Семинар-практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».
методическая разработка

Григорьева Татьяна Сергеевна

  Семинар-практикум проводился для воспитателей ДОУ с целью :сохранение здоровья детей;максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_spetsialista.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема семинара-практикума «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».

Цели работы на логопедических занятиях:

• сохранение здоровья детей;

• максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.

Основные задачи:

• обучить детей приёмам сохранения и формирования здоровья;

• скорректировать нарушения высших психических функций;

• скорректировать речевые процессы.

Особенности физического развития:

● нарушение дыхания и голосообразования;

● нарушения общей и мелкой моторики;

● расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

● повышенная утомляемость;

● заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

● нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

● нарушения оптико-пространственного праксиса;

● неустойчивость внимания;

● расстройство памяти (особенно слуховой);

● несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

● правильное речевое дыхание у детей;

● сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

● положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

● отсутствие напряжения и скованности у детей;

● улучшение соматического здоровья детей-логопатов;

● использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Формирование здорового образа жизни дошкольников на занятиях логопеда осуществляется через использование следующих здоровье сберегающих технологий:

Артикуляционная гимнастика, это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

● улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

● улучшить подвижность артикуляционных органов;

● укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

● уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Остановимся на одних из важных логопедических упражнений:

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.

«Чашечка»

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

 «Часики»

Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

«Лошадка»

Цокать языком .Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.

«Грибок»

Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.  

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Дыхательная гимнастика, упражнения направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

● положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

● способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

● улучшает дренажную функцию бронхов;

● восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

● исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Дыхательные упражнения:

Вдох и выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох и выдох ртом.

  • «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.

  • «Собачке жарко» (нужно чувствовать движения стенки живота)

  • «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.

  • «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф  - (развивается длительный выдох)

Зрительная гимнастика -  специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

Развитие общей моторики (физминутки, логоритмика)  - чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Сюда же можно отнести и логопедическую ритмику.

Логопедическая ритмика - это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Развитие мелкой моторики пальцев рук - развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимать прочное место в наших занятиях с детьми.

Необходимо сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

Логопедический массаж и самомассаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

Виды логопедического массажа:

1. Дифференцированный логопедический массаж используется для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.

2. Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка (повышенного тонуса) – применяется расслабляющий массаж. При гипотонии языка – стимулирующий. Цель – укрепить мышечный тонус.

Массаж осуществляется разными способами:

- точечный массаж – локальное воздействие расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).

- зондовый массаж (логопедические зонды, шпатели, зубные щетки.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Также используются:

● массаж и самомассаж лица;

● массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

● аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

Рассмотрим более подробно один из видов массажа —  это самомассаж (выполняется самим ребенком), он активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица.

Рекомендации: Длительность 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется 4—5 раз.

Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе проделать самомассаж, делает каждый на себе.

Для самомассажа мышц головы и шеи:

«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).

Для лицевой мускулатуры

«Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.

 «Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.

«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 с.

«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

 И ещё уважаемые коллеги, хочется вам напомнить, чтобы вы не забывали, про скороговорки.

     Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Прочитайте на ваших листочках  скороговорку  “глазами”, теперь  проговорите ее беззвучно. Затем  шепотом, потом  вполголоса -  медленно, в полный голос – быстро и в конце  - быстро-быстро.    

  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  • Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
  • Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
  • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.

  Сегодня мы с вами на семинаре - практикуме познакомились с приемами работы по развитию речи, а точнее: приёмы логопедического массажа, упражнения для развития правильного дыхания и с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата. Мне очень хочется, чтобы данная информация вам пригодится, и вы будете её использовать на своих занятиях с вашими детками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

Цель: выделить основные направления в формировании здорового образа жизни дошкольников;  показать роль семьи в формировании ЗОЖ.Оборудование: конверты с заданиями, презентация, проектор, экранУча...

Семинар-практикум на тему: "Создание условий по формирование здорового образа жизни у дошкольников"

                                             Создания условий по формированию ...

Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»

Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-пр...

Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни

Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум на  тему:«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Цель:-Приобщение педагогов к проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста.-П...