«Формирование элементарных экологических представлений через наблюдения и опытническую деятельность».
методическая разработка по окружающему миру по теме

 

«Формирование элементарных экологических представлений через наблюдения и опытническую деятельность».

                                                                          Люди, научившиеся наблюдением и опытом,

приобретают    способность   сами   ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном  и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошел.

                                                                                                        К.Е.Тимирязев.

             Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.  Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все  это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Причина их актуальности – безграмотная, преступно расточительная, экологически невежественная деятельность людей в природе. Одна из главных задач государства – рационально  использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы.                                                                                                                                                                                     

             Детский сад является первым звеном системы непрерывного         экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным, и поисковая деятельность, как никакая другая  соответствует этим возрастным особенностям.  Поэтому педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических.     Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно – научного и экологического образования. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных экологических представлений через наблюдения и опытническую деятельность».

                                                 Люди, научившиеся наблюдением и опытом,

приобретают    способность   сами   ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном  и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошел.

                                                                                                        К.Е.Тимирязев.

             Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.  Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все  это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Причина их актуальности – безграмотная, преступно расточительная, экологически невежественная деятельность людей в природе. Одна из главных задач государства – рационально  использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы.                                                                                                                                                                                    

             Детский сад является первым звеном системы непрерывного         экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным, и поисковая деятельность, как никакая другая  соответствует этим возрастным особенностям.  Поэтому педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических.     Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно – научного и экологического образования. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

           Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует разные виды наблюдений. В процессе кратковременных наблюдений , организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется вид – циклических наблюдений. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

                  Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют экспериментирование. Эксперимент – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Эксперимент может проходить и как кратковременное и как циклическое наблюдение. Главное достоинство этого метода  заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

              В процессе наблюдения и эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи, обогащает словарный запас ребенка.   Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

              Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.  В экспериментаторстве достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.  Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

            Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования, психическое развитие ребенка затормаживается.

            Актуальность этой проблемы подчеркивают и исследователи, и практические работники. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.  Этим и обосновывается актуальность выбранной мною темы.

          Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий обеспечивающих это, является создание в групповых комнатах развивающей среды. В моей группе предметно – развивающая  среда была организована таким образом, чтобы она направляла на развитие познавательных интересов и поисково – исследовательской деятельности детей.      

             Работу по созданию предметно – развивающей среды начала с младшей группы. Первое, что у нас появилось – это книги познавательного характера, тематические альбомы, календарь природы. В календаре природы ежедневно фиксировали день недели, изменения погоды, объекты живой природы, за которыми наблюдали на прогулке. Фиксирование наблюдений в календаре  осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя с помощью готовой картинки.

         Так для фиксирования результатов циклических наблюдений я использую календари – ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовываем в календаре. Рисунки лучше, чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны) и что осталось неизменным. Например, при выращивании рассады бархатцев.                     Особое значение имеет такой календарь – ширма, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения (растения), но и условия, при которых эти изменения происходили, т.е. собственно экологические связи: зависимость состояния роста и развития растения от факторов внешней среды. Например, при проведении эксперимента по проращиванию лука – репки в разных условиях.

       Так же в нашем уголке природы мы устроили мини оранжерею, в которой представлено несколько комнатных растений. Рассматривая комнатные растения, я учила детей, различать по характерным признакам строения: форме и окраске листьев, цветов. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомились с функциями их органов: корнями растения удерживаются в земле, всасывают воду и питательные вещества, которые по стеблю идут к листьям, цветам, листья растениям нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена – это будущие новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Чтобы детям было легче запомнить названия растений, мною была создана картотека комнатных растений нашей группы, в которой я подобрала про каждое растение стихотворение или загадку.

     Для проведения исследований в нашей предметно – развивающей среде я оборудовала место под «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами.

