Мастер - класс «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».
методическая разработка ( группа) по теме

Желябовская Наталья Юрьевна

Сценарий проведения мастер – класса «Приобщение  детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию  мастер – класс «Приобщение  детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».

     Дошкольное детство – уникальный период  активного, стремительного развития внутреннего мира ребенка, возникновения отношений с миром внешним, открытия и познания его во всем многообразии.  Духовно-нравственное воспитание присутствуют во всех сферах деятельности дошкольников, оно формирует память, творческие процессы, логическое мышление и физические качества.  Это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
 Ведущая идея  моей деятельности - раннее  духовно-нравственное воспитание, способствующее всестороннему развитию дошкольников. Любовь, добро, красота, истина – высшие ценности должны становиться целью развития творческих начал каждого ребенка. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.  Духовное развитие и становление личности ребенка происходит путем присвоения им культурного наследия и опыта народа в процессе предметно-практической деятельности, усвоения норм социально-этических, гуманистических взаимоотношений, способов мышления.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветки воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Конечно же помочь ребенку в его духовно-нравственном становлении во многом призвана семья.

    Я использую  различные виды деятельности и формы работы с детьми, нетрадиционные формы работы с родителями, способствующие успешному решению задач духовно-нравственного развития.  Но самым главным для  меня  остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Постановка проблемы мастер-класса - Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого  воспитателя. Как воспитать? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все. Но именно он волнует меня.  Уверена, что этот вопрос волнует и Вас.

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Каждый ребенок должен расти в счастливой семье.

Но прежде чем продолжить наш разговор, давайте  построим дом для счастливой семьи ,  из самых главных и значимых 7 слов, в котором будут жить только ….. Назовите, пожалуйста эти слова.

Обратите внимание,  ваше мнение совпало с  главными и значимыми словами каждой счастливой семьи (любовь, дети, забота, терпение, ответственность, уважение, доброта).

Согласитесь, что в  каждой  семье существуют свои семейные традиции. К сожалению, в современном мире  многие  из них утрачены, но одна волшебная традиция  сохранилась  и в наше время. Как вы думаете какая? (встреча Нового года).

Приглашаю Вас принять участие  в  которая наводит на глубокий смысл ценностей, приоритетов для семьи.

Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества (показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья (Фоном звучит народная песня)

Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей.

Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на четыре группы:

«Малыши»;

«Дети»;

«Родители»;

«Бабушки и дедушки».

(собравшиеся делятся на подгруппы, каждой подгруппе раздаются медальки).

Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.

Что ж, и нам нечего без дела сидеть!

Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. Одной из семейных  традиций в канун Нового года  было  украшать новогоднюю елку. (выношу елку).

На сегодняшних посиделках всем членам нашей большой семьи —  свое «задание», свой «урок».

«Дети»— выбирают елочные украшения (игрушку)  из фольги.

«Бабушка» —игрушку-куколку из ткани, ниток.   1

«Папа»  -  варежки

«Дедушка»  - деревянные свистульки и украшают ими новогоднюю  елку.

«Мама» — изготавливает   пирог из слоеного теста    

 (работа проводится под мелодичную музыку).

Украшение елки уже давно стало приятной предновогодней традицией. Мы вешаем на мохнатые еловые ветви шары, игрушки и ленты, не задумываясь о том, в каком порядке развешаны новогодние украшения, чаще всего руководствуясь идеей красоты. Однако украшение ели имеет сакральное значение, и об этом очень важно знать, чтобы Новый год прошел с максимальной пользой для всей семьи.

Задумывались ли вы о том, почему на Новый Год украшают именно ель?!

Все не случайно, ведь ель имеет сакральное значение во многих культурах. С глубокой древности у славян вечнозеленые деревья символизировали вечную жизнь и считались вместилищем сакральной жизненной силы.

Наши предки верили, что особая энергия этих деревьев помогает обрести благополучие/

Поэтому, наряжая елку в Новый Год, мы не просто создаем себе хорошее настроение, мы творим свою судьбу. Если подойти к этому процессу осознанно, то можно превратить свою домашнюю ель в символ Мирового Древа, у подножия вы сможете обратиться к Высшим Силам и быть услышанными.

Поэтому только от нас зависит, как мы начнем свой Новый Год, какие семена положим в почву настоящего.

Готовьтесь к Новому Году осознанно и с радостью, позволяйте своим желаниям сбыться!

Широко использую народные игры. Это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Воспитательное значение народных игр огромно.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.   Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались  игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад.  Дети  разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. Много игр – хороводов русский народ проводил во время  народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

Предлагаю Вам   поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

 Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

   Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к  «солнцу», а кто к – «луне».

   Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.

КОММЕНТАРИИ: такие игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических  ценностей общества.

Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки, игра на музыкальных инструментах всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья. В совместной проекте «Самодельные шумовые музыкальные инструменты» дети  вместе с родителями изготовили самодельные шумовые музыкальные инструменты.  С помощью этих инструментов дети  озвучивают героев сказок, создали шумовой оркестр и музыкальный театр для малышей.

И сейчас нашей большой и  дружной  семье я предлагаю  исполнить русскую народную мелодию

А какой же новогодний праздник без  хоровода.

Собирайся народ в хоровод

Кто работы не боится тот   и пляшет и поет.

Играя с детьми в русские народные игры я стараюсь  добиваться следующих результатов: у детей   возрос  интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности.  Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось  умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.

Становится ясным  глубинный смысл народной игры . Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. В них  сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя человеческие ценности.  

Вопрос: Как Вы думаете чем сопряжены такие игры? (неразрывно связанно с чем то)

Ответы аудитории: радостью, весельем, ощущением свободы, большим эмоциональным подъемом.

Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни.

И в заключении,   я попрошу Вас  высказать свое мнение, что обозначает словосочетание - УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ.

- Интересно, почему нужно запоминать какие-то узелки?
- Кто слышал это выражение?

Очень-очень давно, когда люди ещё не умели ни писать, ни читать и не знали ни одной буквы, они использовали палочку или верёвку, к которой был привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были различными по форме, по-разному размещались на верёвке, каждый узелок имел своё условное значение. С их помощью древние народы могли передать какое-то сообщение, о чём-то сказать своим соседям и друзьям, запомнить что-то важное. Выражение «узелки на память» осталось в языке. Оно используется тогда, когда люди хотят сказать: «Запомни! Это важно!».

Я бы очень хотела,  чтобы Вы надолго запомнили нашу встречу и еще раз убедились, что выбранная мной тема «Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям» очень важна и крайне актуальна!

  

Уважаемые коллеги, если вы воспользуетесь хотя бы одним из фрагментов Мастер – класса, то возьмите улыбающееся солнышко, унося с собой полезную для вас информацию. Мы будем благодарны, если грустное солнышко никому не понадобиться. Спасибо за совместную плодотворную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края

Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и духовно - нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности...

Православные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям

Православные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

В статье рассматирвается вопросы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Обобщен  опыт работы работы педагогического коллектива МБДОУ в рамках рабоы районного ресурсного цнтра ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»

Мастер - класс«Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»  Ростокина Евгения Сергеевна...