Художественно-эстетическое воспитание
план-конспект занятия

Художественно-эстетическое воспитание  как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya_konspekt.docx14.16 КБ
Файл metodika_razzv._hud.-estetich._sposob._detey.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                   9 мая

Цель: Дать представление детям о том, что 9 мая – День Победы.

Дать первоначальные сведения о войне, о том, что страну защищала не только армия, но и простой народ, партизаны. Закрепить знания детей о родах войск. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Продолжать учить детей правильно держать ножницы, вырезать

овал из прямоугольника, аккуратно наклеивать детали композиции.

Материалы: фотографии, изображающие военные действия, фотографии Могилы Неизвестного солдата, Поклонной горы и т. д. ; прямоугольники зелёного цвета, для изготовления танка, ножницы, клей, тряпочка, кисточка, клеёнка.

Ход занятия:

– 9 мая наш народ отмечает праздник – День Победы. В этот день много лет назад наш народ победил очень сильного врага – фашистскую Германию.

Враг напал на нас ночью, без объявления войны. Это была очень страшная война. Враг дошёл почти до самой Москвы, но наши воины не пустили врага в Москву. Фашисты разоряли нашу страну, забирали в плен мужчин, женщин, детей. На борьбу с ними поднялся весь народ. Воевали не только солдаты в армии, но и простые люди, которые никогда не держали в руках оружия. В этой войне погибло очень много людей. Длилась она долгих четыре года.

И вот, наконец, 9мая 1945 года наши войска сумели победить фашистов. С тех пор, каждый год, весь наш народ празднует 9 мая –

День Победы. Тех, кто тогда воевал и подарил нам мир, осталось совсем немного. Их называют – ветеранами. Если в этот день вы с родителями пойдёте гулять в парки нашего города, вы обязательно встретите этих людей: с цветами в руках и орденами на груди (показывает фотографию) .

После окончания войны по всей стране стали создавать памятники

героям, людям, которые победили в войне.

Далее воспитатель показывает фотографии памятников и обелисков, рассказывает вкратце о них. Потом предлагает детям сделать памятник героям-танкистам. Показывает образец и игрушку-

танк. Вместе с детьми рассматривают танк. Рассказывает, что танк состоит из 4 частей. Колёса-гусеницы, корпус танка, башня, пушка.

Обращает внимание детей на форму частей танка.

Воспитатель: у вас на тарелочках лежат прямоугольники разной длины и ширины. Давайте подумаем, какой из них будет служить корпусом, башней, колёсами. (ответы детей) .Хорошо. А теперь напомните мне, как из прямоугольника получить овал (срезать и закруглить уголки) .Правильно. Выложите на столе будущий танк.

Воспитатель смотрит, чтобы дети правильно располагали детали танка, предварительно оговорив с детьми, что сначала вырезается и наклеиваются колёса- гусеницы, потом – корпус, башня и в последнюю очередь – пушка. После этого дети начинают выполнять аппликацию. Воспитатель по мере необходимости помогаетдетям.

После окончания, работы выкладываются на столе. Воспитатель

вместе с детьми даёт оценку работам, хвалит детей за старание и хорошие работы.

                                                                                                                             Воспитатель  Моисеева  Л.П



Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание  как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – наиболее  целесообразный  период для эстетического  и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают  большим потенциалом  фантазии, поэтому мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании  и совершенствовании  уникальных  детских способностей.

          Работа по художественно-эстетическому  воспитанию в детском саду  тесно связана  со всеми  сторонами воспитательно-образовательного  процесса. Формы организации  эстетического развития детей очень  разнообразны и важны, и результативность этой  работы  проявляется во всех  видах деятельности ребёнка–дошкольника. Художественно-эстетическое  воспитание - целенаправленный  процесс  формирования творческой  личности, способной  воспринимать, чувствовать, оценивать  прекрасное и создавать  художественные  ценности. Дети в дошкольном  и даже в раннем возрасте способны реагировать  на красивое в окружающей  обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся  рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое  и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

          Составляющей  основой  эстетического развития  становится  художественное  образование – процесс усвоения  искусствоведческих  знаний, умений и навыков, развития  способностей и переход к  самостоятельному художественному  творчеству.

          Опираясь на исследования учёных ( Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Саккулиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой, А.М. Виноградовой, Л.П. Стрелковой, Л.Н. Комиссаровой,  В.А. Езикеевой, Л.В. Куцаковой,    С.И. Мерзляковой  и др.),  я ещё  раз убедилась в необходимости совершенствования  методов и средств  художественно – эстетического воспитания  детей, их духовного  развития. Новизна и оригинальность моей методической работы  заключается  в том, что    система  художественно – эстетического  воспитания в работе с детьми дошкольного возраста  основывается  на синтезе произведений народного искусства  и художественных видов деятельности. Целенаправленная работа педагогов по введению  элементов народной культуры в различные виды  деятельности ребёнка является одним из  главных  условий полноценного эстетического и духовно – нравственного воспитания дошкольников и развития на этой основе их индивидуальных  художественно – творческих способностей.

          Поставив цель развития художественно – творческих  способностей детей средствами интегрирования  народной культуры во все виды  творческой деятельности дошкольников, я базируюсь  на следующих принципах:                                                                                                                                          

  • во-первых,  на тщательном, обусловленном возрастными особенностями отборе художественного материала по различным видам народного творчества;                                                                                                                           
  • во-вторых, интеграции работы на основе народного творчества  с различными направлениями  воспитательной работы и видов деятельности;               
  • в–третьих, активного включения детей в разнообразные виды художественно – творческой деятельности детей;                                                            
  • в- четвертых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;                                                                                           
  • в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми работ в жизнь  группы  и дошкольного учреждения;                                                                             
  • в- шестых, и что самое важное, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных потребностей, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми.

            Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии  произведений народной культуры на чувства ребёнка. Доказано, что  чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особый акцент в  ознакомлении детей  с лучшими и доступными детскому пониманию  произведениями народного творчества я делаю на  чувственном познании мира ребёнком. Так музыка, художественное слово, изобразительная деятельность способствуют объединению  всех видов художественной деятельности  в единый,  целостный педагогический процесс  формирования у детей  эстетической культуры, духовности  и развития самостоятельного художественного творчества.

          В основе современного образования лежит личностно – ориентированное  обучение. Я считаю, что лишь через творческое взаимодействие индивидуальностей  в образовательном процессе (педагоги – воспитанники - родители) возможно оптимальное развитие участников педагогической деятельности, обогащение и раскрытие природного, национального, творческого потенциала русского народа.

Основным  же условием успешной активизации детской деятельности является творческое отношение к ней самих детей, педагогов, родителей и окружающего социума.

         Педагоги должны помочь семье восполнить пробел в знаниях родителями этнопедагогики,  оказать помощь в выявлении и дальнейшем развитии на этой основе индивидуальных творческих способностей их детей через: индивидуальное, групповое, коллективное общение, изучение запросов  и пожеланий родителей, проведение круглых столов, конкурсов, посиделок, выставок совместного  с детьми творчества с использованием  русских народных традиций, обычаев,  лучших образцов народного искусства.

           Только в творческой деятельности происходит развитие   творческих способностей - овладение методами познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую  познавательную и практическую деятельность детей.

          Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Решать возникшие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является  исследователем, проявляя живой интерес к  различного рода исследовательской деятельности, к развитию творческих способностей.

          Процесс познания творческий и наша задача - поддержать и развивать в ребёнке  интерес.

          Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

          Работа эта начинается с построения предметно - развивающей среды, разрабатывается перспективные, тематические  планы для работы с детьми и родителями. Отношения с детьми строятся на основе партнёрства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них удовлетворения от проделанной работы.  В процессе работы каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель- наставник, а равноправный партнёр. Соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности.

          Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны  воспитателей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит. Будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной!

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов, народным костюмом.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки - потешки, хороводы, народные игры и т.д.

 На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части - после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 - 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

 С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.

«Развитие творческих художественных  способностей детей дошкольного возраста».

               Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.                                                                                                                            Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, , А.В. Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».

Цель занятий по изодеятельности с детьми на отделении раннего эстетического развития ДШИ  — развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым, при этом глубоко чувствовать окружающий мир, его тонкое устройство. Сохранять свою уникальность в процессе становления в социуме (социализации). Кроме этого на этих занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. Детей учат понимать и наслаждаться классической музыкой, балетом, поэзией.

Организация образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. который  можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на уроках проходила наиболее эффективно необходимо  придерживаться основных принципов и условий стимулирования детского творчества.

  • Принцип интегральностиОн заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
  • Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
  • Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
  • Интеллектуальные условия создаются путём создания творческих задач.
  • Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образовВсё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.

 Формы и методы работы.

Развитие художественных творческих способностей зависит от овладения средствами выразительности, оригинальности, вариативности создаваемых образов, поэтому чтобы достичь реализации поставленных задач используются  разнообразные формы работы:

  • Индивидуальная. Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей,  научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.
  • Коллективная форма.  Эта модель продуктивна при тематике занятий по мотивам любимых сказок, времен года и т.д.
  • Участие в конкурсах, выставках. Чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества.

 Методы работы:

  Овладение нетрадиционными художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.

 Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

  • Использование различных средств художественной выразительности.  Это позволяет детям экспериментировать с разными изобразительными средствами, способствует развитию художественного творчества.
  • Знакомство с разнообразной изобразительной техникой, В процессе творческого развития детей в работе используются  различные приемы рисования, в том числе и знакомство с нетрадиционными техниками: кляксография, воскография, пластилиновая живопись, монотипия, граттаж.
  • Игры – сказки -  это и игровой метод обучения и форма обучения и средство всестороннего развития личности ребенка.
  • Наблюдения. Наблюдая за сезонными изменениями,  ребенок передает потом с помощью средств художественной выразительности свое эмоциональное состояние, колорит природы, пытается рисовать пейзаж.
  • Знакомство с устным народным творчеством. Знакомство с литературой способствует развитию эмоциональной отзывчивости, потребности выразить свое отношение в рисунке.
  • Использование ИКТ. 

Условия успешного, развивающего обучения детей на основе готовности к восприятию мира и самовыражению.             

  • Творческая деятельность детей. Необходимо обеспечить ребенку условия индивидуального развития творчества.
  • Опора на возрастные особенности ребенка. Сложность использования приемов и методов находится в прямой зависимости от возрастных и психологических особенностей ребенка на всех этапах его развития. Посредством творческой деятельности ребенок открывает свой волшебный мир творчества.
  • Ближайший социум  Правильно организованная социокультурная среда воспитывает в детской душе красоту, способствует творческим проявлениям.
  • Региональный компонент. ребенок открывает мир со своего ближайшего окружения – это специфика дошкольного возраста. Поэтому в работе очень важно  использование краеведческого материала.
  • Сотрудничество в коллективе детей строится на основе интереса детей друг к другу и совместной деятельности. Совместные действия создают необходимые условия для творческого развития детей.
  • Интегрированное обучение  Интегрированное обучение  предполагает применение различных технологий, нестандартных приемов, форм обучения. Это позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, коммуникативные формы общения.

Воспитать творческую личность нельзя без специальных усилий общества, направленных на эту культурную цель. Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности. Работу необходимо выстроить таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного со взрослым творчества, поделиться своими достижениями друг с другом.

Эстетическое воспитание - воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.

Список использованной литературы:

Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 6.

Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С. 109.

Берсенева Л. Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 70.

 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2.

Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002.

Варкки Н. Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. № 6. 2003. с. 57.

Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. № 1. 2004

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.

Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренных детей: родителям, воспитателям учителям. - М.:

Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. - 2005, № 2..

Осорина М.В.  Секретный мир детей  в пространстве мира взрослых. - СПб 2000.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005.

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению.

Сентябрь

Тема

Задачи

Вид деятельности

1-ая неделя

«Лето, ах, лето!». Используем кальку для передачи расстояния и объема картины.

Учит детей рисовать насыщенные пейзажи, передавать расстояние между деревьями, цветами, животными, насекомыми с помощью 2-х листов кальки. Развивать желание творить и фантазировать.

Рисование. Краски. Фломастеры.

2-ая неделя

«Яблоки».

Учить детей рассматривать  натюрморты, замечать как художники каждый по-своему изображают яблоки. Развивать мелкую моторику рук при создании объемных поделок из теста.

Лепка из теста.

3-я неделя

Знакомство с натюрмортом.

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения. Любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетание предметов, стимулировать эстетические оценки и суждения.

Рисование красками.

4-ая неделя

«Осень на опушке».

Продолжать учить детей собирать красивые листья, высушивать их, покрасить красками, затем положить листок покрашенной стороной вниз на плотный картон, сверху прикрыть другим листом бумаги. Прижать рукой, немного надавить. На листе останется изображение растения. Развивать желание таким нетрадиционным способом.

Нетрадиционный способ рисования красками. Печатание листьев.

Октябрь

Тема

Задачи

Вид деятельности

1-ая неделя

«Дары осени».

Познакомить детей с картиной И. Т. Хруцкого «Натюрморт» - натюрмортом смешанного типа. Обратить внимание на цветовое сочетание, как способ оказания эмоционального воздействия на композицию как средство построения картины, продолжать учить самостоятельно вырезать различные формы из листа бумаги, сложенного вдвое или в несколько раз, воспитывать уважение к коллективному труду.

Аппликация.

2-ая неделя

«Снимаем урожай».

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать её красоту, учить изображать деревья с яблоками, сливами. С помощью пластилина делать эскиз, лепить отдельные детали.

Лепка «Барельеф».

3- неделя

«Фруктовая сказка».

Познакомить детей с картиной художника И. И. Машкова «Синие сливы». Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Обратить внимание на цвет, как средство передачи настроения. Учить детей рисовать свой натюрморт.

Рисование. Краски, гуашь.

4-ая неделя

«Осенние мотивы».

Учить детей аккуратно раздувать краски разных цветов на белой бумаге с помощью трубочек. Развивать фантазию на что похожи разводы, подрисовать кисточкой детали.

Нетрадиционный способ рисования.

Раздувание краски с помощью трубочек для коктейлей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма дошкольников средствами художественно-эстетического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно изважнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка,его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительн...

Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .

             Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности  происходит с первых шагов маленького челове...

Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"

Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...