ИНТЕРАКТИВНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
статья (средняя группа)

Пачина Елена Петровна

ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_roditelskoe_sobranie.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

                       Школа молодого воспитателя. Интерактивное родительское                            

                                                         собрание.

    « Искусство  воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врождённые способности и умения, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врождённых способностей и навыка необходимы ещё и специальные знания». ( К.Д. Ушинский)

      В Законе РФ « Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами для своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Но воспитывать детей не возможно без определённых знаний педагогики и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на малыша, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Воспитывая детей, необходимо учитывать следующее:

           - единство воспитательных воздействий со стороны всех взрослых;

           - понимание того ,что он должен знать и уметь  в этом возрасте.

    Но, как показывает практика ,родители часто  допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям .Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ его полноценной личности. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.

     Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам,  утратили своё значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Всё шире используются новые активные формы работы с родителями, позволяющие  вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка . Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит ( в основном) в вербальной форме – один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

     Слово « интерактивное» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это взаимный, « act»  - действовать. Термин «интерактивное» означает «способное взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо ( например с компьютером) или с кем либо ( например с человеком). На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини- группах, дискуссии, деловые, ролевые , имитационные игры и др.

      Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие: « Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю».

       Для того, чтобы применение интерактивных методов было эффективным, необходимо учесть некоторые условия :

- воспитатель не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений, но отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей : « Очень важно, что вы об этом сказали» ;

-некоторые родители могут испытывать чувство неловкости, маскируя его смехом, педагог не должен заострять на этом внимание, а проявить интерес к мнению родителей, выразить им благодарность за участие;

- воспитатель должен заинтересовать родителей, объяснить, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить некоторые ситуации дошкольной жизни, применить полученные знания и т.п.;

- педагог организует пространство, изменяет расстановку столов в группе (например поставив их полукругом) ;

- воспитатель выбирает оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия ( если родители ранее не принимали участие в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность).

     Использование интерактивных методов позволяет решить  несколько психолого – педагогических задач :

- прежде всего интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно : призывы педагога « высказать своё мнение», , «предложить свои варианты» , как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет воспитатель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе;

- интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания : оно становится особым пространством, наделённым специфическим смыслом и содержанием;

- их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами и другими специалистами ; специалист, организующий оригинальные , непривычные мероприятия вызывает уважение и интерес;

 - интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью  проясняются родительские ожидания ,представления, тревоги и страхи, причём, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности;

- применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого – педагогических знаний и навыков.

    Таким образом, от совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребёнке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том , что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего имеют гораздо меньше конфликтов с взрослыми и сверстниками.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с родителями (интерактивное родительское собрание)

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как изменить...

Конспект интерактивного родительского собрания "Дом мечты" (поддержание благоприятной психологической атмосферы в семье)

Это родительское собрание предполагает активное участие самих родителей в процессе размышления и поиске совместных решений. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести р...

Проект интерактивного родительского собрания.

Проект интерактивного родительского собрания. На пути к школе Старшая - подготовительная возрастная группа....

Интерактивное родительское собрание "Родной край"

Интерактивные формы работы с родителями....

Конспект интерактивного родительского собрания "Здоровый ребёнок -счастливая семья"

Интерактивное родительское собрание по вопросам оздоровления и закаливания детей....

Интерактивное родительское собрание по обучению грамоте для родителей детей подготовительных групп.

Интерактивное родительское собрание по обучению грамоте для родителей детей подготовительных групп....

Интерактивное родительское собрание в группе компенсирующей направленности 2 года обучения на тему: «Использование информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей»

Цель: Создание условий для использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.  Задачи: познакомить родителей с необходимостью соблюдать требования и правила...