Конспект НОД "Волшебное стекло"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бондаревская Наталья Константиновна

Задачи: познакомить детей с рукотворным материалом - стеклом, рассказать о некоторых его свойствах и качествах. Познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом. Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. Развивать память, воображение, мышление, речь.

 

Ход.

Воспитатель организует сюрпризный момент - выставляет различные стеклянные предметы: стакан, лампочка, вазочка, бутылка, банка, очки, бусы…

(Дети с интересом рассматривают стеклянные предметы).

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

(Дети, развивая воображение и логическое мышление, стараются ответить правильно)

Воспитатель:

На окошках - простое,

А в бутылочках - цветное,

Не бежит, не льётся,

Ударить - разобьётся. (Стекло)

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь. (Стекло)

Воспитатель: Правильно ребята, это стекло. ●1

 

Воспитатель: Хотите попасть в лабораторию стекла?

(Дети с интересом и удовольствием соглашаются отправиться в лабораторию стекла).

Воспитатель: Тогда надевайте "специальный пропуск" (стеклянная бусина на тесьме) на шейку.

(Дети надевают "пропуск" в лабораторию).

Воспитатель объявляет детям о том, что разговор пойдет о стекле, которое всем хорошо известно. Сегодня стеклом никого не удивить.

(Дети в ожидании чего-то интересного, нового и необычного, слушают рассказ воспитателя).

Воспитатель: Что вам приходит на ум, когда вы слышите слово "стекло"?

(Дети, включая воображение и память высказывают свои соображения).

Воспитатель рассказывает детям историю возникновения стекла, сопровождая показом видеоролика. (№1 и №1а)

(Дети внимательно слушают рассказ воспитателя и с интересом смотрят небольшой фильм). (Ролик 1)

Воспитатель: Стекло - это хорошо известный всем материал. Способ получения стекла человек придумал очень давно. Археологи во время раскопок нашли стеклянную бусинку, которой уже больше тысячи лет. Так обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляются. Хотя песок и добавки непрозрачны, при расплавлении получается прозрачная паста. Из неё вытягивают листы. Эти прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы.

Воспитатель: Ребята, люди наших профессий работают со стеклом? (Стекольщики).

Воспитатель: А ещё очень интересная работа у стеклодува. Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы, графины, игрушки, различные фигуры людей и животных, цветы. (Ролик 1а)

 

Воспитатель организует дидактическую игру.

(Дети с удовольствием соглашаются поиграть).

Воспитатель: Вы любите играть в прятки? Хотите поиграть?

(Дети закрывают глаза).

Воспитатель: Сейчас я буду прятать деревянную матрёшку, а вы должны будете догадаться, где она. (На разносе стаканы, стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый, пластиковый).

(Дети внимательно слушают звук падающей матрёшки в стакан и определяют, в каком она стакане. Объясняют, почему они так считают).

 

Воспитатель предлагает ещё раз проверить прозрачность стекла.

(Дети опускают мелкую игрушку в прозрачный стакан, видят их сквозь стекло и смотрят друг на друга через стакан).

Воспитатель: Почему мы видим то, что лежит в стакане?

Дети: Потому, что стекло прозрачное.

Воспитатель выставляет картинку - символ (1).

(Дети смотрят на картинку-символ и запоминают первое свойство стекла).

Воспитатель: А где ещё люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство прозрачность?

Дети: Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, очки, термометр, стекла вставляют в рамы окон, лампочки, люстры и т.д.

Воспитатель: Хорошо, что люди придумали стекло. Что было бы, если у нас в группе не было стеклянных окон?

Дети: Было бы темно, не было б солнца и света в группе, не видели б через окно природу, людей.

Воспитатель: Но стекло бывает не только светлым, но и цветным. Если в раскаленную жидкую смесь добавить специальные краски, то стекло станет цветным. (Выставляет картину-символ (2).

