Статья "Духовно - нравственное развитие дошкольников"
статья

Рудеева Дарья Андреевна

В статье духовно-нравственное развитие дошкольников рассматривается на основе практических примеров работы всех участников образовательных отношений. Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста позволяет осуществить интеллектуальное и творческое воспитание личности и обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_seminar_rudeeva_d.a.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Рудеева Д.А.

педагог

ГБДОУ детский сад № 10

Василеостровского района

Санкт-Петербурга,

Россия, г. Санкт-Петербург

В статье духовно-нравственное развитие дошкольников рассматривается на основе практических примеров работы всех участников образовательных отношений. Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста позволяет осуществить интеллектуальное и творческое воспитание личности и обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие воспитанников, культура, традиции, религия, применение требований ФГОС ДО на практике.

В современном мире тема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Дети растут в условиях перенасыщенной информационной среды: с экранов телевидения, со страниц газет, интернет-сайтов на них обрушивается огромный поток информации, к сожалению, в большинстве случаев абсолютно бездуховной, негативной, в ней сложно ориентироваться и давать правильные оценки. И наша задача с вами – задача педагогов, социальных партнеров, родительской общественности и каждого человека в отдельности – помочь детям найти свой путь, объединиться в деле воспитания духовности и нравственности.

Хочется поделиться опытом проделанной работы для решения этих проблем. ГБДОУ детский сад № 10 общеобразовательного вида  расположен в самом центре  города Санкт-Петербурга, недалеко от ростральных колонн и ряда исторических достопримечательностей на стрелке Васильевского острова. На прилегающей территории расположена игровая площадка, оборудованная всем необходимым для прогулок и игр детей. Было закуплено мультимедийное оборудование, применяемое на занятиях для показа познавательной информации. Это во многом способствовало воплощению идей, взаимосвязи отношений между участниками образовательных отношений: коллектив ГБДОУ № 10 – социальные партнеры – родительская общественность – воспитанники.

Во-первых, в качестве вариативной части основной образовательной программы ГБДОУ № 10 педагогический коллектив решил применять парциальную образовательную дополнительную программу дошкольного образования под ред. А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» для воспитанников от 2-х до 7-ми лет. Программа «Культура и творчество в детском саду» соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Настоящая программа разработана для формирования дошкольными образовательными организациями образовательных программ и организации историко-культурологического образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания, культурного и творческого развития дошкольников на основе отечественных традиций. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим демонстрационные материалы, книги для чтения, пособия для педагогов, альбомы для творческой и развивающей деятельности дошкольников. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Содержание программы обеспечивает дошкольников дополнительными материалами для социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического и творческого развития личности, формирования нравственной мотивации в социально-коммуникативной сфере, развития задатков и способностей детей в различных видах деятельности [1]. В выборе программы помог отдел религиозного образования и катехизации Епархии Санкт-Петербурга в лице специалиста по дошкольному образованию Сосновской Ж.А.

