Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Угощение для зимующих птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Прохоренко Снежана Викторовна

уточнение и систематизация знаний о зимующих птицах,  образе жизни зимой и роли человека в их жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod._ugoshchenie_dlya_zimuyushchih_ptits_.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белый медвежонок»

Конспект

 интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

в подготовительной группе

на тему: «Угощение для зимующих птиц»

                             

                                           Воспитатель: Прохоренко С. В., высшая

                          квалификационная категория.

                                                       

с. Газ-Сале, 2018

Цель:

уточнение и систематизация знаний о зимующих птицах,  образе жизни зимой и роли человека в их жизни.

Задачи:
Образовательные:

- расширять представления детей об особенностях внешнего вида и  повадках зимующих птиц, предпочтениях в корме, приспособлении  к среде обитания;

- закрепить правила поведения в природе;

-познакомить с изготовлением кормушки из подручного материала;
- продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с различными материалами.

Развивающие:

-развивать интерес к наблюдению за птицами;
- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук;

     - развивать речевую активность;

- развивать эстетическое восприятие, творческое,  пространственное воображение, фантазию, художественный   вкус;

- продолжать развивать координацию движений.


Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе;

- формировать эмоциональную и небезразличную к окружающему личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.


Словарная работа:  стайка.


Предварительная работа: разучивание стихов о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, отгадывание загадок о птицах, беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц.
Оборудование:
- видеоролики про зимующих  птиц, макет дерева с ветвями, картинки с изображением  зимующих птиц, картинки с изображением корма для птиц, картонные заготовки животных, клейстер, кисти, салфетки.

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Ход НОД

 Организационный момент.

Игра - приветствие.

Затихает смех веселый,

Заниматься мы готовы.

Встанем все сейчас красиво,

Поздороваемся учтиво.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

1.Введение в проблемную ситуацию

Влетает снегирь:

«Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Но в лесу стряслась беда,

Птицы гибнут с голода!

Их скорее покормите,

Много корма запасите!»

Воспитатель: Дети, вы хотите помочь голодным птицам? Но для того, чтобы помочь птицам, нужно знать, каким именно птицам необходима помощь, какой корм они любят.

(Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы). 
- Ребята, посмотрите, на  дереве поселилась стайка птиц.

-А вы знаете, что такое «стайка»?

- Да, верно, стайка – это группа птиц, которые держатся вместе.

- Давайте присядем возле дерева и познакомимся с ними поближе.

2.Актуализация знаний, умений обучающихся

- Угадайте, какие птицы собрались в эту стайку.

(Воспитатель читает загадки.  Дети рассказывают интересные факты про зимующих птиц).

Воспитатель.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.   (Снегирь)

Дети. Снегирь – маленькая птичка,  по размеру он чуть крупнее воробья. Главная особенность этих птиц – ярко-красные перышки на груди. А ещё одно отличительное свойство снегиря – это песня. Его голос невозможно перепутать с голосом другой птицы. 

Воспитатель.

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)


Дети. Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет, где находятся  насекомые и старательно извлекает их из-под коры. У дятла очень длинный  язык. Но ведь дятел не болтун! Как вы думаете, для чего ему нужен такой длинный язык? Правильно. Из всех уголков он вытаскивает языком насекомых, которые приносят дереву вред.

Воспитатель.

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)

Дети. Клёст – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик.  Для чего клестам нужен такой клюв? Совершенно верно. Такой клюв им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!

Воспитатель.

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (сорока)

Дети. Сорока – крупная птица. Среди других птиц она резко выделяется ярко-белыми боками и длинным хвостом. Характер у этой птицы скандальный и ведёт она себя очень шумно. Еще одна особенность сороки – тяга к ярким предметам. Она тащит к себе в гнездо различные блестящие мелочи и может даже забраться в жилище человека через открытое окно, и нахально порыться в вещах и поискать интересные для неё предметы.

Воспитатель.

