Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы На тему «Михайловский замок»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы

На тему «Михайловский замок»

 

Воспитатель: Корчажинская М.П.

 

Цель: создать условия для развития интереса и пополнения знаний детей о достопримечательностях родного города.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о городе, Санкт- Петербурге, его достопримечательностях.

Развивающие: Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом, умение слушать ответы друг друга; наглядно-образное мышление; память, способность детей сравнивать, логически мыслить.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своему городу, а так же уважительное и бережное отношение к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Оборудование:

Техническое средство: компьютер, аудио запись классической музыки.

Материал:

Карта-схема Санкт-Петербурга, иллюстрации и фотографии с видами Михайловского замка и сада, разрезные картинки с видами Михайловского замка и ограды Михайловского сада, раскраски Михайловского замка.

Предварительная работа:

Прогулки детей с родителями в Михайловский сад и к Михайловскому замку. Рассматривание иллюстраций из альбома «Дворцы Санкт-Петербурга»

Настольные игры: Разрезные картинки с видами ограды Михайловского и Летнего сада.

Ход занятия:

Воспитатель включает запись классической музыки, приглашая в виртуальное путешествие по городу Санкт-Петербургу.

Беседа с детьми (дети сидят полукругом перед воспитателем)

Воспитатель: Ребята, мы с вами в прошлый раз гуляли по аллеям Летнего сада, а сегодня познакомимся с ещё одним историческим зданием, которое находиться напротив Летнего сада.

Воспитатель: читает стихотворение

"Михайловский замок"

...осенним светом окрыленный,
старинный Замок над водой
безмолвно замер, устремленный
в небесный золотой покой...
 
старинный замок сокровенно
звучит духовной красотой
запечатленной здесь бесценно
трагичной царственной судьбой.

Воспитатель:   О каком замке говориться в этом стихотворении?

Дети: (Ответы детей)

Михайловский замок, относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, правнука царя Петра I, спланированный им тщательно и c любовью, совсем недолго прослуживший императору. Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Санкт-Петербурга. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю. Проект Михайловского замка создавал архитектор, итальянец Винченцо Бренна, талантливый мастер. В центральной части Михайловского замка, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви. Церковь была выстроена в честь Святого Михаила, отсюда и названия замка. ( Слайд1)

 

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, подруга Павла I. Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен. Они выглядят достаточно просто и строго без большого количества украшений в виде лепнины, статуй и ваз, такой стиль называется классицизм. Если сравнить с внешним видам Зимнего дворца, который строился во времена  Петра I,в другом стиле – рококо, то мы заметим разницу. ( Слайд2)

 

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров и хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Страх заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в замке. Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Главный фасад, замка смотрит лицевой частью на Летний сад и Марсово поле. Он приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой. ( Слайд 3, 4, )

 

По обе стороны на фасаде замка, мы видим выступы, это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии. ( Слайд 5)

 

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия. ( слайд 6)

 

 

 

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Этот памятник был выполнен великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, но установлен только Павлом I. ( Слайд 7)

 

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны. ( Слайд 7)

 

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны. Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны. Главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства ( Слайд 8,9,)

 

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров. Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. ( Слайд 10)

Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать. ( Слайд 11)

 

Через двадцать лет императорский замок был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок. Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы

На тему «Михайловский замок»

Воспитатель: Корчажинская М.П.

Цель: создать условия для развития интереса и пополнения знаний детей о достопримечательностях родного города.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о городе, Санкт- Петербурге, его достопримечательностях.

Развивающие: Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом, умение слушать ответы друг друга; наглядно-образное мышление; память, способность детей сравнивать, логически мыслить.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своему городу, а так же уважительное и бережное отношение к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Оборудование:

Техническое средство: компьютер, аудио запись классической музыки.

Материал:

Карта-схема Санкт-Петербурга, иллюстрации и фотографии с видами Михайловского замка и сада, разрезные картинки с видами Михайловского замка и ограды Михайловского сада, раскраски Михайловского замка.

Предварительная работа:

Прогулки детей с родителями в Михайловский сад и к Михайловскому замку. Рассматривание иллюстраций из альбома «Дворцы Санкт-Петербурга»

Настольные игры: Разрезные картинки с видами ограды Михайловского и Летнего сада.

Ход занятия:

Воспитатель включает запись классической музыки, приглашая в виртуальное путешествие по городу Санкт-Петербургу.

Беседа с детьми (дети сидят полукругом перед воспитателем)

Воспитатель: Ребята, мы с вами в прошлый раз гуляли по аллеям Летнего сада, а сегодня познакомимся с ещё одним историческим зданием, которое находиться напротив Летнего сада.

Воспитатель: читает стихотворение

"Михайловский замок"

...осенним светом окрыленный,
старинный Замок над водой
безмолвно замер, устремленный
в небесный золотой покой...
 
старинный замок сокровенно
звучит духовной красотой
запечатленной здесь бесценно
трагичной царственной судьбой.

Воспитатель:   О каком замке говориться в этом стихотворении?

Дети: (Ответы детей)

Михайловский замок, относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, правнука царя Петра I, спланированный им тщательно и c любовью, совсем недолго прослуживший императору. Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Санкт-Петербурга. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю. Проект Михайловского замка создавал архитектор, итальянец Винченцо Бренна, талантливый мастер. В центральной части Михайловского замка, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви. Церковь была выстроена в честь Святого Михаила, отсюда и названия замка. ( Слайд1)

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, подруга Павла I. Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен. Они выглядят достаточно просто и строго без большого количества украшений в виде лепнины, статуй и ваз, такой стиль называется классицизм. Если сравнить с внешним видам Зимнего дворца, который строился во времена  Петра I,в другом стиле – рококо, то мы заметим разницу. ( Слайд2)

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров и хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Страх заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в замке. Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Главный фасад, замка смотрит лицевой частью на Летний сад и Марсово поле. Он приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой. ( Слайд 3, 4, )

По обе стороны на фасаде замка, мы видим выступы, это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии. ( Слайд 5)

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия. ( слайд 6)

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Этот памятник был выполнен великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, но установлен только Павлом I. ( Слайд 7)

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны. ( Слайд 7)

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны. Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны. Главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства ( Слайд 8,9,)

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров. Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. ( Слайд 10)

Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать. ( Слайд 11)

Через двадцать лет императорский замок был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок. Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по ПДД «Знатоки правил дорожного движения»

Конспектнепрерывно образовательной деятельностиОО «Познавательное развитие»в подготовительной группе по ПДД «Знатоки правил дорожного движения»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Кем быть?»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кем быть?». Тема: «Кем быть?» Цель: расширять и конкретизировать знания детей о профессиях машиниста и билет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы «Поможем Царице Математики»

Учить на наглядной основе пользоваться знаками действий при решении примеров (плюс «+», минус «-», меньше «<», больше «>», знаком отношения равно ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы «Покров Пресвятой Богородицы».

Когда-то давным-давно у нас на Руси традиции и обычаи передавались в семье из поколения в поколение - «из уст в уста». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Весна»

Данный материал способствует обобщению представлений о весне как времени года через выполнение различных заданий в игровой форме....