ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ
статья

Жукарина Наталья Евгеньевна

В статье рассматирвается вопросы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Обобщен  опыт работы работы педагогического коллектива МБДОУ в рамках рабоы районного ресурсного цнтра "Светоч" по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Жукарина Наталья Евгеньевна,

Заместитель заведующего

МБДОУ  «Детский сад №167»

г. Нижний Новгород

E-mail: dou167nn@yandex.ru

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

С 2013 года педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по направлению - «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям». Цель деятельности - создание условий для осуществления духовно-нравственного развития всех участников образовательных отношений.

Задачи:

  1. Совершенствование предметно-пространственной среды;
  2. Организация взаимодействия с образовательными учреждениями в целях гармоничного, психического и духовно-нравственного развития детей;
  3. Внедрение новых проектных форм, предусматривающих активную практическую деятельность родителей и детей, осмысление ими своей деятельности;
  4. Создание организационно-материальных и психолого-педагогических условий для развития потребности в непрерывном самообразовании педагогов дошкольного учреждения, формирования творческой группы по обновлению содержания, форм и методов работы с детьми и родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Работа по данной теме была обусловлена необходимостью поиска решения следующих проблем: «Как повысить уровень мотивации родителей, их личностное участие в духовно-нравственном развитии дошкольников?», «Как возродить традиции и ценности семьи и семейного воспитания?», «Обязательно ли передавать из поколения в поколение традиции русского народа?»

        Для работы по данной теме педагогическим коллективом был разработан образовательный проект «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям через ознакомление с русской народной культурой».

        Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, социальные партнеры.

        Проект предусматривает реализацию мероприятий с включением всех участников образовательных отношений: педагогический коллектив, родительская общественность; дошкольники; социальные партнеры детского сада. К работе по духовно-нравственному воспитанию детей подключали и родителей наших будущих воспитанников, посещающих консультативный центр на базе детского сада «Дорогою добра».

        Работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям в течение учебного года осуществляется на основе включения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения программы «Истоки» (автор И.А. Кузьмин) и «Культура и творчество в детском саду» (автор А.В. Бородина).

Цель программы: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создание единого контекста духовно-нравственного воспитания и развития.

Особенность данной воспитательной программы:

  • непосредственное участие родителей в подготовке и проведении образовательных ситуаций;
  • использование активных форм развития, таких как проектная деятельность и работа в паре, способствующих проведению всеми участниками коммуникативных и управленческих навыков;
  • программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои Истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, аппликация).
  • универсальность программы в том, что она может быть интегрирована в различные комплексные программы, реализуемые в дошкольном образовании, существенно дополняя и обогащая их.

По насыщенности духовно – нравственными и эстетическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании. Главное в программе то, что она формирует жизненные ориентиры, возвращает нас к первоначальному контексту духовных ценностей, которые сложились в нашем Отечестве, учит на положительном примере. Программа активирует родителей на возрождение таких ценностей семьи как семейное чтение, ведение родословной семьи, проведение семейных праздников.

При реализации программы обязательным является следующее правило – содержание работы с детьми должно строиться на основе национально-культурного наследия, а формы работы должны учитывать национально-культурные традиции семей.

Программа может успешно использоваться в воспитании детей из семей, придерживающихся других религиозных и культурных традиций, так как она возрождает ценности присущие большинству традиционных культур – род, родители, Родина, семья, вера, надежда, любовь, мудрость, согласие, честь, достоинство и др.

В дошкольном учреждении программа реализуется в четырёх возрастных группах: младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет). В течении учебного года предусмотрено проведение 9 занятий в каждой возрастной группе. При проведении занятий активно используются различные формы фольклора, народные игры, материнская поэзия. В конце месяца проводиться итоговое занятие с участием родителей, на котором дети оформляют страничку альбома «Мои Истоки».

В младшей группе осуществляется первичное прочувствование социокультурных категорий – Слово, Образ, Книга. В первый год освоения программы с детьми рассматриваются темы: «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня», «Праздничная песня», «Любимый образ», «Образ света», «Добрый мир», «Добрая книга», «Любимая книга». Для детей младшей группе используется программно-методический комплект, состоящий из трех книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга».

В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. Дети осваивают социокультурные категории: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Рассматриваемые темы: «Дружная семья», «Домашнее тепло», «Дорога добра», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Праведный труд», «Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник». Для детей среднего возраста используются книги для активного развития: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово».

В старшей группе в связи с эмоциональным развитием дошкольников обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека – рассматриваемые социокультурные категории: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость». Темы занятий: «Верность родной земле», «Святая вера», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Доброе согласие», «Добрые друзья», «Добрые дела», «Мудрое слово», «Мудрые люди». В старшем дошкольном возрасте используется программно-методический комплект, состоящий из пяти книг: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».

