АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ К ДЕТСКОМУ САДУ
статья (младшая группа)

Аннотация

 

Адаптация человека – сложное явление, включающее не только сохранение и применение в данных условиях своих биологических, но и социальных функций: способности участвовать в общественно полезном труде, осуществлять свою творческую деятельность, создавать оптимальные условия для физического, духовного и социального благополучия. Процесс адаптации человека включает в себя сложные, многогранные взаимоотношения с внешней средой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_volkova_portfolio.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Волкова Светлана Сергеевна

МБДОУ «Детский сад № 135»

г. Дзержинск

В статье рассматривается понятие «адаптация в педагогике» и способы облегчения адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.

 

Ключевые слова: адаптация, процесс адаптации, ребёнок, социальная среда, процесс.

В исследованиях М.Р.Битяновой предлагаются две трактовки адаптации. Первая рассматривает человека в качестве объекта приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе - значит подвести ученика к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным, старательным, неконфликтным. С другой стороны, М.Р.Битянова, рассматривая термин «адаптация», подводит к понятию «готовности к развитию». Адаптировать ребенка — это значит приспособить его к развитию. Ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие ему в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не приходя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу [2].

Социальная педагогика под адаптацией понимает вид воздействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [8].

С психологической точки зрения, адаптацию рассматривают как согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентаций личности с возможностями и условиями их реализации в конкретной социальной среде; как взаимоотношения индивида и его окружения; как процесс гомеостатического (от греч. «сохранение состояния») уравновешивания (Ж. Пиаже). Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Это позволяет рассматривать социальную адаптацию как социально-психологический механизм социализации личности.

Адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.

В практике накоплен и обобщен наукой немалый опыт подготовки молодежи к самостоятельной жизни и адаптации в ней. Достаточно обратиться к советскому периоду российской общеобразовательной школы, к научному поиску выдающихся отечественных педагогов (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.Ф. Каптерева, В.Н. Сороки-Росинского; в более поздний период – В.А. Сухомлинского, И.П. Волкова, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского и др.).

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность.). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе, например, она означает способность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Понятие «социальной адаптации» рассматривается в работах Т.В. Азаровой, Н. Алешиной, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, М.А. Галагузовой, М.М. Кольцовой, В.С, Маркова, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, и др.

Во многих исследованиях отмечается тесная связь процесса адаптации с различными особенностями социальной общности, в границах которой осуществляется адаптация личности к новым социальным условиям. В том числе зафиксирована связь между эффективностью обучения, выступающей одним из наиболее значимых показателей успешности адаптации и такими групповыми показателями, как сплоченность, психологический климат, функциональная целостность, ценностно-ориентационное единство и т.п.  В современной науке термин «адаптация» является многозначным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

Адаптация ребенка к детскому саду является болезненным и сложным процессом, который может сопровождаться рядом негативных изменений в детском организме. Жизнь ребенка, который поступает в дошкольное учреждение, претерпевает существенные преобразования. У него изменяется режим дня, появляется постоянный контакт со сверстниками, он находится большую часть дня в новом помещении.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду обладает рядом специфических особенностей. Дети до трех лет гораздо более восприимчивы, чем более старшие возрасты. С одной стороны, дети в возрасте 1–1,5 года наиболее легко адаптируются в коллективе. Однако, с другой стороны в этом возрасте у ребенка еще не сформировано социальное сознание. В результате наиболее благоприятным для адаптации в детском саду является возраст от 2,5 до 4 лет.

К возрастным особенностям детей раннего возраста от 2 до 3 лет относят:

- ребенок преимущественно играет самостоятельно, проявляет фантазию, подражает другим детям, может играть в простые групповые игры;

- ребенок только учится бегать, ходить на носках и сохранять равновесие на одной ноге, умеет сидеть на корточках;

- играя с игрушками, опрокидывает содержимое коробок, вываливая все на пол, открывает все крышки и ящики;

- рисуя может воспроизводить простые формы, рисует на всех поверхностях, в том числе стенах, может рисовать пальцами;

- слушает простые и не длинные рассказы, задает вопросы, начинает понимать точку зрения другого;

- ежедневное увеличение словарного запаса, начинает требовать объяснений «почему» и «как».

