Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям
статья по теме

В статье раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программы и в развитии личности ребенка-дошкольника. Авторы описывают формы работы с детьми, педагогами и родителями по реализации задач духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_n.f.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным  социокультурным ценностям

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации  направлен на решение ряда задач, в том числе:

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.

Наше дошкольное учреждение находится на территории музейно-просветительского православного комплекса Всероссийского значения «Сергиевская слобода», что в большей степени определило направление нашей работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию, что было поддержано и родителями, и педагогами.

В основе духовно-нравственного воспитания детей лежит получение знаний о своей семье, городе, стране, в которой они живут, сохранение традиций и накопление соответствующих материалов, оформляющихся как мини-музеи в дошкольных группах. Дети получают возможность увидеть предметы старинной утвари и старинной одежды; в «избе» слушают народные сказки, поют колыбельные песни, знакомятся с обычаями русского народа. Работая с книгами, как в группах, так и в детской городской библиотеке, воспитатели обращают внимание на иллюстрации, содержание произведений, также на описание положительных поступков и подвигов героев.

В учреждении создаются необходимые условия для образовательного процесса в рамках изучаемого содержания: сенсорная комната, физкультурный и музыкальный залы, зимний сад, изостудия, спортивная площадка и др.

Реализуя задачи духовно-нравственного воспитания детей, педагоги подбирают наиболее эффективные формы по всем направлениям образовательного процесса: познавательному, речевому, художественно-эстетическому и др. В процессе такой работы важно создавать условия для накопления и обогащения нравственного опыта во всех его проявлениях, такие условия естественным образом создаются в коллективных формах организации детской активности.

Традиционными для нас стали экскурсии в краеведческий музей, музей Николо-Знаменского храма; создание коллективных работ: рисунков, аппликаций, коллажей, сюжетов из природных материалов и т.п.; участие в выставках детских рисунков и поделок, организуемых епархией; реализация проектов: «Встречи с интересными людьми», «Наши славные дела», «Моя страна», «Мой город Бор», «Моя семья» и др.

Для духовно-нравственного воспитания невозможно выделить строго регламентированное время; оно происходит каждый час, каждую секунду. Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которой строится весь образовательный процесс.

Воспитатель ежедневно устанавливает душевную и духовную связь с ребёнком, от его педагогического мастерства зависит личностное развитие ребенка, успешность его социализации. Педагог в детском саду должен пробуждать познавательную активность ребенка, поддерживать его созидательную инициативу и уметь направлять ее в нужное русло, формировать общественное мнение, ориентированное на общечеловеческие духовные ценности. Не у каждого воспитателя и не сразу получаются такие контакты с детьми, поэтому одной из задач методической работы с кадрами является повышение уровня их личной ответственности за каждого воспитанника, информационной и технологической компетентности.

Наиболее подходящими для этого являются семинары – практикумы, круглые столы, аукционы педагогических идей, тренинги общения – помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Некоторые педагоги демонстрируют свой опыт коллегам на открытых просмотрах различных форм работы с детьми, на мастер-классах. Эффективны в плане повышения мастерства воспитателей и смотры-конкурсы, организуемые как внутри детского сада, так и участие в мероприятиях, организованных другими службами.

Подключаем к нашей общей работе по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей наших воспитанников: через информационные стенды постоянно извещаем о событиях каждого дня в детском саду, радуем их достижениями детей и ведем индивидуальные беседы о замеченных проблемах и отклонениях в их развитии. Организуем обучение родителей способам взаимодействия с детьми по реализации образовательной программы в контексте решения задач духовно- нравственного воспитания.

Формы работы используем разнообразные, но наибольший эффект дают дни открытых дверей, проблемно-тематические семинары по вопросам духовно-нравственного воспитания, совместные творческие дела и индивидуальные беседы «Штрихи к портрету», когда родители получают объективную информацию о своем ребенке, его статусно-ролевых характеристиках в коллективе детей. В течение учебного года сами родители предлагают тематику встреч с педагогами ДОУ, которые впоследствии перерастают в «Клубы», объединяющие семьи разных возрастных групп по интересам («Умелые руки не знают скуки», «Поговори со мною, мама», «Как стать Ариной Родионовной»).

Своим опытом по духовно-нравственному направлению мы делимся через средства массовой информации, методические объединения для педагогов городского округа город Бор:

-«Модель образовательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями на основе ФГОС по духовно-нравственному воспитанию»

-«Программно – методическое обеспечение ОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; программа А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду»

-«Вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования по духовно- нравственному дошкольному образованию и воспитанию».

Углубленная работа по духовно-нравственному направлению позволяет создать реально функционирующую систему духовно-нравственного образования в дошкольном образовательном учреждении, построенную на ценностях отечественной культуры и отвечающую потребностям развития целостной личности ребенка, которая надежно позитивной социализации дошкольников.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М.: УЦ Перспектива, 2011г., 296 с.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Детство-Пресс, 2007.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое  воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Растим патриотов России).
  4. Потаповская О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. –Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2012. Вып. 3 (26) с.43-67.
  5. Федеральный государственный стандарт  дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.- 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».

Сценарий проведения мастер – класса «Приобщение  детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям»....

Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края

Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и духовно - нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности...

Православные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям

Православные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

В статье рассматирвается вопросы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Обобщен  опыт работы работы педагогического коллектива МБДОУ в рамках рабоы районного ресурсного цнтра ...