Мастер- класс для педагогов "Ознакомление детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки"
материал

 Оксана Петровна Перерва

Целью данного мастер- класса является совершенствование педагогического мастерства в вопросах экологического воспитания, создание условий для формирования положительного отношения к экологической сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

-оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

-совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах

экологической сказки;

-способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для

формирования положительно эмоционального отношения к экологической

сказке.

Ход мастер класса:

           Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня в своем мастер классе я  постараюсь  познакомить вас с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является особенно актуальным.

Главная задача экологического воспитания в детском саду -научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё

преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых

понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

         «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С

помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое

понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?

Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды -пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.

Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к

другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с

удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно следственных связях в природном комплексе.

Практическая часть.

Задание участникам мастер класса:

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое- где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из -под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", возразила Маша. Зима в лесу любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук:  это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье - то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка сказал Петя, Давайте ее поймаем »

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница - единственное хвойное дерево, с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц , в неволе они погибнут.

А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц»

Ведущий: Однажды Ежик и Зайчик отправились в лес, чтобы нарвать красивых цветов на День рождения Медвежонка. Но когда они возвращались домой , вдруг пошел сильный дождь. Зайчонок сразу погрустнел, он чуть не плакал.

Ежик: «Зайчик! Что случилось? Почему ты такой грустный?»

Заяц: « А чему радоваться ? Ты посмотри ,какая погода,  дождь льет, как из ведра, у меня испортилось настроение ».

Ежик: «Зайчик, а ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово , можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага , Зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: « И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ,Зайчик, тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо,  Ежик.»

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: «Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему, Ежик, радоваться. Цветы, которые я поставил в вазу, засохли. Мне так жалко».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да, дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения, деревья. Поэтому нужно радоваться всему: и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и придумать свою экологическую сказку.

Алгоритм составления сказок.

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким- либо словом, например: лес.

2.Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.

3.Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливый, важный, веселый, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

4.Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.

5.Описывается случай.

6.Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.

7.Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.

8.Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным жизненным ситуациям.

9.Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там

то...», «Как кто- то учился мудрости».

Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег,  какие же

этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок

4.Исправление ошибок в сказках.

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно

работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,

увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей

    Мастер класс для педагогов

«Ознакомление дошкольников с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки»

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 воспитатель МБДОУ ДС №23

                                                                                 Перерва О.П.

                                                    2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность"

Мастер-класс поможет педагогам заинтересовать детей математикой, привить им любовь к этой науке....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»

Особенностью работы по формированию математических знаний у дошкольников  в условиях ДОО является интеграция образовательной области  «Познавательное развитие» с другими обр...

Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»

Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование  элементарных математических представлений через экологическое воспитание»...

Мастер – класс для родителей по формированию элементарных математических представлений «На песке на бережке»

Мастер – класс для родителей по формированию элементарных математических представлений «На песке на бережке» Красота природы её явления влияют на всю жизнь человека самым непоср...

Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.

МКДОУ детский сад  «Баир»       Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки....

Мастер-класс для родителей по формированию элементарных математических представлений. Дидактическая игра «Математическое мороженое»

Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. Математическое развитие является одним из средств умственного воспитания реб...