В подготовительной группе осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций (традиции Слова, Дела, Образа, Праздника), как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской культуры. Рассматриваются темы: «Сказочное слово», «Путь-дорога», «Жизненный путь», «Светлый образ», «Великий чудотворный образ», «Старание и терпение», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции», «Книга – праздник души». Для проведения занятий программно-методический комплект включает книги: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

Для работы по приобщению детей к духовно - нравственным ценностям в детском саду созданы следующие условия:

  1. Функционирует изостудия, на базе которой реализуется проект «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям через ознакомление с русской народной культурой», организуются выставки детского, семейного творчества.
  2. В группах, где реализуется выше перечисленный проект, созданы «Уголки старины», где организуются тематические беседы с дошкольниками.
  3. Музыкальный зал, в стенах которого дети знакомятся с истоками народного фольклора, русской классической и народной музыки.
  4. Физкультурный зал, спортивная площадка дают возможность воспитывать русских богатырей.
  5. Медицинский кабинет, зал ЛФК, правильно организованное сбалансированное питание позволяют нашим  воспитанникам расти не только здоровым телом, но и духом.

Организационно-методические условия:

  • наличие книг для активного развития по программе «Истоки» (автор И.А. Кузьмин) и «Культура и творчество в детском саду» (автор А.В. Бородина) на тех группах, где реализовывается проект.
  • методических разработок «Реализуем программу ««Культура и творчество в детском саду» (конспекты занятий; перспективное планирование; создание картотеки игр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников; работа с родителями, методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в группах;
  • в систему методической работы введены формы, повышающие компетентность педагогов по вопросам приобщения детей к духовно-нравственной культуре - «Школа педагогического мастерства», работа творческой группы по инновационной площадке.

Формы работы с родителями воспитанников:

  1. Консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня»,
  2. Разработка и презентация семейных проектов «Где русская песня поется, там весело живется», «Разноцветные сказки».
  3. Спортивные праздники «Самая спортивная семья», «Русские богатыри»
  4. Проведение народных праздников («Праздник урожая», «Рождество», «Масленица»)
  5. Выезд совместно с родителями и сотрудниками ДОУ в Музей художественных промыслов, посещение экскурсий «Нижегородская народная игрушка», участие в мастер - классах «Тряпичная кукла», «Валяние валенка»
  6. Родительское собрание «Народные традиции семейного воспитания»
  7. Организация совместных творческих домашних заданий
  8. Выставки поделок: "Руками наших бабушек»
  9. Тематические выставки на тему: «Увлекательные путешествия по родному городу»
  10.  Составление  родословной «Древо моей семьи»
  11.  Анкетирование.

Работая с родителями, мы стремимся обратить их внимание на педагогический потенциал традиционной народной культуры, понять ее глубинный смысл и привить этнокультурные традиции в своей семье.

Работа дошкольного учреждения по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям позволяет:

  • повышать эффективность и качество воспитательно-образовательного процесса;
  • осваивать воспитателям, дошкольникам и их родителям систему социокультурных категорий и ценностей;
  • развивать базовые качества личности у ребенка дошкольного возраста (воля,  мышление, совесть) и коммуникативные умения (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию);
  • развивать управленческие способности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
  • развивать речевое взаимодействие (увеличение количества и объема высказываний) и мотивацию к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
  • обеспечивать преемственность всех ступеней образования.

В 2013-2020 учебном году в рамках деятельности по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям детский сад принял участие:

  • во Всероссийском конкурсе творческих работ «Мир на ладони»– 2015»;
  • в фестивале «Вифлеемская звезда-2015, 2016», проводимый православным Приходом Церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Молитовского благочиния Нижегородской епархии;
  • в епархиальных конкурсах детского творчества «Свет Рождественской звезды», «Красота божьего мира», «Пасха - красная», «Мамочка - мой ангел»

Опыт работы дошкольного учреждения был представлен в 2019 году:

перед слушателями района и области на базе ГБОУ НИРО (курс по духовно- нравственному воспитанию Кольцовой И.Н.) обобщение опыта работы воспитателя Малютиной Т.А. в форме компьютерной презентации «Воспитание  у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с народной культурой и традициями родного края».

Список литературы:

  1. Бударина Т.А., Знакомство детей с русским народным творчеством.

– С-П., 2010.

  1. Железнова Е.Р., Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. – С-П., 2011.
  2. Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.
  3. Картушина М.Ю., Русские народные праздники в детском саду. – М., 2006.
  4. Куприна Н.Г., Народная педагогика в современном дошкольном воспитании. М., 2008.
  5. Народные подвижные игры, Дошкольное воспитание № 6, 1990, стр.28.
  6. Натарова В.И., Карпухина Н.И. и др., Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж, 2005.
  7. Николаева С.Н., Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников.  М., 2010.
  8. Николаева С.Р., Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками.  М., 2009.
  9. Нурия Т., Большая книга игр для детей от 3 до 10 лет. Обучение через развлечение. Практическое руководство для родителей. М., 2009.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям  русского народа» ...

Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям

В статье раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программ...

Мастер - класс «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».

Сценарий проведения мастер – класса «Приобщение  детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям»....

Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края

Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и духовно - нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности...

Православные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям

Православные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям...