«Как провести масленичную неделю в группе и на улице»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Сластенина Галина Владимировна

Будет очень хорошо, если мамы в назначенный день принесут в сад 1-2 блинчика, воспитатели разучат с малышами стихи про весну, Масленицу, послушают песни. Можно провести мини-конкурс на самый красивый блинчик из цветной бумаги, который дети украсят собственными фантазийными аппликациями. Из старых лоскутиков (которые тоже могут принести мамы в сад из дома), можно вместе с детьми соорудить небольшую куклу-чучело. Процесс изготовления можно совместить с рассказом о Масленице, а затем на прогулке сжечь его. Только нужно следить за тем, чтобы сжигание чучела не привело к пожару или несчастным случаям. Но если все провести правильно, дети будут в восторге от происходящего и хорошо запомнят, что означает этот праздник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

 
«Как провести масленичную неделю  в группе и на улице»

Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он знаменует конец зимы, и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать. А уж как любят этот праздник дети! Ведь в эти праздничные дни  устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.

История Масленицы для детей

Историю Масленицы для детей лучше начать рассказывать с истоков древних традиций. Раньше праздник отмечался именно в день весеннего равноденствия. Праздник ознаменовывался проводами зимы, прославлением солнца, атрибутом которого стал считаться круглый блин.  

Доступные для детей объяснения истории праздника.

По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но каково же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудившихся. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.

Согласно другой легенды лежит традиция печь блины на Масленицу. Люди, уставшие от морозов и холодов, выпекали круглые блины и зазывали солнышко, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну. Праздновался праздник целую неделю, в селах устраивались народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличными играми, песнями, плясками, ярмарками и соревнованиями. Считалось, что подобными действиями народ «умасливал» солнце, делая его добрее и теплее. Отсюда и название праздника – Масленица.

Как отпраздновать Масленицу с детьми в детском саду

Кушать блины в саду всю неделю никто не позволит, ведь дети должны получать полноценное питание, а не только углеводы. Да и жирные жареные блины для детского организма в большом количестве будут не очень хорошей альтернативой детсадовского питания. И все же, можно выбрать какой-то день и сделать его торжественно праздничным. Будет очень хорошо, если мамы в назначенный день принесут в сад 1-2 блинчика, воспитатели разучат с малышами стихи про весну, Масленицу, послушают песни. Можно провести мини-конкурс на самый красивый блинчик из цветной бумаги, который дети украсят собственными фантазийными аппликациями. Из старых лоскутиков (которые тоже могут принести мамы в сад из дома), можно вместе с детьми соорудить небольшую куклу-чучело. Процесс изготовления можно совместить с рассказом о Масленице, а затем на прогулке сжечь его. Только нужно следить за тем, чтобы сжигание чучела не привело к пожару или несчастным случаям. Но если все провести правильно, дети будут в восторге от происходящего и хорошо запомнят, что означает этот праздник.

Игры, в которые можно поиграть на масленичной неделе.

Дударь.

В центре круга водящий - Дударь.

Дударь-дударь, дударище,

Старый, старый старичище

 Дударь, Дударь, что болит?

Дударь говорит, что болит (голова, нос, колено и т.д.). Играющие (стоят по кругу) берут друг друга за то место и идут так по кругу с песней. Если Дударь скажет - «ничего не болит!», то все разбегаются, а Дударь салит. Осаленный - новый Дударь.

Сковорода.

Стоят в кругу, держась за веревку, соединенную в кольцо. Вода стоит в центре круга и старается шлепнуть по рукам. Руки можно передвигать или отпускать, но при этом не ронять веревку. Воде нужно действовать очень быстро – осаленный становится водой.

Чиж.

По дубочку постучишь,
Вылетает сизый чиж.

У чижа, у чижика

Хохолочек рыженький.

Чижик по полю летал,

Правой ножкой все кивал.

Чиж, чиж, не зевай,

Себе пару выбирай!

Дети идут по кругу, держась за руки, в середине ребенок - «чиж». Дети стучат, расширяют круг, идут по кругу, «чиж» летает в обратную сторону. Действия по словам: ручками изображают хохолок и хвостик, прыгают на одной ножке, другая вперед.

Дети бегут друг к другу, обнимаются, образуя пары, остается один ребенок - «чиж».

В гости ходить.

