позитивная социализация детей дошкольного возраста
методическая разработка

позитивная социализация детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozitivnaya_sotsializatsiya_pahomova_.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Позитивная социализация через виды детской деятельности в условиях

реализации ФГОС ДОУ»

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, во взаимоотношениях людей.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно заложить эти основы.

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социальной адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Для успешного социально – коммуникативного развития каждого человека очень важно его социальное начало. Малышей привели в детский сад, они разные, непохожие друг на друга, с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Именно поэтому перед воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам (социально-личностное воспитание).

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Форм взаимодействия педагога с детьми много.

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованных играх, в которых дети сами выступают в роли сказочных героев, они учатся сочувствовать, жалеть, сопереживать близким людям, героям литературных произведений, персонажам фильмов и мультфильмов; откликаться на радостные и печальные события, познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Для налаживания диалогического общения использую: настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино; игры, которые развивают умение действовать в соответствии с правилами, добиваться желаемого результата, преодолевать трудности, проявлять настойчивость, терпение.

Формирование представлений о себе, как члена детского коллектива о своем ближайшем социуме, помогает привлечение к совместным мероприятиям: поздравление с днем рождения, украшаем детский сад к празднику, изготовление пособий к занятиям, стенгазет, сажаем огород на подоконнике и др.

Не менее важным компонентом, составляющим «социализацию», выступает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. В группе созданы игровые зоны с учетом интересов мальчиков и девочек. Для мальчиков: конструкторы разного вида, рули, штурвалы, инструменты, разнообразные машины и др. Для девочек: разнообразные по тематике куклы, кукольные кровати, постельные принадлежности, плита, посуда, гладильная доска и др. Систематически используются наглядный материал: альбомы «Маленькая модница», «Военная техника», «Защитники Отечества» и др. Развивающие игры: «Виды транспорта», «Одень куклу», «Профессии» и др. Систематическое чтение художественной литературы, проведение досуговых мероприятий в которых складывается четкие гендерные представления ( мужчины сильные, защищают слабых, а женщины заботливые, ласковые). Применяю различные пальчиковые игры, которые в своем содержании отражают тематику семьи, любовь к труду ( «Этот пальчик», «Семья», «Бабушка кисель варила» и др.)

Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации:

Игровые ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.

Например:

- культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, общественном транспорте и т.д.);

- мы – друзья и помощники природы;

- общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т.д.).

Проблемные ситуации. не только обсуждаем проблему, но и совместно решаем ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение, усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.

Например:

- как помочь заболевшей кукле;

- поможем найти потерянную вещь;

- как помочь девочке, которая потерялась.

Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

Например:

- рисуем свою семью;

- лепим морковку для зайчика;

- сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как: социальные акции. Основная цель социальной акции - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.

Социальные акции бывают различной направленности:

-помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому »);

экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой»)

- окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки»,

«Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);

- значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).

При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции.

В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

-Дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;

- При организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга, и оказывая товарищу необходимую помощь.

Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:

-игры -эксперименты;

-беседы

-обсуждения, мини-диспуты;

-проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;

-чтение произведений художественной литературы.

Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно добиться положительных результатов.

Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных ситуациях

Опираясь на закон « Об образовании РФ и стандарт Семья является нашим неизменным помощником в социально – личностном развитии детей. Только в сотрудничестве с семьей можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Привлечь, заинтересовать родителей, как научить ребенка общаться, размышлять, думать, сопереживать – это первоочередная задача.  Например, проводя с ними нетрадиционные формы работы: семинары, практикумы, консультации, родительские собрания, мастер – класс и т.д. Такие мероприятия объединяют родителей и детей, создают атмосферу тепла.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)

Литература:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.

 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с

3. Н.В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Развитие творческих способностей как один из факторов позитивной социализации детей дошкольного возраста.

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Консультация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Согласно пункту 4.6. ФГОС ДОО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть инициативен и самостоятелен в игре, общении и в других различных видах деятельности; способен к принятию ...

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий

Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...

Практика "Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста

quot;Жизненные навыки для дошкольников. Занятия – путешествия" практика-технология позитивной социализации детей дошкольного возраста...

Статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Современное общество характеризуется веком информационных технологий. Общественное внимание фокусируется на качестве жизни и ее естественности; социализации, инновационном развитии и экономии ре...

Упражнения и игры на формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов ДОУ  по теме "Упражнения и игры на формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста"...