Конспект ОД "Стекло и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

   Татьяна Юрьевна Бирева

Конспект образовательной деятельности на тему "Стекло и его свойства". Включает в себя серию экспериментов по изучению свойств стекла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ                                             В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  НА ТЕМУ «СТЕКЛО И ЕГО СВОЙСТВА»

                                          Бирева Татьяна Юрьевна, воспитатель

                     МДОУ Детский сад № 13  г. Лысково,  Нижегородская область

Цель: ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностями, изделиями из стекла.

Задачи:

обучающие:

-формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов;

-учить выявлять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала;

-ознакомить с техникой рисования на стекле;

-закрепить знания о правилах пользования стеклянной посудой

 развивающие:

-развивать познавательный интерес к предметному миру;

-развивать внимание, память, восприятие, наблюдательность, умение анализировать, связную речь;

-развивать желание детей проводить опытно-экспериментальную деятельность с предметами из стекла

-формировать умение соблюдать меры безопасности

 воспитательные:

-воспитывать дружеские отношения между детьми, умение выслушивать товарища;

-воспитывать бережное обращение со стеклянными предметами

 Оборудование:

изделия из стекла; стекло, гуашь, влажные и бумажные салфетки, стаканчик с водой, презентация «Чудо стекло», стеклянные пластинки

 

                                                                             Ход ОД

       (Взрослый подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы)

- Что это?  (дети называют)

- Из какого материала изготовлены эти предметы? (из стекла)

- Как их можно назвать одним словом? (Стеклянные)

                                                       Презентация «Чудо стекло»

                       (сопровождается рассказом взрослого об образовании стекла)

-Почти пять веков прошло с тех пор, как открылась людям тайна стекла. Шли по пустыне усталые путники. Наступила ночь. Решили они устроить привал. Развели костёр. А чтобы ветер не задул пламя, они обложили костёр кусками соды, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь. А в сердце его вершилось таинство слияния соды с песком. И родилось чудо! Твёрдый камень, прозрачный как воды ручья. Утром, на месте отгоревшего костра лежал на солнышке сверкающий кусочек. Люди впервые увидели стекло.

- Из каких материалов образовалось сверкающее стекло? (песок, сода)

- Много веков прошло с тех пор, люди научились варить стекло. Для того, чтобы сделать стекло, смешивают белый песок и соду. В специальной печи при высокой температуре их нагревают. Порошок превращается в вязкую тягучую смесь. Поэтому говорят «Стекло варить». Однако расплавленное стекло – это только ещё материал.

- Как же из расплавленного стекла можно получить такие изделия?

(Взрослый обращает внимание детей на стеклянные предметы.  Дети высказывают свои предположения)

- Мастер стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки шарик расплавленного стекла и выдувает из него пузырь. Выдувание стекла похоже на то, как выдувают мыльные пузыри через соломинку. Но тяжёл труд стеклодува. Печь обжигает лицо своим жаром. Сложно выдувать из стеклянной капли изделия. Специальным инструментом обрезают капли стекла. Затем мастер стеклодув придаёт капле нужную форму. Для изготовления бус и различных мелких изделий из стекла используют маленькие станки и инструменты.

                                    Физкультминутка «Стеклодувы»                                                                    Управляя раскалённой каплей (дети, имитируют действия стеклодува)

Облачая в форму вещество,

Создавая лебедя иль цаплю,

Стеклодув в любое существо

Жизнь вдохнёт. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)

Пара сизокрылых голубей,

И кокетливо уже гарцует

Рыжий конь, и шустрый воробей

Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,

А за ним охоту кот ведёт…

Стеклодув - он как кудесник редкий-

Хоть кого на свет произведёт.

 -Так какими же свойствами обладает стекло? Какое оно?

-Предлагаю стать настоящими учёными и исследовать стекло.

- Ребята, так как мы с вами сегодня ученые, давайте проведем несколько опытов.

                                                              Опыт 1.

-Как вы думаете, что произойдет, если мы  опустим игрушку в стеклянную банку?

-Нам с вами видна игрушка?

-А почему мы ее видим, как вы думаете?

-Значит, каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него игрушку?

-Стекло, какое? (Прозрачное.)

А где мы встречаем такое замечательное свойство стекла, как прозрачность?

-Вы знаете такие предметы? (окно, очки, банка, бутылка и др.)

-Давайте попробуем еще раз провести такой опыт, но теперь возьмем вот эту синюю вазу  и спрячем в нее игрушку.

- Мы с вами видим игрушку?

-Почему мы ее не видим?  

-Значит, каким еще свойством обладает стекло, что через него не видно игрушку?

-Стекло, какое? (непрозрачное)

-А еще, какое оно? (синее, цветное)

Вывод: Стекло может быть прозрачным и непрозрачным

                                                   Опыт 2.

Возьмите в руки одну стеклянную пластину, которая лежит у вас на столе. Положите её себе на ладошку.

-Что вы чувствуете? Какое стекло? (Холодное.)

-Проведите по нему пальчиком, какое оно? ( Гладкое.)