(Дети внимательно слушают пояснения воспитателя, называют изделия из цветного стекла, которые стоят у нее на столе и у них на картах. Определяют их цвет (зеленый стакан, синий графин и т.д. Закрепляют "цветное стекло").

 

Воспитатель просит детей взять в руки стеклянные предметы, которые находятся на столах и сказать, какие они на ощупь?

(Дети тактильно используют стеклянные предложенные предметы и называют ещё свойства стекла).

Воспитатель: Какое ещё есть свойство у стекла?

Дети: стекло - гладкое, холодное, скользкое.

Воспитатель выставляет картинку-символ "гладкое стекло". (3)

(Дети запоминают значение картинки символа).

Воспитатель: А почему я назвала зеркало стеклом?

(Дети пытаются ответить, размышляя логически).

Воспитатель включает ролик.

Воспитатель: Фиксик объясняет вам, как получают зеркало из простого стекла.(№2)

(Дети с удовольствием и большим интересом смотрят видеоролик).

 

Активизирует детей в двигательной паузе "Мы посуду перемыли".

(Дети выполняют движение весело в соответствии со словами текста стихотворения).

Воспитатель демонстрирует следующее свойство стекла - наливает воду в стакан.

(Дети наблюдают за действиями педагога).

Воспитатель: Скажите, стакан пропускает воду?

(Дети: Нет, стеклянный стакан воду не пропускает).

Воспитатель: Правильно! Оно водонепроницаемое.(4)

(Дети повторяют, закрепляют и запоминают новое слово).

 

Воспитатель: Скажите, в какие сосуды из стекла можно наливать воду?

(Дети: Бутылочки, вазы, банки, бокалы,  тарелки, чайники, рюмки, термос и так далее).

Воспитатель: Правильно, а ещё стекло может  быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие.

(Дети вникают в объяснение воспитателя о толщине стекла).(5)

Воспитатель: Ребята назовите предметы из тонкого стекла.

(Дети, развивая воображение и память, отвечают на вопросы).

Дети: лампочка, вазы, бокал, окна.

Воспитатель: Хорошо, а теперь назовите предметы из толстого стекла.(6)

Дети: витрины магазинов, стаканы, жаростойкая посуда.

Воспитатель: А ещё к предметам из толстого стекла можно отнести лупу увеличительное стекло, а по научному оптическое стекло (словарная работа). Просит детей выполнить задание.

(Дети слушают пояснения педагога о лупе. Проговаривают, запоминают словарное слово "оптическое стекло". Указанные дети при помощи лупы читают текст, который написан мелким шрифтом).

Воспитатель: Как помогло нам оптическое стекло?

Дети: Оно увеличило буквы.

Воспитатель: И об этом нам опять расскажут всезнайки - Фиксики. (Включает видеоролик "Лупа"(№3).

(Дети внимательно смотрят видеоролик про лупу).

Воспитатель: Ребята, любое стекло будь оно тонким или толстым может расколоться от удара, нажима, падения. (Вывешиваем картинку-символ) (7)

Воспитатель: А мы будем проводить этот опыт сейчас? Почему? Как нужно относиться к предметам из стекла?

Дети: Потому, что оно -  хрупкое. Потому, что это опасно можно порезаться.

 

Воспитатель: Если же всё-таки стекло разбилось, что нужно делать?

Дети: Нужно позвать взрослых или собрать осколки при помощи веника и совочка.

Воспитатель предполагает провести ещё один опыт.

Воспитатель: Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте.

(Дети внимательно слушают воспитателя, затем берут в руки карандаши и ударяют по стенкам стеклянных предметов, сосудов.)

Воспитатель: Как звучит стекло? Какое оно? Дети: Стекло звонкое, звенящее.

Воспитатель: Звенящее.(8)

(Выставляем картинку-символ. ●2)

(Дети запоминают обозначение "звенящее").

 

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать мелодию знакомой песенки. А сыграю я вам её на стеклянных бутылочках. Вода, набранная в разном количестве, меняет тембр звука.