Игроки стоят в парах по кругу, лицом в круг, держат руки «воротиками». Все поют песню (это может быть короткая припевка или частушка), а первая выбранная пара бежит через круг к любой другой паре в воротики, становясь на их место. Те, в свою очередь так же бегут к любой другой паре. Пара, которая до конца припевки не успела пробежать в воротики, выходит в круг пляшет. Игра повторяется.

Мышка.

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов: «Раз, два, три – купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот «мышка».

                             Мышка, мышка, серая кубышка,

                             Продай теремок, продай невысок!

                             Раз, два, три,- купи!

Растяпа.

Дети встают по парам, водящий в центре. У него в руках  какой-нибудь предмет, который он должен потом уронить в любой момент.

Дети поют и пляшут под песню:

Жила-была бабка              Хлопают в ладоши друг с другом

У широкой речки,

Захотелось бабке

Искупаться в речке.

Взяла бабка мыло,         Кружатся под руки «крендельком»

Мыло и мочало,

Эта песня хороша,

Начинай сначала.

 

В любое время водящий может уронить предмет, который он держит в руке. Это является сигналом быстро поменять парами, водящий тоже ищет себе пару. Кому пары не досталось - растяпа! Его дразнят: «Раз, два, три растяпа ты!» Игра продолжается с новым ведущим. Если ребенок становится растяпой второй раз, его дразнят: «Раз, два, три, четыре пять - растяпа ты опять!»

Два Мороза.

Требуется небольшая площадка с обозначенными границами. Играющие собираются на одной из коротких сторон площадки. На середину выходят два «Мороза» и обращаются к игрокам:

- Мы два брата молодые, два Мороза удалые.

- Я – Мороз - Красный нос,

- Я – Мороз - Синий нос,

- Ну-ка, кто из вас решится в путь - дороженьку пуститься?

Ребята обычно уже знают, что тут надо хором ответить:

- Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

Все бросаются перебегать площадку, а «Морозы» стараются их осалить. Осаленный должен остановиться и замереть без движения, как «замороженный». «Разморозит» его могут другие, еще не осаленные игроки, коснувшись рукой. Тогда он бежит со всеми к противоположному краю площадки, за границу которой водящие забегать уже не могут. Перебегая в другую сторону площадки, играющие стараются выручить «замороженных», но Морозы охраняют их и стараются «заморозить» кого-то еще.

Ручьи.

Играющие делятся на две команды - «гора» и «ручьи». «Гора» становятся в круг, берутся за руки и поднимают «воротиками». «Ручьи» становятся друг за другом, держась за руки. Проходят через поднятые руки цепочкой под напев:

                              Как из-под горы

                              Все бегут ручьи.

                              Ручьи, вы куда,

                              Закрываем ворота!

После этих слов руки опускаются - «ворота закрываются». Кто оказался внутри круга – становится в «гору». Игра продолжается, пока не поймают всех.

Пирог.

Выбирается водящий по считалке. Играющие становятся в две шеренги, друг против друга, водящий приседает в центре – это «пирог». Играющие поют и показывают движения:

- Какой он высоконький   (поднимают руки вверх),

- Какой он широконький (руки в сторону),

- Какой он мяконький (гладят по животу),

- Режь его, да ешь!

Первый игрок в каждой шеренге бежит к «пирогу» и первым старается его схватить или дотронуться. Кто оказался первым – уводит «пирог» в свою шеренгу, кто опоздал – становится «пирогом». В чьей шеренге окажется больше игроков – тот победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам безопасности для детей средней группы "Ребёнок на улицах города"

Занятие с использованием макета "Улица" очень интересный вариант обучения детей. Они надолго его запомнили и сейчас часто  используют в своих играх, что даёт им возможность  самостоятельно з...

Занятие по ПДД в младшей группе «Знакомство с улицей»

Цель: уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.Материал: макет улицы, игрушечные автомобили (грузовые, легковые), фигурки домов, деревьев, людей...

Конспект занятия по ИЗО в 1 младшей группе. « Весна на улице»

Программное содержание: - закреплять знания детей по теме «Одежда», «Весна»;- закреплять умение рисовать карандашом прямые и волнистые линии;- формировать представления о сезонных изменения...

ПДД в первой младшей группе «Знакомство с улицей»

Цель: уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях....

Консультация на тему "Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста"

   Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка....

Консультация для родителей «Одежда ребенка в группе и на улице» Группа раннего возраста№1 «Ладушки»

Перед родителями, которые отдают своего ребенка в детский сад, всегда встает задача, какая одежда и обувь для детского сада понадобятся. И это правильно, ведь в детском саду ребятишки не только...