Вывод: Стекло может быть холодным и гладким 

                                                   Опыт 3.

-Ребята, как вы думаете, что произойдет со стеклянной пластиной, если её опустить в воду?

-Давайте проверим?  

-Опустите свои стеклянные пластинки в таз с водой.

-Что произошло? (Стекло утонуло.)

-Значит, каким еще свойством обладает стекло, если оно утонуло?

- Какое оно? (Тяжелое.)  

-А вы уверены, что оно тяжелое, может быть оно легкое?

- Предлагаю сравнить пластину стеклянную и деревянную. Ваши стеклянные пластины утонули, а я опускаю в таз с водой деревянную пластину.

-Что произошло? (дерево плавает.)

-Значит дерево, какое? (легкое.)

Вывод: Дерево — легкое, а  стекло — тяжелое.

                                                   Опыт 4.

 (Взрослый берет в руки стакан (банку, вазу), и чуть было не роняет)

- Ой! Ребята, а что бы произошло, если бы стакан упал? (разбился)

-А давайте попробуем это проверить? Хотите?

          (Взрослый заворачивает стекло в тряпочку и ударяет по нему молотком.)

-Посмотрите, открывает тряпочку, что произошло со стеклом? (оно разбилось.)

-Значит, каким еще свойством обладает стекло, что при ударе оно разбилось на куски?

-Какое стекло? (хрупкое)

Вывод: Стекло – хрупкое

-Ребята, предлагаю вам стать настоящими волшебниками, которые умеют творить чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла и очень хрупкое. И с его помощью мы сегодня будем учиться разным чудесам. Готовы? (да)

-Предлагаю закрыть  глаза и представить, что мы попали на полянку, на которой почему-то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего!

-Как же нам быть? (мы нарисуем цветочки и травку).

- Выберите цвет, который вам больше всего нравится. Обмокните в него свой пальчик и наполните нашу полянку волшебством.

Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями, использовать в одной композиции несколько цветов.

-А если вдруг что-то не получилось, стекло можно протереть мокрой губкой и нанести новый рисунок.

                                                    (дети самостоятельно рисуют)

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились со стеклом и его свойствами. Давайте о них вспомним?

- Стекло, какое? (прозрачное, непрозрачное, цветное, холодное и гладкое, тяжелое и хрупкое.)

-Молодцы!

   



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ                                             В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  НА ТЕМУ «СТЕКЛО И ЕГО СВОЙСТВА»

                                          Бирева Татьяна Юрьевна, воспитатель

                     МДОУ Детский сад № 13  г. Лысково,  Нижегородская область

Цель: ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностями, изделиями из стекла.

Задачи:

обучающие:

-формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов;

-учить выявлять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала;

-ознакомить с техникой рисования на стекле;

-закрепить знания о правилах пользования стеклянной посудой

 развивающие:

-развивать познавательный интерес к предметному миру;

-развивать внимание, память, восприятие, наблюдательность, умение анализировать, связную речь;

-развивать желание детей проводить опытно-экспериментальную деятельность с предметами из стекла

-формировать умение соблюдать меры безопасности

 воспитательные:

-воспитывать дружеские отношения между детьми, умение выслушивать товарища;

-воспитывать бережное обращение со стеклянными предметами

 Оборудование:

изделия из стекла; стекло, гуашь, влажные и бумажные салфетки, стаканчик с водой, презентация «Чудо стекло», стеклянные пластинки

 

                                                                             Ход ОД

       (Взрослый подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы)

- Что это?  (дети называют)

- Из какого материала изготовлены эти предметы? (из стекла)

- Как их можно назвать одним словом? (Стеклянные)

                                                       Презентация «Чудо стекло»

                       (сопровождается рассказом взрослого об образовании стекла)

-Почти пять веков прошло с тех пор, как открылась людям тайна стекла. Шли по пустыне усталые путники. Наступила ночь. Решили они устроить привал. Развели костёр. А чтобы ветер не задул пламя, они обложили костёр кусками соды, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь. А в сердце его вершилось таинство слияния соды с песком. И родилось чудо! Твёрдый камень, прозрачный как воды ручья. Утром, на месте отгоревшего костра лежал на солнышке сверкающий кусочек. Люди впервые увидели стекло.

- Из каких материалов образовалось сверкающее стекло? (песок, сода)

- Много веков прошло с тех пор, люди научились варить стекло. Для того, чтобы сделать стекло, смешивают белый песок и соду. В специальной печи при высокой температуре их нагревают. Порошок превращается в вязкую тягучую смесь. Поэтому говорят «Стекло варить». Однако расплавленное стекло – это только ещё материал.

- Как же из расплавленного стекла можно получить такие изделия?

(Взрослый обращает внимание детей на стеклянные предметы.  Дети высказывают свои предположения)

- Мастер стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки шарик расплавленного стекла и выдувает из него пузырь. Выдувание стекла похоже на то, как выдувают мыльные пузыри через соломинку. Но тяжёл труд стеклодува. Печь обжигает лицо своим жаром. Сложно выдувать из стеклянной капли изделия. Специальным инструментом обрезают капли стекла. Затем мастер стеклодув придаёт капле нужную форму. Для изготовления бус и различных мелких изделий из стекла используют маленькие станки и инструменты.

                                    Физкультминутка «Стеклодувы»                                                                    Управляя раскалённой каплей (дети, имитируют действия стеклодува)

Облачая в форму вещество,

Создавая лебедя иль цаплю,

Стеклодув в любое существо

Жизнь вдохнёт. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)

Пара сизокрылых голубей,

И кокетливо уже гарцует

Рыжий конь, и шустрый воробей

Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,

А за ним охоту кот ведёт…

Стеклодув - он как кудесник редкий-

Хоть кого на свет произведёт.

 -Так какими же свойствами обладает стекло? Какое оно?

-Предлагаю стать настоящими учёными и исследовать стекло.

- Ребята, так как мы с вами сегодня ученые, давайте проведем несколько опытов.

                                                              Опыт 1.

-Как вы думаете, что произойдет, если мы  опустим игрушку в стеклянную банку?

-Нам с вами видна игрушка?

-А почему мы ее видим, как вы думаете?

-Значит, каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него игрушку?

-Стекло, какое? (Прозрачное.)

А где мы встречаем такое замечательное свойство стекла, как прозрачность?

-Вы знаете такие предметы? (окно, очки, банка, бутылка и др.)

-Давайте попробуем еще раз провести такой опыт, но теперь возьмем вот эту синюю вазу  и спрячем в нее игрушку.

- Мы с вами видим игрушку?

-Почему мы ее не видим?  

-Значит, каким еще свойством обладает стекло, что через него не видно игрушку?

-Стекло, какое? (непрозрачное)

-А еще, какое оно? (синее, цветное)

Вывод: Стекло может быть прозрачным и непрозрачным

                                                   Опыт 2.

Возьмите в руки одну стеклянную пластину, которая лежит у вас на столе. Положите её себе на ладошку.

-Что вы чувствуете? Какое стекло? (Холодное.)

-Проведите по нему пальчиком, какое оно? ( Гладкое.)

Вывод: Стекло может быть холодным и гладким 

                                                   Опыт 3.

-Ребята, как вы думаете, что произойдет со стеклянной пластиной, если её опустить в воду?

-Давайте проверим?  

-Опустите свои стеклянные пластинки в таз с водой.

-Что произошло? (Стекло утонуло.)

-Значит, каким еще свойством обладает стекло, если оно утонуло?

- Какое оно? (Тяжелое.)  

-А вы уверены, что оно тяжелое, может быть оно легкое?

- Предлагаю сравнить пластину стеклянную и деревянную. Ваши стеклянные пластины утонули, а я опускаю в таз с водой деревянную пластину.

-Что произошло? (дерево плавает.)

-Значит дерево, какое? (легкое.)

Вывод: Дерево — легкое, а  стекло — тяжелое.

                                                   Опыт 4.

 (Взрослый берет в руки стакан (банку, вазу), и чуть было не роняет)

- Ой! Ребята, а что бы произошло, если бы стакан упал? (разбился)

-А давайте попробуем это проверить? Хотите?

          (Взрослый заворачивает стекло в тряпочку и ударяет по нему молотком.)

-Посмотрите, открывает тряпочку, что произошло со стеклом? (оно разбилось.)

-Значит, каким еще свойством обладает стекло, что при ударе оно разбилось на куски?

-Какое стекло? (хрупкое)

Вывод: Стекло – хрупкое

-Ребята, предлагаю вам стать настоящими волшебниками, которые умеют творить чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла и очень хрупкое. И с его помощью мы сегодня будем учиться разным чудесам. Готовы? (да)

-Предлагаю закрыть  глаза и представить, что мы попали на полянку, на которой почему-то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего!

-Как же нам быть? (мы нарисуем цветочки и травку).

- Выберите цвет, который вам больше всего нравится. Обмокните в него свой пальчик и наполните нашу полянку волшебством.

Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями, использовать в одной композиции несколько цветов.

-А если вдруг что-то не получилось, стекло можно протереть мокрой губкой и нанести новый рисунок.

                                                    (дети самостоятельно рисуют)

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились со стеклом и его свойствами. Давайте о них вспомним?

- Стекло, какое? (прозрачное, непрозрачное, цветное, холодное и гладкое, тяжелое и хрупкое.)

-Молодцы!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению детей со свойствами бумаги во II- младшей группе

Познакомить детей со свойствами бумаги;Мнется, рвется, шуршит, размокает.     Развивать у детей тактильную чувствительность     Обогащать и активировать с...

Конспект НОД "Знакомство детей со свойствами стекла" ((с элементами ТРИЗ"

Формировать знания детей о свойстве стекла, истории создания стекла...

Конспект НОД (опытно-экспериментальной) в старшей разновозрастной группе на тему «Стекло и его свойства».

Ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла....

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...