(Дети с удовольствием и с большим интересом слушают мелодию, издаваемую звоном стеклянных бутылок. Узнают мелодию детской песенки "В траве сидел кузнечик").

Воспитатель: Вам понравилось, как я играла? Спасибо!

(Дети благодарят за исполнение).

 

Воспитатель: А сейчас давайте повторим все свойства стекла. Какое бывает стекло?

(Дети, глядя на картинки-символы называют: прозрачное, цветное, гладкое, водонепроницаемое, тонкое, толстое, хрупкое, звенящее).

Воспитатель: А ещё, человек, используя такое качество стекла, как гладкость, придумал рисовать на нём специальными красками. И сейчас мы с вами нарисуем на стекле фото рамочки цветочек - и это будет нашим подарком мамам на 8 марта.

(Дети с удовольствием соглашаются проявить творчество в искусстве рисования по стеклу).

 

Активизирует в пальчиковой гимнастики "правая и левая".

(Дети весело "играют" пальчиками и руками в соответствии со словами текста).

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом наше занятие окончилось. Вам понравилось в лаборатории стекла? Покажите гостям свои рисунки.

(Дети гордые своими поделками и сложностью выполненной работы, демонстрируют гостям свои рисунки). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -volshebnoe_steklo-.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

"Волшебное стекло"

Задачи: познакомить детей с рукотворным материалом - стеклом, рассказать о некоторых его свойствах и качествах. Познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом. Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. Развивать память, воображение, мышление, речь.

Ход.

Воспитатель организует сюрпризный момент - выставляет различные стеклянные предметы: стакан, лампочка, вазочка, бутылка, банка, очки, бусы…

(Дети с интересом рассматривают стеклянные предметы).

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

(Дети, развивая воображение и логическое мышление, стараются ответить правильно)

Воспитатель:

На окошках - простое,

А в бутылочках - цветное,

Не бежит, не льётся,

Ударить - разобьётся. (Стекло)

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь. (Стекло)

Воспитатель: Правильно ребята, это стекло. ●1

Воспитатель: Хотите попасть в лабораторию стекла?

(Дети с интересом и удовольствием соглашаются отправиться в лабораторию стекла).

Воспитатель: Тогда надевайте "специальный пропуск" (стеклянная бусина на тесьме) на шейку.

(Дети надевают "пропуск" в лабораторию).

Воспитатель объявляет детям о том, что разговор пойдет о стекле, которое всем хорошо известно. Сегодня стеклом никого не удивить.

(Дети в ожидании чего-то интересного, нового и необычного, слушают рассказ воспитателя).

Воспитатель: Что вам приходит на ум, когда вы слышите слово "стекло"?

(Дети, включая воображение и память высказывают свои соображения).

Воспитатель рассказывает детям историю возникновения стекла, сопровождая показом видеоролика. (№1 и №1а)

(Дети внимательно слушают рассказ воспитателя и с интересом смотрят небольшой фильм). (Ролик 1)

Воспитатель: Стекло - это хорошо известный всем материал. Способ получения стекла человек придумал очень давно. Археологи во время раскопок нашли стеклянную бусинку, которой уже больше тысячи лет. Так обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляются. Хотя песок и добавки непрозрачны, при расплавлении получается прозрачная паста. Из неё вытягивают листы. Эти прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы.

Воспитатель: Ребята, люди наших профессий работают со стеклом? (Стекольщики).

Воспитатель: А ещё очень интересная работа у стеклодува. Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы, графины, игрушки, различные фигуры людей и животных, цветы. (Ролик 1а)

Воспитатель организует дидактическую игру.

(Дети с удовольствием соглашаются поиграть).

Воспитатель: Вы любите играть в прятки? Хотите поиграть?

(Дети закрывают глаза).

Воспитатель: Сейчас я буду прятать деревянную матрёшку, а вы должны будете догадаться, где она. (На разносе стаканы, стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый, пластиковый).

