Консультация для педагогов « Методика работы с родителями по вопросам безопасного поведения в быту"
консультация на тему

Белик Ольга Васильевна

Профилактика детского травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних детей грамотных и дисциплинированных пользователей бытовыми благами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_po_obzh.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

                                                   МБДОУ ДСКВ №7 с. Кухаривка:  Белик О.В.

Консультация для педагогов

« Методика работы с родителями по вопросам безопасного

 поведения в быту   

Профилактика детского травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних детей грамотных и дисциплинированных пользователей бытовыми благами.

Сотрудничество с родителями  не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя  перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно - образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил поведения в быту может произойти происшествие.

Самостоятельно и в полном объёме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний гражданин. Конституция РФ определяет возраст совершеннолетия и дееспособности с 18 лет. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 1073) именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причинённый действиями своего ребёнка.

В соответствии со ст. 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний обвиняемый в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несёт ответственность за причинённый вред на общих основаниях. Но в случае, если он не имеет доходов или другого имущества, достаточного для возмещения вреда, вред этот может быть возмещён его родителями, которые и привлекаются к участию в деле в качестве гражданских ответчиков. Таким образом, если по вине ребёнка совершено происшествие, в котором пострадали люди и разбит автомобиль, то отвечать по закону придётся его родителям!

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы> с родителями, которые сами зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным < предупреждениям и даже к наказаниям.    

                  Такой метод не дает эффекта. Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого в быту приводит к таким же явлениям и у детей.

Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о поведении в быту не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение правил должно быть доведено до автоматизма, т.е. принятие решения в сиюминутной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения в быту.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности поведения в быту, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

     Направления работы с родителями по профилактике детского травматизма:

- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил безопасного поведения в быту и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков;

- выработка плана совместных действий;

- пропаганда безопасного поведения в быту средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения детей дома;

- повышение уровня компетентности взрослых в знании правил безопасного поведения в быту;

- ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия детей информации по основам безопасности поведения;

- активизация  участия родителей в педагогическом процессе дошкольного  учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их  профессионального опыта медицинского работника, сотрудника полиции;

- приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;

- ознакомление с результатами мониторинга динамики детского травматизма в быту в районе, городе;

- изучение общественного мнения по проблемам безопасности поведения в быту и реализации мероприятий по профилактике травматизма;

- привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

- повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками ОУ;

- совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи по профилактике  детского травматизма.

     Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам безопасного поведения в быту.

Большое внимание в саду  должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям безопасного поведения в быту родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения школьники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве школы и дет.сада у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения дома на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка быть аккуратнее в быту станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского бытового травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей в быту.

В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

Активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми  изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр повышает их ответственность.

Формы работы с родителями.

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

Анкетирование родителей «Обучаем детей Правилам безопасного поведения в быту»

Цель: - выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту,

- выявление знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и

психофизиологических особенностей,

- выявление знаний самих родителей о правилах безопасного поведения в быту,

- выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей в быту, с приглашением работников милиции, медиков.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Дом-территория безопасности для детей».

4. Педагогический совет с участием родителей Тема: Безопасность и здоровье наших детей.

Цель: использование педагогами продуктивных методов воспитания и обучения, способствующих  гармонизации детско-родительских отношений. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта их индивидуальных потребностей.

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту).

6. Проведение методической недели «Добро пожаловать в страну домашних наук»

7. Практический семинар «Обучение Правил безопасного поведения в быту посредством игр».

8. Презентация материалов для родителей.

9. Фотовыставка.

10. Консультации:

-«Как научить ребенка не попадать в опасные ситуации в помещении»

-«Вы, ребенок и дом»

-Показ открытых мероприятий

-Родительские собрания

11. Выпуск буклетов «Воспитание навыков и привычек безопасного поведения»

12. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка умению ориентироваться в своём доме.

Содержание уголков для родителей по изучению правил безопасного поведения в быту.

Основная цель создания уголка безопасности поведения в быту – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения в быту. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» поведения. Оформляя такой уголок, преподаватель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя дома одни  некомфортно.

Уголок может быть оформлен так:

     -   единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см);

    -   набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации;

     Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги.

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам безопасного поведения в быту, уголок для родителей должен содержать:

1.  информацию о состоянии бытового  травматизма в городе;

2. причины бытового травматизма с участием детей;

3. рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению в быту;

4.перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний;

 5. рассказы детей о поведении в быту.

Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения в быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методика работы с родителями"

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Установление доверительно-деловых контактов между педагогами ДОУ и родителями дошкольников.Сегодня мы рассмотрим подробнее все стороны общения педагога с родителями.Итак, интерактивная ст...

Консультация для педагогов «Валеологическая работа с семьёй по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья ребёнка»

В материале описаны нетрадиционные формы и средства работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников, раскрыты формы и виды работы с семьей....

Консультация для педагогов "Методика работы с детьми в подготовительной группе по театрализованной деятельности".

Консультация для педагогов "Методика работы с детьми в подготовительной группе по театрализованной деятельности"....

Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно – речевого развития дошкольника

  В настоящее время отношения между воспитателями ДОУ и семьями воспитанников строятся на основе взаимодействия, главная цель которого – установление конструктивных взаимоотношений п...

Консультация для педагогов Методика работы по области «Физическое развитие»

Консультация для педагоговМетодика работы по области «Физическое развитие»...