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
( Воробей)

Дети. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. Пока на улице светло, они ищут корм. А на ночь воробышки собираются снова в стайку. У воробьев в стайке есть воробей – сторож. Что же он сторожит? Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.

Воспитатель.

Спинкою  зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
( Синица)

Дети. Синица — небольшая птичка. У них очень красивое оперение.  Ярко – желтое брюшко с черным «галстуком», на голове шапочка черного  цвета, на горлышке тоже черный шарфик, щечки белые, спинка желто-зеленая, крылья и хвост серенькие. Спрашивается, а где же в этом описании птицы синяя окраска, за что птичку прозвали синичкой. Оказывается, название этой птицы — синица произошло не от оперения, а от звонкого пения, оно у синички как звон колокольчика, зинь –синь-ци-ци. 

 

Воспитатель. Дети, как можно назвать одним словом птиц, с которыми мы познакомились?

А давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний» и ещё раз закрепим, какие птицы относятся к зимующим.

(Презентация на интерактивной доске)

3.Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель. Как вы увидели, что зимующие птицы в этой стайке разные. Все они собрались вместе ещё осенью. А как вы думаете, стайкой им легче прокормиться?

Конечно, найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше, снова искать корм. Но как мало зимой корма для птиц!  Птицам приходится очень трудно, некоторые из зимующих птиц погибают от голода. Чтобы облегчить жизнь птиц зимой, им нужно помогать.

4.Открытие нового знания или умения.

Воспитатель. А как вы думаете, кто может помогать зимующим птицам?

- А как люди могут помогать птицам?

- Как вы думаете, какой корм  можно заготовить для птиц?

- А вы знаете, что именно любят разные зимующие птицы?

- Вот это мы сейчас с вами проверим. На столах картинки с изображением продуктов питания. Мы уберём картинки, на которых изображены те продукты, что могут нанести птицам вред. А оставим те, на которых изображены продукты, полезные для зимующих птиц.

- Уберите лишнее, что птицы есть не будут.

(на двух столах картинки с изображением  сала, хлебных крошек, конфет, ягод рябины и пр.; часть детей идут к одному столу, часть детей к другому)

- Давай посмотрим, что у нас осталось.

- Оставшиеся картинки поместим на доску под картинкой с изображением той птицы, которая любит эти лакомства больше всех остальных.

(На доске картинки с изображением воробья, снегиря, клеста, синицы)

Воспитатель.  - Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? 

- Какая птица зимой питается ягодами рябины? 

- Какая птица питается семенами еловых и сосновых шишек? 

- Какая птица любит сало? 

Воспитатель: конечно, это синичка! Давайте на минутку представим себя синичками.

Физминутка «Скачет шустрая синица» 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто). 

(Дети садятся на стулья, звучит музыка)

 Сценка «Доживем до весны» (роли исполняют родители)

Вылетает Воробей и Синица.

Синица:

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра ни крошки!

Червячков и мошек нет.

А без них — какой обед?!

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока.

Сорока:

Добрый день, синичка, здравствуй!

Чик — Чирикин как дела?

Ой, не терпится похвастать –

Я сегодня принесла

Сногсшибательную весть:

Будет всем нам что поесть.

Рассказала мне подружка

Про какие – то кормушки.

Дескать, дети есть такие –

Ну, совсем совсем, не злые,

А, как раз наоборот –

Помогают птицам!

Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни легкой,

Да еще о добрых детях.

Сказки нет глупей на свете.

Не поверю никогда

Будто где – то ждет еда!

Никому мы не нужны.

Эх, дожить бы до весны!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.

Что – то кушать захотела

Я еще два дня назад.

Кто со мною в детский сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-

Я всю зиму есть хочу.

(Все улетают).

