Система игр по формированию навыков самообслуживания с детьми 2-3 лет.
методическая разработка (младшая группа)

Китухина Ольга Александровна

В помощь педагогам дошкольногоо образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_igr_po_formirovaniyu.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Система игр по формированию

навыков самообслуживания с детьми 2-3 лет.

Игровые технологии

Название

Цель

Культурно - гигиенические навыки

Игровые упражнения

«Мыло душистое».

Цель: учить детей  самим брать мыло из мыльницы, намыливать ладошки, мыть руки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца

«Сухие рукава».

Цель: учить, а затем закреплять  умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол

«Чистый нос».

Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно  пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.

«Чистые ладошки»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить под контролем взрослого мыть руки и лицо, тщательно вытирать их личным полотенцем.

Игровые ситуации

«Грязные ладошки»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить мыть руки, используя алгоритм, насухо вытирать их, вешать полотенце на место.

«Где моё полотенце?»

Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность

«Где моя картинка?»

Цель: вызывать желание у детей пользоваться индивидуальным горшком, поддерживать позитивное отношение к гигиеническим процедурам.

Игры-эксперименты

«Мыло душистое».

Цель: познакомить детей со свойствами мыла, обучать элементарным способам исследовательской деятельности.

«Постираем кукле платье»

Цел: формировать понятие, что мыло удаляет грязные пятна с одежды. Обогащать опыт обследования предметов.

«Кран откройся»

Цель: знакомить детей со свойствами воды из под крана (холодная, горячая). Обратить внимание на напор воды, установить связь с поворотом винтиля смесителя. В целях безопасности установить правило, что кран открывает только воспитатель.

Сюжетно-ролевые игры

«Кукла проснулась»

Цель: закреплять последовательность утренних гигиенических процедур. Воспитывать стремление к чистоте.

«Кукла простудилась»

Цель: расширять представление детей о средствах гигиены (влажные салфетки, носовые платки). Учить пользоваться ими во время простуды. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Дидактические игры

«Что нужно для умывания»

Цель: закреплять знание предметов гигиены, умение узнавать их на картинках, объяснять их принадлежность.

«Мы правильно моем руки».

Цель: учить детей раскладывать картинки в правильной последовательности  мытья  рук, развивать внимание память.

Игровые занятия

«Девочка чумазая»

Цель: учить детей тщательно мыть руки после прогулки, вытирать их полотенцем. Закреплять название предметов  по уходу за телом. Развивать художественное восприятие через ознакомление с художественной литературой.

«Мойдодыр»

Цель: формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность;  воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, опрятным.

«Как мы помогали кукле Маше» ( Маша проснулась грязная и увидела, что все вещи убежали в лес. Дети идут в лес и забирают машины вещи у зверей)

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки. Организовать применение детьми знаний о необходимости  содержания в чистоте лица, рук, о назначении предметов гигиены (мыло, зубная паста, щётка, полотенце). Продолжать слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них в игровой ситуации. Развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к совместным действиям со взрослым.

Подвижная игра

«Мыльные пузыри»

Цель: Повышать двигательную активность, характеризовать размер пузырей. Способствовать эмоциональной разрядке, профилактике нервного напряжения.

Навыки одевания и раздевания

Игровые упражнения

«Башмачки по местам».

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.

«Учусь всё делать сам!».

Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно натягивать колготки, штаны, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

«Вещи по местам».

Цель: формировать у детей умение после прогулки убирать одежду в шкафчик, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.

«Чистим одежду и обувь от снега»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, умение аккуратно стряхивать щеткой снег с обуви и одежды. Воспитывать самостоятельность, желание помочь сверстникам.

Игровые ситуации

«Чьи туфли?»

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, приучать снимать туфли и аккуратно ставить обувь возле стульчика.

«Волшебное зеркало»

Цель: совершенствовать  у детей умение находить неполадки в одежде и устранять их при помощи взрослого.

«Научим Мишку собираться гулять»

Цель: побуждать детей к выполнению самостоятельных действий одевания колготок, штанов, обуви. Приучать детей словесно выражать просьбу о помощи. Развивать моторику, координацию движений рук, ног.

Сюжетно-ролевые игры

«Одеваем кукол на прогулку»

Цель: учить детей подбирать одежду по сезону. Закреплять последовательность одевания. Развивать моторику, умение застёгивать пуговицы и липучки. Активизировать в речи детей соответствующие понятия.

«Кукла устала»

Цель: формировать у детей умение последовательно раздеваться и складывать одежду  и обувь на стуле (в шкаф) в определённой последовательности. Учить брать на себя роль. Воспитывать аккуратность.

