Условия экологического образования детей дошкольного возраста
статья

Котлярова Жанна Валентиновна

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия экологического образования детей дошкольного возраста

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, играющего негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности. Главной же задачей этого процесса является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об универсальности и самоценности природы. Как и концепция развивающей предметной среды, разработанная С.Л. Новоселовой, создание условий для экологического образования дошкольников должно опираться на положение Л.С. Выготского о роли в развитии ребенка зоны ближайшего развития и теории амплификации дошкольного детства А.В. Запорожца. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
– познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
– эколого-эстетического развития (привлекать внимание ребенка к окружающим природным объектам, способствовать развитию умения видеть красот окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
– оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
– формирования нравственных качеств ребенка (создание условий каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
– формированию экологически грамотного поведения (формирование навыков рационального природопользования: ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
– экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.);
Таким образом, экологизация развивающей природной среды во всех дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания, познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Однако, как указывает в своих исследованиях Н.А. Рыжова, в настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по существующему уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педколлектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость в вариативном подходе к организации среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.
С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В работах Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой выделены основные элементы развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на современном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста

Главной задачей экологического воспитания дошкольников является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные и...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

«Инновационные подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».

Статья посвящена проблеме экологического образования определяется она тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества. В период дошкольного детс...