Трехуровневая модель речевой и игровой среды в группах для детей с ОВЗ (ТНР)
консультация

МДОУ сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняется и его нормативно-правовые основы. Возникающие при этом проблемы педагоги - практики МДОУ детский сад комбинированного вида решают за счет ее дифференциации или расширения. Но это путь количественных изменений, мы, же предлагаем рассмотреть проблему с позиции инновационного подхода создания трехуровневого моделирования предметно-развивающей и игровой среды групп с содержание современных федеральных требований.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда развития воспитанников - организация пространства и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков. Организация среды в нашем ДОУ направлена на удовлетворение потребностей и интересов самого ребенка, что дает ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по групповой комнате, иметь свободный доступ к средствам игровой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Один из используемых нами методов построения среды в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР - метод трехуровневого моделирования, что предполагает построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевых или творческих играх. Предметная структура моделируется нашими воспитателями на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития. Основная задача - предупредить возникновение негативных эмоций, оградить от неуспеха, помочь самостоятельно преодолеть незнание. Трехуровневое моделирование среды позволяет:

  • ребенку с низким уровнем развития видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона
  • ребенку со средним уровнем развития самостоятельно выбирать способ действия, пробовать незнакомые прежде.
  • ребенку с высоким уровнем развития создавать интересные модели, разворачивать их в творческую импровизацию.

Например, детям предлагается составить на листе бумаги при помощи геометрических фигур план комнаты для куклы. Дети с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, а главное проигрывают воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Подобные игры с моделями, организованные детьми - «Зоопарк», «Город строителей» позволяет раскрыть творческие способности.

Например: на схеме дети указывают, какие животные живут в зоопарке, разрабатывают экскурсионные маршруты, обустраивают зоопарк так, чтобы в южной части были представители жарких стране, а в северной - те, кто любит морозы. Именно такие игры активизируют знания о флоре и фауне каждого уголка земного шара. Игры с моделями включают и конструирование по модели с последующим развитием сюжетно-ролевой игры, дети составляют модель животного, нарисовав его простым карандашом, или собирают игрушку из конструктора. После проделанной работы педагог предлагает пофантазировать и рассказать реальную или сказочную историю, произошедшую с животными.

Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад. В группах для детей с ТНР большое внимание мы уделяем дидактическим материалам и пособиям, связанным с развитием лексико-грамматической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Нами используются следующие комплекты:

  • предметных картинок по лексическим темам («Откуда хлеб пришел» «Овощи», «Фрукты» и т. д.);
  • игрушек (образные, наборы);
  • дидактических игр («Лото», «Домино» «Читай-ка» и т. д.);
  • картинок для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
  • пособий для развития мыслительных процессов (обобщения, отвлечения, анализа, синтеза) способность устанавливать логические связи и отношения.

Карточки с ответами ребенок может выкладывать в виде «дороги» через лес, горы и т. д. В дальнейшем он с помощью мелких сюжетных игрушек обыгрывает ситуацию. Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или театрализованную. Поэтому в группах предусмотрены разные виды театров: пальчиковый театр, театр на рукавичках, стендовый театр, плоскостные изображения предметов, костюмы для игр - драматизаций. Для разыгрывания игровых ситуаций используется Фланелеграф и ковролинограф. Такие игры влияют на формирование всех сторон речи.

  • Комплекты картинок для составления рассказов (сюжетные, предметные, серии картин) и специальные наглядные схемы и модели.

При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторов всех систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого педагоги разработали специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения.

  • комплекты для подготовки детей к обучению грамоте (дидактические игры, звуковые линейки, азбука в картинках, таблицы и т. д.)

Материалы и пособия хранится в доступных для детей местах: на специальных стеллажах, в коробках и паках с характерными символическими изображениями. Ребенок может заниматься сидя на полу или ковре, включая различные движения, поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются модули и мебель. Кроме горизонтальной плоскости (пол) мы используем вертикальные поверхности (стены) - панно с рисованными работами детей и короткие сочинения - миниатюры, которые периодически меняются; воздушные пространства (к потолку подвешены модули и поделки). Таким образом, задействованы все плоскости помещения.