(Дети внимательно слушают звук падающей матрёшки в стакан и определяют, в каком она стакане. Объясняют, почему они так считают).

Воспитатель предлагает ещё раз проверить прозрачность стекла.

(Дети опускают мелкую игрушку в прозрачный стакан, видят их сквозь стекло и смотрят друг на друга через стакан).

Воспитатель: Почему мы видим то, что лежит в стакане?

Дети: Потому, что стекло прозрачное.

Воспитатель выставляет картинку - символ (1).

(Дети смотрят на картинку-символ и запоминают первое свойство стекла).

Воспитатель: А где ещё люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство прозрачность?

Дети: Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, очки, термометр, стекла вставляют в рамы окон, лампочки, люстры и т.д.

Воспитатель: Хорошо, что люди придумали стекло. Что было бы, если у нас в группе не было стеклянных окон?

Дети: Было бы темно, не было б солнца и света в группе, не видели б через окно природу, людей.

Воспитатель: Но стекло бывает не только светлым, но и цветным. Если в раскаленную жидкую смесь добавить специальные краски, то стекло станет цветным. (Выставляет картину-символ (2).

(Дети внимательно слушают пояснения воспитателя, называют изделия из цветного стекла, которые стоят у нее на столе и у них на картах. Определяют их цвет (зеленый стакан, синий графин и т.д. Закрепляют "цветное стекло").

Воспитатель просит детей взять в руки стеклянные предметы, которые находятся на столах и сказать, какие они на ощупь?

(Дети тактильно используют стеклянные предложенные предметы и называют ещё свойства стекла).

Воспитатель: Какое ещё есть свойство у стекла?

Дети: стекло - гладкое, холодное, скользкое.

Воспитатель выставляет картинку-символ "гладкое стекло". (3)

(Дети запоминают значение картинки символа).

Воспитатель: А почему я назвала зеркало стеклом?

(Дети пытаются ответить, размышляя логически).

Воспитатель включает ролик.

Воспитатель: Фиксик объясняет вам, как получают зеркало из простого стекла.(№2)

(Дети с удовольствием и большим интересом смотрят видеоролик).

Активизирует детей в двигательной паузе "Мы посуду перемыли".

(Дети выполняют движение весело в соответствии со словами текста стихотворения).

Воспитатель демонстрирует следующее свойство стекла - наливает воду в стакан.

(Дети наблюдают за действиями педагога).

Воспитатель: Скажите, стакан пропускает воду?

(Дети: Нет, стеклянный стакан воду не пропускает).

Воспитатель: Правильно! Оно водонепроницаемое.(4)

(Дети повторяют, закрепляют и запоминают новое слово).

Воспитатель: Скажите, в какие сосуды из стекла можно наливать воду?

(Дети: Бутылочки, вазы, банки, бокалы,  тарелки, чайники, рюмки, термос и так далее).

Воспитатель: Правильно, а ещё стекло может  быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие.

(Дети вникают в объяснение воспитателя о толщине стекла).(5)

Воспитатель: Ребята назовите предметы из тонкого стекла.

(Дети, развивая воображение и память, отвечают на вопросы).

Дети: лампочка, вазы, бокал, окна.

Воспитатель: Хорошо, а теперь назовите предметы из толстого стекла.(6)

Дети: витрины магазинов, стаканы, жаростойкая посуда.

Воспитатель: А ещё к предметам из толстого стекла можно отнести лупу увеличительное стекло, а по научному оптическое стекло (словарная работа). Просит детей выполнить задание.

(Дети слушают пояснения педагога о лупе. Проговаривают, запоминают словарное слово "оптическое стекло". Указанные дети при помощи лупы читают текст, который написан мелким шрифтом).

Воспитатель: Как помогло нам оптическое стекло?

Дети: Оно увеличило буквы.

Воспитатель: И об этом нам опять расскажут всезнайки - Фиксики. (Включает видеоролик "Лупа"(№3).