5.Воспроизведение нового в типовой ситуации

Педагог дополнительного образования (Изготовление кормушек-игрушек)

Педагог д/о: Летом мы с удовольствием наслаждаемся пением птиц и неоднократно следим за их веселыми перескоками. Но на календаре март -  трудное время для всего живого. Особенно страдают птицы, которые не улетели в теплые края, а остались зимовать с нами. Под снежным покровом они не могут найти корм и буквально через сутки голодная птичка погибает. Чем же мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (Ответы детей.)  Я предлагаю вам сделать для птиц необычные кормушки-игрушки. Они не только  помогут нам накормить птичек кормом: сухими зернами, семенами или крупами, но и порадовать их. Вы согласны? (Ответы детей.)

Педагог д/о: Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Перед нами заготовки - фигурки разных животных. Их необходимо смазать клейстером, щедро украсить различными крупами. После высыхания мы сможем прикрепить кормушки-игрушки к ветвям деревьев.

        Первое: Нанесем на заготовку клейстер – это мука, смешанная с водой, он никак не навредит птицам и поможет нам приклеить корм к заготовке.

Второе: выбираем крупы, семена и украшаем фигурку, посыпая ее сверху.

Перед началом работы нам нужно обязательно размяться.

Пальчиковая гимнастика

Птичка прилетела,

машем кистями рук

Головкой повертела,

пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта

Из моей ладошки поклевала крошки.

изображают, как клюёт крошки

Педагог д/о: Ну, вот мы готовы к работе.

(Дети приступают к работе. Педагог помогает детям, затрудняющимся в работе).

Педагог. Ну, вот наши кормушки готовы. Возьмите их аккуратно за ленточки и развести вот на эти веточки. (Педагог подводит детей к импровизированному дереву с веточками для готовых работ.) После полного высыхания мы с вами выйдем на улицу и вывесим наши кормушки на деревья. Ребята, смогли вы помочь птицам? Как вы это сделали? (Ответы детей.) Кто запомнил, как мы сделали кормушки?

(Дети садятся на стулья)

Через некоторое время появляются, не спеша, синичка и воробей, останавливаются возле дерева с кормушками.

Синица:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:

На сороку зря сердился.

И теперь уж наяву

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

Ведь на сытый- то желудок

Нам, пернатым, ерунда -

И любое время суток,

и снега и холода!»

(Обращается к синичке):

Ты со мной согласна?

Синица:

Да!

Я, сосед, с тобой согласна!

Как на свете жить прекрасно!

(Птицы улетают)

  1. Итог НОД. Рефлексия.

Видеоролик «Покормите птиц зимой»

Воспитатель: Дети, а вы смогли помочь зимующим птицам, накормили их?

- А давайте вспомним, какой корм можно заготовить для птиц?

- А вам понравилось занятие?

-Что именно понравилось?

- Все вы молодцы, трудились с большим желанием   и помогли птицам.

- Оцените, пожалуйста, свою работу: если вам всё понравилось сегодня и у вас всё получилось, возьмите себе птичку красного цвета. Если у вас возникли какие-то затруднения во время работы, возьмите птичку синего цвета. А если вам сегодня было скучно и неинтересно работать, возьмите птичку  белого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «Дикие животные и их детеныши»

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «Дикие животные и их детеныши» Цель:  закрепить знания детей о дики...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «Моя любимая игрушка»

Конспект  непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе раннего возраста На тему : «Моя любимая игрушка »  Цель :Учить называть,  и описы...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старше-подготовительной группе По теме: ««Птицы прилетели – весну принесли»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старше-подготовительной группеПо теме: ««Птицы прилетели – весну принесли»...

Методическая разработка по познавательному развитию непрерывная образовательная деятельность воспитателя с дошкольниками подготовительной группы: «Путешествие в сказочное королевство».

Создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений, побуждать интерес к изучению основ финансовой грамотности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе по теме "Космос".

Цель: закрепить приобретенные навыки счета и обратного счета и использования его в деятельности,  подготовка к освоению навыков работы с линейкой и геометрическими фигурами. Задачи: развивать тво...