В группах для детей с ТНР предполагается быстрое реагирование на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-воспитательном процессе потребности и возможности воспитанников, поэтому среда отличается мобильностью и изменчивостью. Характерной чертой трехуровневого моделирование предметно-развивающей и игровой среды групп с ТНР является «перетекание» мини сред из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. В распоряжении ребенка отдаются все помещения МБДОУ. Ребенок живет средой, а среда оживляется и преобразуется ребенком. Так, например, в нашем ДОУ организован познавательно-речевой модуль «Библиотека» где хранятся детские книги, хрестоматии, серии картин для пересказов и составления рассказов, книги с рассказами и стихами созданные руками родителей и детей. На базе данного предметно-средового модуля проводятся экскурсии и беседы с детьми. Но одним из наиболее любимых модулей остается модуль «Кинозал»(видеомагнитофон, DVD плеер), где дети просматривают фильм или фрагмент любимых передач, мультфильмов. Далее проводятся беседы по содержанию, и рисование с различными заданиями.

Создание трехуровневой среды обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие негативных проявлений, обуславливает его творческую активность. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором познавательно - речевого развития, но и показателем профессионализма педагога.

приложение №1

Модель развивающей среды старший дошкольный возраст

мини-среда

наименование

• эмоционально-рефлексивная

(позволяет ребенку осознать себя и обнаружить связь своего внутреннего мира с внешним)

• фотосалон

• эмоциональный дневник

• коррекционно-диагностический журнал

• альбом впечатлений островок размышлений

• именинный стул

• астрологический календарь

• уголок хорошего настроения

• уголок уединения

• страна неприкосновенности

• культурно-коммуникативная (обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт)

• гостевой стул

• визитная книга

• семейная гостиная

• книга жалоб и предложений

• бюро находок

• дископлощадка

• звенящие занавесы

• уголок доверительного общения

• чайный столик

• духовно-эмоциональная (подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей)

• полочка красоты

• музыкальный салон

• вернисаж

• малахитовая шкатулка

• фотоальбом «Моя семья»

• Фенокалендарь

• семейный очаг

• месяцеслов

• читальный зал

• красная книга

• спортивно-оздоровительная (приобщает к физической культуре, помогает освоить способы сохранения своего здоровья)

• солнечный витражик

• биоритмологический дневник

• стимуляторы движения

• фитоподушка

• тропа здоровья

• профилакторий Неболейка

• воздушная радуга

• лужайка-целительница

• практически-действенная (обогащает практический опыт, дает возможность действовать)

• автосервис

• хозяйство тетушки Швабры

• владение мыльного пузыря

• кафе «Лакомка»

• мастерская Самоделкина

• уголок Чистюлькина

• служба спасения

• огород бабушки Лукерьи

• волшебная игольница

• опытно-экспериментальная (стимулирует исследовательскую деятельность)

• лаборатория

• птицеферма

• рыбхоз

• конструкторское бюро

• экспериментальная грядка

• мини-сад

• лесной уголок

• музей чудес природы

• художественно-преобразующая (способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность к самовыражению)

• волшебный мелок

• театр сказок

• салон красоты

• школа ученых ручек

• королевство кисточки

• напольная мозайка

• лесная кладовая

• двор песочных художеств

• рисовальная стена

• рукодельная Марьи искусницы

• интеллектуально-познавательная (создает условия для продвижения по пути познания, реализация опыта учения)

• полка умных книг

• знайкины университеты

• метеостанция

• шахматный стул

• площадка Светофорика

• клуб путешествий

• рекламное агентство

• игротека

• картинная галерея на шкафчиках

• коллекционерная

Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igradidakt24.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полифункциальность и трансформируемость игровой среды в группах детей раннего возраста.

Проект разработан на базе МКДОУ детского сада "Веснушки" с группой детей раннего возраста....

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...

Практико-ориентированный проект "Модель развивающей предметно-пространственной среды в группе"

Правильно организованная развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулировать проявление самос...