 – Простейшие  приборы и приспособления: микроскоп, лупы,  сито, воронки, мерные ложки, шприцы без игл, воздушные шары, магниты, трубочки для воды, пробирки,  песочные часы, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркала для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
– Природный материал: семена различных растений, коллекция шишек, спил и листья деревьев, камни ракушки, несколько видов мха, гриб трутовик, косточки и семечки из овощей и фруктов, песок, глина.

 – "Бросовый   материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, кусочки кожи, меха, ткани.

 –  Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде. 
–  Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
–  Некоторые пищевые продукты: бобы, горох, рис, сахар, соль, желатин, мука и др.
       
В качестве лабораторной посуды, использую стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

       Во 2 младшей группе внесли оборудование для определения контрастных свойств,  предметов: легкий-тяжёлый, мягкий-твёрдый, гладкий-шершавый. В средней группе познакомились со свойствами различных материалов (резина, стекло, дерево и др.) и сферой их применения.  Для детей старшей возрастной группы обучающие задачи  игр усложняются. В старшем возрасте с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная, копировальная, наждачная и т.д.), тканей   ( капрон, хлопок, шерсть и т.д.)

       Предметно – развивающую среду, обогащала и систематизировала в соответствии с погружением детей в ту или иную тему. Например, знакомя детей со свойствами песка, установила в группе  мини-песочницу. Мини-песочница – идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. Мини-песочница позволила нам обогатить образовательную среду и пополнить свой методический багаж новыми приёмами, методами и дидактическими играми. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.                    Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кисти рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.  Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.  

      Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, мы одновременно делаем массаж кисти.  

        Например,  игра «Одним словом назови и запомни», «Путешествие на…» -  учат классифицировать предметы по заданным признаком.  

Игра «Следопыты» - развивает пространственное воображения,  связана с распознаванием отпечатков на влажном песке.  Игра «Узоры на песке» - развивает фантазию, воображение, закрепляет знания о круглой, квадратной форме.   Игра «Картины на зеркале» - развивает речь и воображение детей, привлекает детей к деятельности творческого характера; развивает мелкую моторику.  Игра «Раскопки далёких миров» - предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь.  

          Рядом с лабораторией размещается    «мини – музей». Это место для постоянной выставки предметов, с которыми ребята познакомились на занятии или во время эксперимента. После  окончания выставки из данных предметов составляется коллекция. Например, коллекция камней, коллекция бумаги,  ткани, ракушек, шишек, изделий из дерева, коллекция часов и др.

    Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии,  старалась закрепить её дидактической или подвижной игрой.  Во время исследований использовала театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие  приносят интересные вещи юным исследователям.

      Сказку «Колобок» использовали, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и  прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».

          Изучая литературу по экологическому воспитанию, я заинтересовалась такой формой экологического воспитания как экологическая тропа.    Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.  Экскурсии по экологической тропе формируют у детей навыки поведения в природе, воспитывают любовь и бережное отношение к природе родного края, ребята изучают закономерности природных явлений, а так же жизнь животных и насекомых. Учитывая особенности возраста детей, при организации работы на экологической тропе, можно использовать разнообразные виды и формы организации детской деятельности: экскурсии, опыты, наблюдения, экологические игры, конкурсы, праздники.

              К составлению маршрута я привлекла детей из своей группы. Вместе с ними мы выделили наиболее интересные объекты для наблюдений. Тем самым я дала возможность ребятам почувствовать  свою причастность к организации тропы. Теперь они по-особенному относятся к  ней, считают её своей, проявляют большой интерес к путешествиям по экологической тропе. Так как раньше к нам на занятия по познавательному развитию приходил сказочный персонаж «Старичок Лесовичок», которого дети очень полюбили, я решила сделать его хозяином тропинки. Изображение «Старичка Лесовичка» я   расположила в начале и конце тропинки. Таким образом, у детей создается ощущение, что «хозяин тропинки» встречает, сопровождает и прощается с ними на своей тропинке. Хорошим помощником «хозяину тропинки» стала «экологическая почта». С её помощью он присылает ребятам задания и приглашает в гости. За оказанную ему помощь, сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы: фрукты, конфеты, орехи  и т.п.  Возле каждого объекта тропы  стоит табличка с названием и краткой информацией о данном объекте. В оформлении этих табличек используются символы и  рисунки.

