чтобы дети не переутомлялись, нужно дозировать упражнения (с учетом особенностей каждого возраста) и не превышать установленные нормы длительности праздника (не более 50мин.).

Безусловно, эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов. Выбор метода зависит от содержания образовательной деятельности, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

В физическом развитии дошкольников применяются две группы методов:

— специфические, то есть методы, которые характерны только для процесса физического развития;

— общепедагогические, то есть методы, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

Специфические методы:

1. Метод строго регламентированного упражнения. Сущность этого метода заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точной нагрузкой по объему и интенсивности. Также точно дозируются интервалы отдыха между упражнениями. Благодаря этому методу обеспечиваются оптимальные условия для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.

2. Игровой метод. Предполагает использование упражнений в игровой форме. В процессе игровых действий развиваются познавательные способности, морально-волевые качества, формируется поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

3. Соревновательный метод. Включает применение упражнений в соревновательной форме. Повышает интерес к физическим упражнениям, способствует их лучшему выполнению. У дошкольников развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.

4. Метод круговой тренировки. Заключается в том, что ребенок, передвигаясь по заданному кругу, выполняет определенные упражнения или задания. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При помощи этого метода физическая нагрузка воздействует на различные мышцы, органы и системы организма.

Общепедагогические методы:

Словесные методы применяются для того, чтобы способствовать осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений.

К данной группе методов относятся:

— название упражнения;

— описание;

— объяснения;

— указания;

— команды;

— вопросы к детям и др.

Практические методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности. Они обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия.

К практическим методам относятся:

— показ физических упражнений;

— имитация, то есть подражание действиям животных, птиц, явлениям природы и общественной жизни.

Физическая культура является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в facebook


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методика работы с детьми в подготовительной группе по театрализованной деятельности".

Консультация для педагогов "Методика работы с детьми в подготовительной группе по театрализованной деятельности"....

Консультация для педагогов « Методика работы с родителями по вопросам безопасного поведения в быту"

Профилактика детского травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних...

Консультация для педагогов "Организация работы в ДОУ по развитию социально-нравственных качеств дошкольников"

Использование современных форм организации работы с воспитанниками и родителями по формированию социально-нравственных качеств дошкольников....

Консультация для педагогов : «Методика В. А. Кайе в развитии пространственного и творческого мышления у дошкольников»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...