Во-вторых, педагоги поняли, что работа только «по книгам» не даст должного эффекта. Необходимо было показать, объяснить детям некоторые понятия, особенно связанные с церковью, религией, что называется «на пальцах». Ведь отмечая, такие известные традиционные праздники России, как Масленица или Пасха, прежде необходимо объяснить детям для чего и почему они созданы, чтятся по сей день. Для этого наш детский сад попросил помощи у церкви непосредственно. И люди прониклись этой проблемой. Откликнулся настоятель храма святой великомученицы Екатерины протоиерей Иоанн Пашкевич. Согласно договору, заключенному между православным приходом и ГБДОУ № 10, обеспечивается преемственность учебно-воспитательного процесса в части духовно-нравственного воспитания детей старшего возраста. В соответствии с совместным планом работы и основными направлениями деятельности учреждений проводятся различные мероприятия с воспитанниками и их родителями (законными представителями). Например, наш детский сад посещает священник о. Родион. И если сначала ребята относились к батюшке настороженно, ведь некоторые из них никогда не посещали церковь, то теперь эти встречи носят характер доверия и  понимания. Дети ждут таких занятий, а через них прорастает любовь и уважение к Родине, отчизне, вере и добру. Хочется отметить внимание родительской общественности. Все родители (законные представители) выразили согласие на совместную с приходом работу. Помогают в проведение открытых мероприятий, экскурсий в храм, общаются с настоятелем. Целью сотрудничества сторон является духовно-нравственное воспитание детей, обеспечение интеллектуального и личностного развития воспитанников ГБДОУ №10. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В-третьих, не стоит забывать, что мы живем в Санкт-Петербурге, городе трех революций, Северной Венеции, второй столице России. Наш город славится известными писателями, художниками и композиторами. Задача взрослых – привить детям этическое и эстетическое воспитание, любовь к родной речи, русскому языку. Педагоги ГБДОУ № 10 решили эту проблему совместно с библиотекой № 7 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Согласно договору, заключенному между двумя сторонами, воспитанники детского сада с 3 до 7 лет участвуют в совместных открытых мероприятиях (конкурсы детского творчества, развлечения на площадке детского сада, экскурсии в библиотеку). Одним из наиболее ярких проектов совместного творчества стали ежегодные литературные чтения «Белые журавлики», проводимые в октябре каждого учебного года. Эти встречи приурочены литературному празднику «Белые журавли», учрежденному, как праздник поэзии и духовности, способствует укреплению культурных и дружественных связей между всеми народами многонациональной России. Учредителем ежегодного мероприятия «Белые журавли» был Расул Гамзатович Гамзатов – народный поэт Дагестана, автор известного многим стихотворения «Журавли», впоследствии ставшего песней. Целями детского праздника «Белые журавлики» стали:

1. Пропаганда чтения среди детей;

2. Поднятие престижа книги и чтения среди детской аудитории;

3. Возрождение традиций семейного чтения через творчество детей;

4. Привлечение внимания детей и взрослых к развитию духовно-нравственного воспитания.

Задачи праздника «Белые журавлики»:

1. Привлечение внимания детей и взрослых к проблемам духовно-нравственного воспитания;

2. Содействие формированию интеллектуально развитой личности;

3. Активизация работы по изучению литературных произведений;

4. Поощрение творчества детей;

5. Воспитание осознанного отношения к художественному развитию, чтению книг, соблюдению традиций через развитие творческих способностей детей;

6. Совершенствование форм и методов работы педагогов по воспитанию уважительного отношения к книгам;

7. Повышение престижа детского сада и библиотеки, значимости в жизни района, развитие инновационной деятельности, продвижение новых идей и форм, общедоступных для работы по организации досуга подрастающего поколения.

Стоит отметить, что литературные произведения для ребят выбирали совместно педагоги и родители (законные представители). Праздник проходил в открытой форме на базе районной детской библиотеки.

В заключение хочется сказать, темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Поэтому воспитание человека, формирование в нем качеств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Дошкольный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Это дает реальные возможности актуализировать педагогический потенциал отечественных традиций воспитания, выверенных веками, и применить новации, современные технологии, изменив нравственное состояние общества к лучшему. Поэтому наша задача - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом, притом с искренней заинтересованностью со стороны всех участников образовательных отношений. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно.

Список литературы

1. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования. – Москва, 2015. – 64 с.

Приложение

Занятие воспитанников ГБДОУ детский сад № 10 совместно со священником храма святой великомученицы Екатерины на Васильевском острове

Выступление воспитанников на литературном празднике «Белые журавлики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...

Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Описание системы  взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...

Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Наиболее эффективным средством формирования нравственной культу...

Музыка - как одно из основных средств в нравственном развитии дошкольников

В этом материале затронуты актуальные вопросы нравственного воспитания детей, суть которой,  заключается в том, чтобы  взрастить в детской душе  любовь к родной природе, к родному дому ...

Социальный проект "Экологическое и нравственное развитие дошкольников, через благоустройство и озеленение территории ДОУ"

Социальный проект  "Экологическое и нравственное развитие дошкольников, через благоустройство и озеленение территории ДОУ". Наш проект поможет в организации образовательной среды ДОУ, в решении з...

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников»

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников» Цель: повысить качество образовательной работы по социально-нравственному развитию детей группы за счет обе...