Таким образом, дети до 3 лет, как правило, недостаточно социализированы и не обладают полным набором навыков самообслуживания для пребывания в детском саду. Кроме того, особенность этого возраста детей является то, что они предпочитают играть самостоятельно, а не в коллективе.

Сопровождение детей раннего возраста в период их адаптации к детскому саду должно решать две основных задачи. Первой задачей является помощь детям в процессе адаптации. Здесь важную роль играет слаженное взаимодействие педагогического коллектива и родителей. Вторая задача заключается в сопровождении процесса адаптации необходимыми педагогическими и психологическими исследованиями. Это позволит обеспечить необходимую корректировку пребывания ребенка в детском саду.

Решение указанных задач должно состоять из следующих этапов.Первым является предадаптационный этап, который должен начинаться за 1–2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Поскольку речь идет о детях раннего возраста, которые начинают посещение детского сада с момента набора новой группы, то данный этап должен начинаться в мае. Для реализации мероприятий данного этапа родители должны быть заранее направлены организацией, которая контролирует очередь в детские сады, в дошкольное учреждение.

В процессе предадаптационного этапа осуществляется подготовка детей и их родителей к детскому саду путем проведения следующих мероприятий:

- знакомство родителей с воспитателем и группой в детском саду (проводится воспитателем или старшим воспитателем в мае);

- изучение уровня социального развития и психоэмоционального состояния ребенка, особенностей семейного воспитания ребенка и наличия навыков самообслуживания [1] (проводится психологом при проведении предыдущего мероприятия путем анкетирования родителей);

- выдача информационных материалов (памятки, консультации, рекомендации) родителям с целью повышения их психолого-педагогической культуры;

- разработка индивидуальных рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду в летний период (осуществляется совместно воспитателем и психологом в течение одной-двух недель и выдается родителям при следующей встрече);

- обсуждение с родителями хода индивидуальной подготовки к посещению детского сада (осуществляется психологом или воспитателем один-два раза за предадаптационный период в мае-июне).

Вторым этапом является адаптационный этап. На данном этапе начинается посещение ребенком дошкольного учреждения, протекают острая и подострая фазы адаптации. Второй этап начинается в июне-июле и может продолжаться для разных детей вплоть до декабря, в случае тяжелой адаптации. На облегчение прохождения ребенком острой фазы направлены следующие мероприятия адаптационного этапа:

- наблюдение за ребенком и заполнение индивидуальной адаптационной карты (осуществляется психологом и воспитателем);

- заполнение карты психологического фона развития группы во время адаптации (заполняется совместно психологом и воспитателем);

- выполнение комплекса занятий развивающе-профилактического блока, включающего в себя дыхательную гимнастику, релаксацию, игры на снятие эмоционального напряжения, тревожности через тактильные ощущения, игры на развитие саморегуляции, подвижные игры, рисование (осуществляется воспитателем, в составлении плана занятий учитывается карта психологического фона развития группы и участвует психолог);

- ежедневное информирование родителей о прохождении ребенком адаптации в групповых информационных уголках, папке психолога, газета для родителей, социальных сетях и другими способами (психолог совместно с воспитателем);

- разработка домашних заданий для родителей на выходные дни для облегчения адаптации (осуществляется психологом путем обучения родителей играм с водой, песком, манкой и гречкой, в «детский сад дома», дыхательным упражнениям с целью снижения эмоционального напряжения).

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой – усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

Третьим этапом является постадаптационный этап. На данном этапе у ребенка наступает фаза компенсации, преобладает устойчиво-спокойное настроение, налаживается сон и аппетит. На этом этапе уже можно сделать выводы о результате протекания процесса адаптации. Третий этап начинается, для большинства детей, в октябре и длится до конца года. Основной задачей постадаптационного периода является закрепление навыков детей, приобретенных в процессе адаптации и недопущения дезадаптации.

На третьем этапе осуществляются следующие мероприятия:

- сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада и оценка уровня адаптированности детей к ДОУ (осуществляется воспитателем по восьми параметрам: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, сон, аппетит, реакция на изменение привычной ситуации, заболеваемость);

- анкетирование родителей на тему «Эмоциональное благополучие в детском саду» с целью получения информации обратной связи;

- проведение ежемесячного собрания с родителями на тему «Адаптация детей к детскому саду» (осуществляется психологом с подведением итогов адаптации или постановкой следующих задач для родителей).

