Главные вкладки

    Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»
    консультация по развитию речи на тему

    Исмагилова Гульфия Ильдаровна

    Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-практикума «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_praktikum_logoped.docx28.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛ А – ДЕТСКИЙ САД» №76 ГОРОДА ТЮМЕНИ

    Семинар практикум

    «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»

    Подготовила учитель-логопед:

    Исмагилова Г.И.

    Тюмень, 2016 г.

    Форма проведения:  семинар - практикум.

    Аудитория: педагоги ДОУ.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-практикума «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».

    Цели работы на логопедических занятиях:

    • сохранение здоровья детей;

    • максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.

    Основные задачи:

    • обучить детей приёмам сохранения и формирования здоровья;

    • скорректировать нарушения высших психических функций;

    • скорректировать речевые процессы.

    Особенности физического развития:

    • нарушение дыхания и голосообразования;
    • нарушения общей и мелкой моторики;
    • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
    • повышенная утомляемость;
    • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
    • нарушение темпоритмической организации движений.

    Особенности психического развития:

    • нарушения оптико-пространственного праксиса;
    • неустойчивость внимания;
    • расстройство памяти (особенно слуховой);
    • несформированность мышления;

    Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

    Ожидаемые результаты:

    • правильное речевое дыхание у детей;
    • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
    • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
    • отсутствие напряжения и скованности у детей;
    • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
    • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Формирование здорового образа жизни дошкольников на занятиях логопеда осуществляется через использование следующих здоровье сберегающих технологий:

    1. Артикуляционная гимнастика.

    Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Регулярное выполнение поможет:

    • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
    • улучшить подвижность артикуляционных органов;
    • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
    • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

    А сейчас остановимся на одних из важных логопедических упражнений

    «Лопаточка»

    Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.

    «Чашечка»

    Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

     «Часики»

    Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

    «Лошадка»

    Цокать языком .Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.

    «Грибок»

    Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.  

    «Качели»

    Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.

    «Вкусное варенье»

    Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

    1. Дыхательная гимнастика.

    Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

    • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
    • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
    • улучшает дренажную функцию бронхов;
    • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
    • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

    А теперь мы с вами выполним дыхательные упражнения.

    Вдох и выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох и выдох ртом.

    Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.

    Упражнение «Собачке жарко».

    При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.

    С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

    Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.

    Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.

    1. Зрительная гимнастика.

    Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.

    1. Развитие общей моторики (физминутки, логоритмика)

    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

    Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Сюда же можно отнести и логопедическую ритмику.

    Логопедическая ритмика - это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

    Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимать прочное место в наших занятиях с детьми.

    У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

    Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

    Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

    1. Логопедический массаж и самомассаж.

    Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

    Виды логопедического массажа:

    1. Дифференцированный логопедический массаж используется для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.
    2. Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка (повышенного тонуса) – применяется расслабляющий массаж. При гипотонии языка – стимулирующий. Цель – укрепить мышечный тонус.

    Массаж осуществляется разными способами:

    - точечный массаж – локальное воздействие расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).

    - зондовый массаж (логопедические зонды, шпатели, зубные щетки.

    При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

    Также используются:

    • массаж и самомассаж лица;
    • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
    • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

    Рассмотрим более подробно один из видов массажа —  это самомассаж (выполняется самим ребенком), он активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица.

    Рекомендации: Длительность 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется 4—5 раз.

    Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе проделать самомассаж, делает каждый на себе.

    Для самомассажа мышц головы и шеи:

    «Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).

    Для лицевой мускулатуры

    «Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.

     «Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.

    «Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 с.

    «Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

    «Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

    «Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.

    «Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

     И ещё уважаемые коллеги, хочется вам напомнить, чтобы вы не забывали, про скороговорки.

         Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

    Внимание на экран.

    Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”.  Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.    

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

    Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

     - Следующая скороговорка. Есть желающие?

     Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

         Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

     - И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе.

    На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

    На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

    На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.

     Слайд №27.

      Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: приёмы логопедического массажа, упражнения для развития правильного дыхания и с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата. Надеюсь, данная информация вам пригодится, и вы будете её использовать на своих занятиях с вашими детками.

    Занимайтесь с ребёнком, и результаты вас обязательно порадуют!

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» для детей 5-6лет .

    На этом занятии дети узнают в каких продуктах бывают витамины А.И,С,D и как можно приготовить витаминный салат....

    Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы 5-6 лет «Город здоровья».

    Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь...

    Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы «Я выбираю здоровый образ жизни»

    Представлен конспект по формированию ЗОЖ у детей подготовительной к школе группы "Я выбираю здоровый образ жизни!"...

    ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Приёмы и методы здоровьесбережения, применяемые на занятияхИспользуемые интернет-ресурсы: 1. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=13722. https://infourok.ru/vozmozhnosti-logopedic...

    Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

    Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

    Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей старшей группы Тема: «Что ты знаешь о своем здоровье?»

    Цель занятия :1. Формировать знания о здоровом образе жизни.2. Продолжать формировать культурно гигиенические навыки.3. Развивать мышление, память,  внимание.4. Воспитывать бережное отношен...