(Дети внимательно смотрят видеоролик про лупу).

Воспитатель: Ребята, любое стекло будь оно тонким или толстым может расколоться от удара, нажима, падения. (Вывешиваем картинку-символ) (7)

Воспитатель: А мы будем проводить этот опыт сейчас? Почему? Как нужно относиться к предметам из стекла?

Дети: Потому, что оно -  хрупкое. Потому, что это опасно можно порезаться.

Воспитатель: Если же всё-таки стекло разбилось, что нужно делать?

Дети: Нужно позвать взрослых или собрать осколки при помощи веника и совочка.

Воспитатель предполагает провести ещё один опыт.

Воспитатель: Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте.

(Дети внимательно слушают воспитателя, затем берут в руки карандаши и ударяют по стенкам стеклянных предметов, сосудов.)

Воспитатель: Как звучит стекло? Какое оно? Дети: Стекло звонкое, звенящее.

Воспитатель: Звенящее.(8)

(Выставляем картинку-символ. ●2)

(Дети запоминают обозначение "звенящее").

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать мелодию знакомой песенки. А сыграю я вам её на стеклянных бутылочках. Вода, набранная в разном количестве, меняет тембр звука.

(Дети с удовольствием и с большим интересом слушают мелодию, издаваемую звоном стеклянных бутылок. Узнают мелодию детской песенки "В траве сидел кузнечик").

Воспитатель: Вам понравилось, как я играла? Спасибо!

(Дети благодарят за исполнение).

Воспитатель: А сейчас давайте повторим все свойства стекла. Какое бывает стекло?

(Дети, глядя на картинки-символы называют: прозрачное, цветное, гладкое, водонепроницаемое, тонкое, толстое, хрупкое, звенящее).

Воспитатель: А ещё, человек, используя такое качество стекла, как гладкость, придумал рисовать на нём специальными красками. И сейчас мы с вами нарисуем на стекле фото рамочки цветочек - и это будет нашим подарком мамам на 8 марта.

(Дети с удовольствием соглашаются проявить творчество в искусстве рисования по стеклу).

Активизирует в пальчиковой гимнастики "правая и левая".

(Дети весело "играют" пальчиками и руками в соответствии со словами текста).

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом наше занятие окончилось. Вам понравилось в лаборатории стекла? Покажите гостям свои рисунки.

(Дети гордые своими поделками и сложностью выполненной работы, демонстрируют гостям свои рисунки).

Словарная работа: рукотворный материал, водонепроницаемое стекло, оптическое стекло, прочное, плотное прозрачное, хрупкое, гладкое.

Предметно-развивающая среда: различные стеклянные предметы - стаканы, игрушки, лампочка, вазочка, бутылка, очки, бусы, шарики стеклянные, палочки для проверки звонкости стекла.

Знать: свойства стекла - рукотворного материала, знать главное, составляющее для производства стекла - песок и высокая температура.

Иметь: представление о профессиях людей, работающих со стеклом - "стекольщики" и "стеклодув".

Уметь: бережно обращаться со стеклянными предметами; аккуратно и старательно рисовать по стеклу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование на стекле) в подготовительной группе "А вот и чудо на стекле."

Нетрадиционное рисование на стекле с детьми старшего дошкольного возраста. Увлекательное творчество с помощью своих пальчиков и пальчиковых красок + стекло. И это все, что вам понадобится для создания...

Учебно-исследовательская и творческая работа. Направление: Прикладное искусство. Роспись по стеклу. Тема работы: «ПАЛИТРА НА СТЕКЛЕ»

Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка п...

Мастер-класс по рисованию: гуашью на стекле "Волшебное стекло"

Введение:      В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.      Ребят захватывает сам процесс р...

Конспект ОД "Стекло и его свойства"

Конспект образовательной деятельности на тему "Стекло и его свойства". Включает в себя серию экспериментов по изучению свойств стекла....