Игры-эксперименты

«Отгадай и назови»

Цель: познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи слова-название предметов и их качества (утюг, пуговица, катушка ниток, одёжная щётка). Воспитывать стремление следить за своей одеждой. Развивать умение обследовать предметы.

Дидактические игры

«Дети вернулись с прогулки»

Цель: формировать у детей навык самообслуживания, учить отбирать картинки с предметами одежды и обуви для складывания  в шкафчик. Активизировать в речи названия предметов одежды.

«Наша одежда»

Цель: расширять представления детей о предметах одежды по сезону (зима-лето). Устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Игровые занятия

«Магазин одежды»

Цель: закреплять знание предметов одежды, обуви. Развивать внимание и память. Попросить детей сходить в магазин и запомнить предметы, которые надо купить (начинать с одного-двух предметов).

«Чистое платье»

Цель:  создавать образ нарядного чистого платья с помощью красок и кисточки. Учить детей прикладывать кисточку и убирать её, оставляя след на листе. Осваивать навык рисования в пределах намеченного пространства.

«Маша-растеряша»

Предложить детям рассмотреть иллюстрации к произведению Воронковой «Маша-растеряша». Ответить на вопросы «Почему опоздала Маша в детский сад? Что она искала?». Закреплять умение складывать вещи на стуле. Обогащать игровой опыт. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Подвижные игры

«Мишка-торопыжка»

Цель:  формировать у детей навык самообслуживания. (Мишка растерял по лесу всю одежду. Дети помогают ему собирать).  Способствовать совершенствованию выполнения детьми основных движений, упражнять в беге, лазание, подпрыгиванию. Способствовать развитию детско-родительских отношений.

Навыки приема пищи

Игровые упражнения

«Едим кашу»

Цель: учить детей правильно держать ложку, аккуратно набирать кашу, сохранять правильную позу за столом. Поощрять стремление детей к самостоятельности.

«Послушная ложка»

Цель: развивать навыки приёма пищи. Продолжать учить правильно держать ложку, аккуратно есть, воспитывать опрятность.

«Королева»

Цель: формировать у детей навыки приёма пищи, учить детей правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, благодарить взрослых, поощрять самостоятельность.

Игровые ситуации

«Покажем Мишке, как надо вести себя за столом»

Цель: напомнить детям правила поведения за столом, учить есть самостоятельно, правильно держать ложку в правой руке, наклоняться над тарелкой.

«Хрюша обедает»

Цель: формировать навыки приёма пищи.  Учить отламывать хлеб небольшими кусочками на своей индивидуальной салфетке, не крошить его. Воспитывать бережливость, аккуратность.

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»

Цель: создавать условия для развития самостоятельности при приёме пищи, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности. Проговаривать правила поведения за столом: садиться за стол с вымытыми и насухо вымытыми руками, есть ложкой, пользоваться салфеткой после еды.

Сюжетно-ролевые игры

«Повар»

Цель: формировать умение поддерживать сюжетную линию, брать на себя роли, выполнять игровые действия. Вовлекать детей в игровые действия: готовить еду, сервировать  стол, угощать. Способствовать активному общению детей в игре.

«Мама готовит обед»

Цель: учить детей подбирать необходимые атрибуты, взаимодействовать со взрослым и сверстниками. Проговаривать правила поведения за столом: садиться за стол спокойно, есть ложкой,  не баловаться за столом, пользоваться салфеткой после еды.

«Готовим праздничное чаепитие»

Цель: способствовать умению детей подбирать атрибуты, предметы-заместители, сервировать стол, используя игрушечную чайную посуду. Поощрять желание брать на себя роль.

Игровые занятия

Лепка «Баранки»

Цель:  учить детей раскатывать колбаски и замыкать в кольцо. Обыгрывать изделия, нанизывать на верёвку, угощать кукол.

Рассматривание иллюстрации «Девочка разбила чашку».

Цель: формировать правила поведения за столом: сидеть за столом спокойно, соблюдая правильную позу, не мешать другим детям есть, не крутиться, не вертеться. Называть, кто изображён на картинке, что произошло. Произносить междометия: Ой! Ай!

Дидактические игры

«Разрезные картинки»

Цель: учить собирать целое (предметы посуды, еды) из 2-3 частей по образцу. Развивать способность концентрировать внимание, понимать пространственные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

Система работы над дыханием с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

При устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание, которое у заикающихся детей резко нарушено. Поэтому тренировка правильного  речевого дыхания продол...

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность сп...

Консультация для родителей "Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми."

Цели: формирование у ребенка умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья....

Формирование КГН самообслуживания с детьми 1 младшей группы

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании....