АПО "Экологическое воспитание дошкольников через инновационные технологии"
материал

Бибикова Оксана Сергеевна
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области детский сад не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему «Зеленому дому». Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Возникновение опыта также тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). И изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что 86% родителей, считают одной из главных задач дошкольного учреждения «научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней». Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Уютный»

«Экологическое воспитание дошкольников через инновационные технологии»

Автор опыта:

Бибикова Оксана Сергеевна

Воспитатель ЧДОУ

«Детский сад «Уютный»

2022 г.

Тема опыта: «Экологическое воспитание дошкольников через инновационные технологии».

Автор опыта: Бибикова Оксана Сергеевна, воспитатель ЧДОУ «Детский сад «Уютный»

Раздел I

Информация об опыте.

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области детский сад не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему «Зеленому дому». Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Возникновение опыта также тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

И изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что  86% родителей, считают одной из главных задач дошкольного учреждения «научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней».

Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.

Актуальность опыта. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

Ведущая педагогическая идея опыта – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу, взаимодействовать с ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Длительность работы над опытом составила 3 года, в период с августа 2019 года по январь 2022года, и включала следующие этапы:

I этап – аналитико-диагностический (август– октябрь 2019 года). На этом этапе был проведен анализ результатов педагогических наблюдений и анкетирование родителей, определены первоочередные задачи, осуществлен подбор методических пособий по теме, составлен перспективный план экологического воспитания, в том числе с вовлечением в образовательный процесс по данному направлению родителей воспитанников.

II этап – практический: (октябрь 2019 г. – октябрь 2021 г.). На этом этапе происходила реализация перспективного плана экологического воспитания, в том числе с привлечением родителей воспитанников.

III этап – обобщающий: (январь 2022года) – анализ и обобщение результатов деятельности.

Диапазон опыта представлен единой системой образовательной деятельности по развитию у детей дошкольного возраста экологического воспитания через использование инновационных технологий.

Развивающая работа проводилась как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей (индивидуальная работа, режимные моменты, самостоятельная деятельность, игра), а также в процессе проведения совместных с родителями мероприятий).

Теоретическая база. Опыт работы опирается на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Е.И.Сергеенко, П.Г. Саморуковой, Т.А. Серебряковой о роли экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам – к чудесной красоте природы». (В.А.Сухомлинский).

Современные программы экологического воспитания дошкольников («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Природа – наш дом» Н.А.Рыжовой решают вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих детей; нацелены на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

В соответствии с программами дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Программы предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Психологической методологией представленного опыта являются идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребенка.

Новизна опыта заключается - в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

-        в определении целей и результатов;

-        в нахождении и использовании форм и методов работы;

-        в обогащении жизненного опыта детей;

-        в интеграции образовательных областей.

Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по формированию представлений о многообразии мира природы, осознанном отношении к ней.

Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения и принцип регионального компонента (изучение природы родного края).

Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей и родителей в экологическом образовании дошкольников.

Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его интеллектуальное развитие.

Принцип научности способствует формированию первоначальных понятий, которые формируют элементарные экологические знания.

Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

Принцип регионального компонента позволяет

-        формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения явлений окружающей среды;

-        использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

-        решать задачи нравственно-патриотического воспитания.

Характеристика условий, в которых возможно использование данного опыта: материалы опыта имеют практическую направленность и могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности.

Раздел II

Технология опыта.

Целью педагогической деятельности в данном направлении является не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

-        развивать познавательный интерес к миру природы;

-        направлять        активную        деятельность        дошкольника        на        осознанное сохранение природы;

-        формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;

-        прививать трудовые природоведческие навыки;

-        вести экологическое просвещение родителей через информационные стенды, участие в мероприятиях экологической направленности.

По итогам мониторинга, проведенного  в соответствии с требованиями методики С.Н. Николаевой «Добровольные помощники» и О.А. Соломенниковой  «Диагностика экологических знаний дошкольников» (Приложение 1), было  выявлено, что:

- 54% воспитанников не  проявляют познавательный интерес к обозначенной проблеме;

-  30% детей в какой-то степени освоили экологические знания, но в тоже время у них не совсем сформированы экологически правильные отношения к природным явлениям и объектам, а также не до конца освоены трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами, еще следует отметить, что не совсем развит эмоциональный компонент в формировании экологического воспитания;

-16% детей умеют подчинить свое восприятие поставленной задаче, но у них недостаточно развита планомерность, т.е. определенная последовательность рассмотрения объектов и явлений, а также осознание черт наблюдательного человека, способность контролировать и развивать в себе эти черты.

По результатам анкетирования «Экологическое воспитание ребенка» -73% родителей затрудняются в выборе методов по развитию у детей экологических знаний, но практически все были единогласны в мнении о том, что экологическое воспитание является одним из важных и необходимых областей в развитии детей.

Мной были изучены методические пособия по использованию инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников и составлен перспективный план, в структуру которого включалась работа по данному направлению в разное время дня и в различных видах деятельности. (Приложение №2).

Организация работы с детьми предполагает широкое внедрение в образовательную деятельность исследовательской, опытно – экспериментальной деятельности, организацию экскурсий, акций и досугов.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к окружающим людям, к себе и своему здоровью. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности. В группе создала лабораторию юного эколога, где находиться природный материал, собранный при помощи воспитанников и родителей, а также имеется оборудование для опытов.

Первое, что я сделала, это создала развивающую среду в группе экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Для обогащения детских знаний использую большое количество настольно – печатных игр. Изготовила и систематизировала дидактические игры и пособия экологического содержания: «Кто это?», «Кто что ест», «Кто, где живет?», «Кому нужна вода» и т. д

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

В уголке природы находятся: комнатные растения (Стараюсь, чтобы ребята моей группы запоминали названия, способы ухода, наблюдение за ростом и т.д., мини огород в зимне-весенние месяцы, природный материал, художественная литература, календарь природы.

Подобран и создан интересный развивающий материал: таблицы, картины, глобус и модели. Совместно с детьми и родителями был изготовлен альбом о природе «Красная книга Белгородской области».

Большой интерес у детей вызывает работа в исследовательском уголке.

В данном уголке есть жёлуди, разнообразные семечки, скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки, камешки.

С детьми проводим опыты с водой, песком, снегом, льдом, растениями, природными камнями. Листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка.

Проводимые наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитыватьдоброжелательное отношение к живой природе.

В группе оформлена мини-библиотека. Здесь собрана разнообразная литература тематической направленности, энциклопедии растительного и животного мира для детей дошкольного возраста. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях.

При обогащении предметно–пространственной среды соблюдались следующие условия:

  • предметы и игрушки были выполнены из разного материала;
  • обеспечивался свободный доступ к пособиям;
  • осуществлялась сменяемость и наполняемость дидактического материала по мере изучения;
  • дидактический материал размещался мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;
  • созданы условия, как для самостоятельной работы, так и для занятий с педагогами.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные технологии. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.

Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Зоологический магазин», «Витаминный обед» и т.д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своей страны, и всей планеты. (Приложение )

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица). (Приложение)

Следующий метод - Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?» (Приложение)

Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок…», «Я -сломанная ветка…», «Я- муравей…», «Я-ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации. В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии я нашла её решение в использовании современных информационных технологий. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Активно использую мультимедийные презентации и интерактивные игры либо уже готовые, либо готовлю их сама. 

Использование компьютера помогло мне значительно изменить предметно-пространственную среду в группе. Подготовлены презентации «Природные достопримечательности Белгородской области», «Красная книга Белгородской области», «Правила поведения в природе», «Земля – наш общий дом», которые используются на занятиях.

В формировании экологический понятий я использую интерактивные ресурсы по экологии для дошкольников.

Например, интерактивная игра «Домашние и дикие животные» где нужно соотнести животных с средой их обитания.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Одной из часто используемых мною инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников является проектная деятельность.

Мною были реализованы экологические проекты «Огород на подоконнике» (Приложение 3), в котором приняли участие все возрастные группы, наш мини огород стал абсолютным победителем, также были реализованы проекты «Метеостанция» (Приложение 4), «Экология» (Приложение 5), «Синичкин день» (Приложение 6), «По страницам Красной книги Белгородской области» (Приложение 7), «Чудеса, опыты, эксперименты» (Приложение 8), «Разноцветное лето» (Приложение 9)и др.

Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников.

Одной из инновационных технологий, используемых в экологическом воспитании дошкольников, является геокешинг.

Суть технологии ‒ организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом, в ходе поиска тайника по карте-путеводителю.

Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением элементов технологии геокешинга, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности. Мною были проведена тематическая прогулка с использованием данной технологии «В гости к Осени».(Приложение 9)

Экологический театр, использование народной мудрости в экологическом воспитании дошкольников, праздники и развлечения. Эффективным методом в экологическом воспитании дошкольников является использование народной мудрости – сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых «ум обогащать, и душу волновать», и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения. Одной из форм нетрадиционного экологического воспитания дошкольников является экологический театр. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей потому, что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев,  агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

Мною были организованы постановки экологических спектаклей «Теремок на новый лад» (Приложение 10), «Дедушкин огород» и «Бал в королевстве овощей и фруктов» и др. Также были проведены такие мероприятия как «Синичкин праздник», «Невидимый друг - воздух».

Проведение развлечений и праздников экологического характера помогают детям ощутить себя частью природы. Ребята с удовольствием выступают не только перед друг другом, но и перед родителями.

Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной экологической теме. Основная цель педагога при работе с лэпбуком заключается в формировании представлений и первоначальных знаний у детей по заявленной экологической теме.