По окончании третьего этапа подводятся итоги адаптации новых групп детей в дошкольном учреждении, корректируется программа проведения адаптации на следующий год.

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

  • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в том числе и в период адаптации.

Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико – психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный для него процесс. И чтобы детям было легче войти в жизнь группы, мы много играем, так, как игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Основная задача подвижных игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре.

А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. И, конечно, подвижная игра — это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

В сети Интернет можно найти множество игр, способствующих наиболее безболезненной адаптации ребёнка к детскому саду. Вот некоторые из них:

«Весёлые лягушата»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

Оборудование: бумага, корзина, игрушка- птица.

Ход игры: воспитатель предлагает детям превратиться в храбрых лягушат и присесть на «свой» листик.

«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками маленькие лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором он сидел, грелся на солнышке и конечно разговаривал. А как лягушата разговаривают? Ква-ква. И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими.  Но лягушата были умные: скомкали свои листики и стали кидаться ими в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не бояться.

И как вариант можно эти листочки потом разорвать на мелкие части подбросить вверх - получится замечательный салют.

Результат салюта собрать вместе с детьми в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто».

«Воронята»

Цель: развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с тексом.

Ход игры: дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит:

«Воронята крепко спят,

Все по гнездышкам сидят,

А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе».


На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», -начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:

«Полетели, полетели,

Воронята полетели: «Кар-кар».

Вышла тетя на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

Воронята прилетали,

Всё до крошки поклевали:

«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», —

Клювами стучали».


Дети – «воронята» присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал:

«Ав-ав, ав-ав!»(А. Ануфриева)

Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки.

 

«Солнышко и дождик»

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Ход игры: Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками служат либо стульчики, либо круги на земле.

Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.

Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.

«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

«Смотрит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы захлопаем в ладошки,

И бегом на улицу!»

Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю.

«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает народную потешку:

«Дождик, дождик, веселей,

Капай, капли не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!»

Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»

Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»

 

«Легкое пёрышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

Ход игры: находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке – цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц.

 

«Колючий ёжик»

Цель:развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование:массажный мяч.

Ход игры: самомассаж оказывает на организм благотворное влияние. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ёжика. Аккуратно кладите шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки».

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая на ряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Баюкова, Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: автореф. дис.: канд. пед. наук / Н.О. Баюкова. – Магадан, 2007. – 21 с. 2.

2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова // сб. метод. материалов для администрации, педагогов и школьных психологов. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 123 с. 3.

3. Бусурина, И.А. Подвижные игры в период адаптации детей к детскому саду. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/04/podvizhnye-igry-v-period-adaptatsii-detey-k-detskomu (дата обращения: 20.02.2018)

4. Долгова В. М. Адаптация как научно-исследовательский феномен: сущность и содержание // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 149-152.

5. Из опыта работы педагога-психолога О.Л. Романовой. Открытый урок 1 сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/553691 (дата обращения: 15.02.2018).

6. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. – Новосибирск, 2000. – 192 с. 4.           

7. Корель, Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики / Л.В. Корель; ИЭОПП СО РАН. – Новосибирск: Наука, 2005. – 423 с. 5.

8. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 817 с

9.  Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – С. 12-13.           

10. Прокопенко Н.Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – №2 (8). – С. 47–49.

11. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука. Сиб. издательская фирма РАН, 2002. – 275 с. 6.              Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И. Царегородцева. – М.: Наука, 2000. – 322 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период,руководители ДОУ могут воспользоваться всеми пред...

Песочная терапия как средство адаптации детей третьего года жизни к ДОУ

Ребенок – самое совершенное и самое беззащитное существо из всех других существ, обитающих на нашей планете. Ни один детеныш, ни одного даже высшего млекопитающего не нуждается в таком внимании ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление фу...

Адаптация детей к условиям жизни в детском саду

Поступление в детское учреждение представляет для ребенка значительные трудности. При том многие дети становятся беспомощными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность ...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ.

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс с...

Влияние методов педагогического воздействия на адаптацию детей третьего года жизни к ДОУ.

«…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в душевный мир ребенка». В.А.Сухомлинский ...

Консультация для родителей по теме: «Причины трудной адаптации детей 3 года жизни к детскому саду»

Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается большими трудностями. Из привычной домашней обстановки ребенок попадает в новую среду. Дома малыш был в центре внимания всей семьи, в ...