       Для организации работы на экологической тропинке мною был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание видовых точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, и приводится необходимая для воспитателя информация: биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия,  отражение  образа объекта в фольклоре: в сказках, загадках, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей.

              На нашей экологической тропе воссозданы фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для нашей местности (леса, луга). Это помогает познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и экосистемами леса и луга. В качестве видовых точек подобраны деревья и кустарники разных пород, разного возраста. Это рябина, береза, клен, ясень, сосна, сирень, боярышник. На  территории нашего детского сада есть участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. Это дает возможность наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. На площадке луга мы с детьми  обнаружили незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его нашли по небольшим отверстиям со снующими рядом муравьями и обозначили как видовую точку. Муравьи – насекомые барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так же весной и летом на «солнечном лужке» можно наблюдать обилие других насекомых: бабочек, божьих коровок, кузнечиков, жуков. Небольшой камень, лежащий под красавицей березой, стал пристанищем для дождевых червей и улиток – это все объекты для наблюдений детьми. В цветнике растения  подобраны таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменялись другими, то есть создана клумба «непрерывного цветения».  Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. У каждой группы детского сада здесь есть своя грядка. На огороде вместе с детьми выращиваем овощные культуры: картофель, капусту, свеклу, морковь, лук, помидоры, кабачки, зелень петрушки, укропа и салат. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Выращенные на огороде овощи используем в детском питании.
Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда.  В зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.   Это место отмечено на картосхеме.  

           Круглый год, в разные времена года я с детьми провожу различные мероприятия. Что позволяет  приобщать детей с самого раннего детства к природе и ее охране. Формировать навыки поведения в природе, воспитывать бережное отношение.

             Работа по созданию экологической тропы только началась. В дальнейшем я планирую вместе с детьми , при поддержке наших родителей создать небольшой водоем с водными растениями. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Так же мне бы хотелось выделить  участок  для посадки лекарственных растений. Здесь , проводя сенсорное обследование  частей и семян лекарственных растений, дети могли бы познакомиться с их биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

            Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе. Детям эти экскурсии приносят радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей родной природе. Наблюдения в природе проводятся в то время, когда в природе наступают более яркие изменения, например во второй половине осени, когда идёт массовое опадение листьев, или зимой, чтобы посмотреть следы на свежем снегу.
             Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

       Известно что, реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Поэтому, работу с родителями вела параллельно с подготовкой детей к исследованиям.   Для наглядной агитации приготовила:

- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей». Для того, чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей.

  - папку-ширму «Игры с песком круглый год». В ней раскрыли родителям важность игр с песком для развития детей, т.к. игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.  

    Чтобы активизировать родителей содержательным общением с собственным ребёнком  вне стен детского сада, я предложила подготовить сообщения на разные темы.

      Сейчас у нас в разработке  «Книга опытов», которую составляют родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно».  Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами; поощряли экспериментирование с ними, формировали  в детях  желания узнавать новое об окружающих их предметах и явлениях, потому что это интересно и приятно, а главное помогать ребенку в этом своим участием.

     Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения. Родители принимали активное участие в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами,  в совместных выставках из природного и бросового материала.  

        Таким образом, экспериментальная деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение. Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего возраста через непосредственно образовательную деятельность

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с усло...

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Осень».

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Осень».Данный материал будет интересен воспитателям работающим с детьми ...

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Зима».

Наблюдения  по формированию элементарных экологическихпредставлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Зима»....

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Весна».

Наблюдения  по формированию элементарных экологическихпредставлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Весна»....

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 2 года обучения. «Весна».

Наблюдения  по формированию элементарных экологическихпредставлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 2 года обучения. «Весна»....

Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 2 года обучения. «Зима».

Наблюдения  по формированию элементарных экологическихпредставлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 2 года обучения. «Зима»....