В лэпбуке использованы различные дидактические, настольные, настольно-печатные и речевые игры, а также познавательная информация, творческие, раскраски, кроссворды, объединенные одной экологической тематикой. Лэпбук на экологическую тематику можно использовать как во время образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе.

В работе по экологическому воспитанию дошкольников были созданы и использованы лэпбуки на темы: «Экология», «Зима», «Весна», «Осень» и др.

Экологические акции. Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей. В нашей группе мы принимали участие в акциях «Подари цветок детскому саду», «Кормушки для птиц», «Сделай территорию детского сада чистой», «Дай вторую жизнь ненужным вещам!» и др.

«Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Этой особенностью мы воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить.

Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Это могут быть как различные виды плакатов, информационных листков: «Раз, два, три – елку береги!», «Сохраним планету чистой!».

Педагогическая технология волонтерского движения.

Целью применения технологии волонтерства в экологическом воспитании дошкольников является формирование богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, к её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережному отношению к ней, воспитанию у ребёнка культуры природолюбия.

Опыт убеждает, даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка ограждают муравейник, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания». Поэтому в нашей группе я организовала отряд эковолонтеров «Радуга добра».

Наконец мы приступили к практической части, где дошколята, совершали такие добрые дела, как уборка территории детского сада от веток и листьев, помощь детям младшей группы в уборке участка от мусора, уходе за комнатными растениями в группе и в зимнем саду.

Но говорить о конечных результатах пока рано, ведь жизнь ребёнка – непрерывный рост, постоянное развитие личности. Поэтому работа с детьми старшего дошкольного возраста по их экологическому развитию и совершенствованию в нашем ДОУ, конечно, будет продолжена, продолжена с использованием наиболее эффективных методов, средств и форм организации эковолонтерства, в союзе с родителями.

Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Родители с помощью виртуальных средств, включены в занятия и праздники экологического содержания, участвуют в природоохранных акциях, челленджах в создании и пополнении предметно-пространственной среды группы и территории детского сада. Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, ставят простые эксперименты с природным материалом.

Так в группе была оформлена фотовыставка «Чудеса, опыты, эксперименты», на которой были размещены фотокаллажи опытов, которые ребята проводили дома под руководством взрослого.

Родители совместно с детьми приняли активное участие в виртуальном челлендже «Как прекрасен этот мир», в ходе реализации этого мероприятия семьи воспитанников на совместных прогулках делали фотоснимки, на которых была запечатлена природа родного края.

На современном этапе экологическое воспитание необходимо осуществлять совместно с родителями, они первые воспитатели в жизни ребёнка. С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблеме экологического воспитания, я провожу анкетирование. Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках.

Для родителей были подготовлены тематические буклеты: «Правила безопасности детей на природе летом»«Земля – наш общий дом» (Приложение 11), проводятся консультации «Экологическое воспитание дошкольников», «Воспитание безопасного поведения детей в природе», «Основные правила поведения в природе». Родительские собрания проводятся в нетрадиционных формах: семинары-практикумы, деловые игры (Приложение).

Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Раздел III

Результативность опыта.

С целью выявления результативности работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического воспитания мной проводился мониторинг, включавший анализ результатов педагогических наблюдений за детьми.

Педагогический мониторинг и наблюдения проводились по методике С.Н. Николаевой «Добровольные помощники» и О.А. Соломенниковой  «Диагностика экологических знаний дошкольников».

Полученные результаты были внесены в таблицу (таблица №1):

Таблица №1

Результаты педагогических наблюдений

по критериям сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста

2019/2020

учебный год

2020/2021

учебный год

2021/2022

учебный год

Сформирован - 16 %

В стадии формирования - 30 %

Не сформирован - 54 %

Сформирован -47 %

В стадии формирования – 39 %

Не сформирован - 14 %

Сформирован -71 %

В стадии формирования - 25 %

Не сформирован - 4 %

Таким образом, мониторинг показал, что высокий уровень развития экологических знаний и умений дошкольников посредством инновационных технологий вырос до 71%. Анализ результатов диагностики экологических знаний дошкольников показывает, что у воспитанников отмечается положительная динамика. В процессе работы были замечены такие изменения, как: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики.

Видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к культуре русского народа через инновационную технологию " Педагогический музей кукол"

Детям будет интересно узнать как жили русские люди,  как работали, как отдыхали, какие соблюдали события и традиции, чем украшали свой быт, как одевались, в какие игры играли их дети, какие...

Презентация опыта работы: "Реализация модели развития музыкальных способностей у старших дошкольников через инновационную технологию Т.Боровик."

Реализация модели развития музыкальных способностей у старших дошкольников через инновационную технологию Т.Боровик.Инновационная технология, учитывая, современные требования психологии детского воспр...

Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».

Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...

Самообразование на тему: «Волеологическое воспитание дошкольников через здоровьесберегающие технологии»

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды игрового массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмич...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через инновационные технологии» (из опыта работы)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и в официальном про...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание....